Задачи на движение

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Обучающая:
    • закрепить навык арифметических действий над числами, навык решения задач на движение, на нахождение приближённого значения площади, умения решать уравнения;
    • организовать социально-прикладное применение научных знаний для разрешения практических проблем;
    • углубить знания, навыки безопасного поведения на дороге;
    • познакомить с профессией инспектор ГИБДД.
  • Развивающая:
    • развивать логическое мышление;
    • развивать навыки правильной оценки дорожной ситуации и принятия правильного быстрого решения.
  • Воспитательная:
    • воспитывать «грамотного» пешехода;
    • формировать навыки сотрудничества, работая в группе.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • диск к уроку с ИКТ;
  • презентация.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

– Сегодня я наблюдала такую ситуацию: по улице ехал грузовик и тащил за собой прицеп. На окне было объявление: «Вынос прицепа – 1,5 метра». Мальчик пропустил грузовик, стоя на расстоянии 1 м от края проезжей дороги. Нарушил ли он правила дорожного движения? (Да, т.к. при заносе грузовика, его мог бы сбить прицеп) Слайд 2

– Грузовик едет по первой полосе, а автомобиль по второй. Какое транспортное средство представляет большую опасность для ученицы, решившей перебежать дорогу перед идущим транспортом? (Легковой автомобиль опаснее, так как едет быстрее, и водитель может не увидеть из-за грузовика перебегающего дорогу школьника) Слайд 3

2. Постановка проблемы

– А знаете ли вы, с какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся? Слайд 4
– А  знаете, успеют ли дети, идущие в колонне, перейти дорогу по зелёному свету светофора, если длина колонны школьников 10м? Слайд 5
– Во сколько раз увеличивается тормозной путь во время гололёда?
– На эти и другие вопросы мы будем сегодня отвечать на уроке математики. Слайд 6

– Современное развитие науки и техники привело к тому, что на улицах появилось большое количество автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. По этой причине возросло количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ежедневно гибнут, получают увечья различной степени тяжести сотни людей, в том числе и дети. Среди пострадавших каждый седьмой школьного возраста. Мальчики в 5 раз чаще, чем девочки оказываются в подобной ситуации.
Причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

  • Неумение оценить дорожную обстановку
  • Нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежение ими
  • Нарушение правил безопасности движения.

– Знать и соблюдать правила дорожного движения должен каждый. У нас маленький посёлок и машин не так много как в крупных городах, но все вы выезжаете из посёлка или с родителями, или с руководителем группы. Поэтому должны знать правила безопасного поведения на дорогах. Слайд 7.

3. Работа по теме урока

Итак, начнём работу по теме урока.

1) Устный счёт

Задача на скорость, время, расстояние  Слайд  8

Ширина проезжей части дороги 18м. Зелёный сигнал светофора горит 20с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации?

18м = 180 дм
180 : 20 = 9дм/с = 90 см/с

– А это составляет примерно 2 шага ребёнка.

Задача на скорость, время, расстояние  Слайды 9-10

Ширина проезжей части дороги 15м. Скорость движения школьников 50см/с. Успеют ли дети, идущие в колонне, перейти дорогу по зелёному свету светофора, если длина колонны школьников 10м, а сигнал горит 20с?

1) 15 + 10 =25(м) – путь, который должен пройти последний ученик в колонне
2) 2500: 50 = 50 (с) – нужно для того, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги.

Ответ: за 20с вся колонна не сможет перейти через дорогу, поэтому нужно идти с флажками и сопровождающими.

Задача на кратное сравнение   Слайд 11

– Ребята, вы всегда должны помнить, что в зимнее время и дождливую погоду тормозной путь транспортных средств сильно увеличивается. Из-за скользкой дороги автомобилю очень трудно резко остановиться. И сколько бы ни жал на тормоза водитель, на скользкой поверхности колёса будут продолжать движение вперёд
– При сухой погоде тормозной путь автомобиля составляет 23м, а при гололёде он увеличивается до 69м. Во сколько раз опаснее перебегать улицу в гололёд перед идущим транспортом?

Задача на нахождение числа большего на несколько единиц Слайд 12

– Следующая задача поможет нам с осторожностью относиться к транспорту, который останавливается перед переходом.
– На расстоянии 18м от пешеходного перехода одновременно затормозили два легковых автомобиля. Тормозной путь одного составил 15м. А второго – на 5м больше. Кто из водителей нарушил правила движения и почему?

15 + 5 = 20(м)
18м < 20м

Первый автомобиль затормозил и остановился за 3м до пешеходного перехода, а второй автомобилист на 2м заехал на пешеходную дорожку. Он мог сбить шедших по ней людей.

2) Работа в группе

Задача на нахождение скорости. Слайды13-14

Расстояние 540 км автомобилист преодолевает за 6 часов, а мотоциклист на 4 часа больше. На сколько скорость автомобилиста больше скорости мотоциклиста? Кому из них легче остановиться и почему?

1) 540 : 6 = 90 км/ч) – скорость автомобилиста
2) 6 + 4 = 10(ч) – время мотоциклиста
3) 540 : 10 = 54 (км/ч) – скорость мотоциклиста
4) 90 – 54 = 36 (км/ч)

Ответ: на 36км/ч скорость автомобилиста больше. Легче остановиться мотоциклисту.

Решение задачи уравнением. Слайд 15

Чтобы попасть из одного посёлка в другой, расстояние между которыми 150 км, путник 3 часа шёл со скоростью 5 км\ч, после чего проехал оставшееся расстояние на попутной машине. Какое расстояние он проехал на попутной машине?

5 * 3 + Х = 150
15 + Х = 150
Х= 150 – 15
Х = 135

Ответ: 135 км путник проехал на попутной машине.

Можно ли садиться в машину к незнакомым людям?

3) Фронтальная работа. Слайды 16-17

– Можно ли играть на проезжей части? А где должны играть дети? (На игровой площадке)

Задача на нахождение приближённого значения площади

Найди с помощью палетки со стороной квадрата 100 м приближённое значение площади игровой площадки, изображённого на плане.

100 * 100 = 10000 (м.кв) – площадь квадратика
16 + 22 : 2 = 27 (кв) – всего
27 * 10000 = 270000 (м кв)

4) Задания на логическое мышление Слайд 18

– Расставив данные произведения в порядке убывания и при этом, не вычисляя результата вы узнаете, как называют хозяина дорог.

422 * 528 (р)           22 * 7 (и)       56 * 63 (и)         528 * 321 (е)
25 * 43 (о)               25 * 63 (р)     84 *147 (у)        321* 147 (г)
147 * 56(л)              25 * 27(в)      27 * 15(щ)         22 * 0 (к)

Ответ: регулировщик

А на посту в любое время    Слайд 19
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.

Дорожный инспектор – человек, разными знаниями: может устранить неисправность в технике, оказать медицинскую помощь до приезда врачей.

5) Самостоятельная работаСлайд 20

– У каждого из вас своё  уравнение. Решив его, вы узнаете, как называется помощник инспектора ГИБДД.

(1600 + х) : 80 = 60                        2000 : х – 330 = 1330
1600 : 80+ х = 60                           (2000 – 600) : х = 70

3 2 40 20
ж е з л

6) Дополнительные вопросы и задания:

  • Мужчина вёл машину. Фары машины были не зажжены. Луны не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось шофёру увидеть её? (Был день)
  • У шофёра был брат Андрей. А у Андрея братьев не было. Могло ли такое быть? (Шофёром была сестра)
  • Какое колесо при резком повороте не вертится?(запасное)
  • Чьим сигналам должен подчиниться пешеход при одновременном регулировании движения светофором и регулировщиком? (Регулировщика)
  • Назовите известный вам «немой язык» водителей. (сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, сигналы фарами)
  • С какого возраста можно ездить детям:  на велосипеде по улицам (с 14 лет)
  • на заднем сидении мотоцикла (с 12 лет)
  • на переднем сидении в автомобиле (с 12 лет)

4. Итог

Слайд 21

Помни правила движенья,
Как таблицу  умноженья.
Знай всегда их назубок!
По улице, и по посёлку
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.

5. Домашнее задание Слайд 22

6. Рефлексия

– Перед вами светофор. Напоминаю, что означает каждый цвет светофора:

красный – настроение восторженное,
жёлтый – светлое, приятное,
зелёный – спокойное.

– Оцените своё настроение.

Литература:

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика 4 класс. Издательство Баласс, 2009 г.
  2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Интегрированные уроки математики. М. ВАКО, 2008 г.