Дифференциация звуков [ч] – [щ] и букв «ч» – «щ» в семантическом поле слова «Щучка». Логопедический урок с презентацией

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (996 кБ)


Практическая значимость использования методики «Развитие словаря через расширение семантического поля слов» в деятельности логопеда

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Ушинский К.Д.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной лингвистике и методике русского языка. Успехи учащихся младшего школьного возраста в развитии речи определяют успех в учебной работе по всем предметам в дальнейшем обучении. Развитие речи и мышления младших школьников – одна из главных задач обучения начальной школы. Богатство словарного запаса – показатель умственного и речевого развития школьников.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V–IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Знаменитые законы Солона (каждый афинянин должен сам защищать себя на суде) заставили многих обращаться к услугам ораторов. Изучение красноречия становилось необходимостью. Большой интерес (и в настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» [Аристотель, 1963, с. 21]. Или: «Всякое слово имеет некоторый определенный смысл; поэтому всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание» [там же, с. 29]. Особый подход Аристотеля к поэтической речи неоднократно подчеркивали В. Гумбольдт, Л.П.Якубинский.

Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л.П.Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом» [Федоренко,1973, с. 6].

Методика «Развитие словаря через расширение семантического поля слов» опирается на исследования выдающихся учёных, лингвистов, психологов Л.С. Выгодского, А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, работы которых популярны и широко используются во всём мире.

Экспериментальное обучение включает в себя следующие направления:

  • уточнение имеющегося словаря;
  • активизация и обогащение словаря через обучение различным способам словообразования и развитие фонематических процессов на более высоком уровне;
  • формирование и расширение « семантических полей» значений слов – глаголов, существительных, прилагательных, наречий;
  • развитие валентностей слов;
  • развитие функций словоизменения;
  • формирование психологической базы речи (внимания, восприятия различной модальности, памяти, воображения, мышления).

Методика опирается на естественный речевой онтогенез. Она предусматривает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, связь речи с другими сторонами психического развития. Таким образом, эффективно, результативно и целесообразно использование этой методики в работе с детьми, имеющими недостаточную сформированность всех языковых структур (ОНР, НВОНР). В основе методики лежит « ассоциативный эксперимент», разработанный А.Р. Лурия. В результате обучения по методике «Развитие словаря через расширение семантического поля слов» учащиеся достигают:

  • Значительного увеличение словаря

Исследования психологов (Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия и др.) показывают, что слово не только указывает на определённый предмет, действие, качество или отношение, оно вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций, который называется «семантическим полем» (А.Р. Лурия). Если мы забыли слово, и оно как бы находится «на кончике языка», мы ищем его среди «семантического поля», где слова в норме группируются по определённым типам, то есть хранятся в памяти языка упорядоченно. Ребёнок не способен сразу смоделировать объёмное «семантическое поле». Оно формируется постепенно в результате работы по вышеназванной методике. Сначала дети учатся моделировать небольшое поле, связанное с определённой ситуацией, а затем постепенно его расширяют. В результате такой работы ребёнок легко актуализирует, припоминает и запоминает на одном занятии не 3-5 новых слов, а 25-35, а то и более.

  • Навыков  словообразования и словоизменения

Одновременно с расширением «семантического поля», на занятиях систематически на практическом уровне развивается функция словоизменения и словообразования.

В исследовании Э.А. Федеравичене формирование словообразовательных знаний и умений рассматривается как важнейшее условие обогащения словаря, совершенствование грамматического строя, что необходимо ребенку для более точного выражения мысли в связной речи. Элементарные знания о структурно-семантических связях слов и умение проводить словообразовательный анализ используются при построении развернутых высказываний, совершенствуют монологическую речь.

Словообразование, как отмечалось выше, – важная часть работы над формированием грамматического строя речи. Детей подводят к образованию какого-либо слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предмет посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал, поехал, выехал) в связном высказывании.

  • Улучшение отбора и оперирования языковыми знаками в процессе обучения

У детей с речевым недоразвитием нарушен не только процесс накопления слов и соотношение употребления слов различных частей речи, но и процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности. В ходе работы по вышеназванной методике идёт формирование, расширение и систематизация «семантических полей» значений слов – глаголов, прилагательных, наречий, существительных более абстрактного значения, которыми так бедна речь детей. Отбор слов в процессе высказывания является для ребёнка сложным процессом, кроме этого, любое слово обладает «пучком» прямых и переносных значений, что ещё больше осложняет ситуацию. В связи с этим, на каждом занятии осуществляется поэтапная работа с различными частями  речи, их прямым и переносным значениями, что позволяет облегчить «выбор ближайшего значения слова» (А.Р. Лурия ).

  • Спонтанное ( самостоятельное ) развитие речи детей при её недоразвитии.

Вероятность употребления слова зависит от тех лексических связей, которыми характеризуются слова. Связи, которые возникают между словами, принято называть валентностями слов. (А.Р. Лурия.). В русском языке каждое слово имеет ограниченное количество валентностей. Согласно методике, большое значение придаётся развитию валентностей слов. С помощью различных приёмов и методов на занятиях постоянно формируются связи, возникающие между словами. Именно благодаря существованию валентностей и организации «семантических полей» укрепляются психологические механизмы, дающие толчок к спонтанному развитию речи детей при её недоразвитии. Рассмотрим это подробнее:

  • слово актуализирует цепь ассоциаций, что вызывает к жизни множество слов. Подводя итог урока по методу рефлексии мы хорошо наблюдаем этот процесс;
  • облегчается поиск слов, более точных по смыслу;
  • создаются благоприятные условия для  построения словосочетаний и предложений;
  • простое предложение распространяется до сложного на основе  отработанных словосочетаний.

Всё перечисленное является основой для программирования схемы целого высказывания.

В  процессе обучения осуществляется громадная речемыслительная деятельность, развитие психических процессов, повышается познавательная активность  детей и уровень словесно-логического мышления.

Углубленная словарная работа, в частности работа над смысловой стороной слова, приводит к существенным сдвигам в развитии связной речи. Развитие  у детей умения оперировать словами, сопоставлять их, оценивать и отбирать повышает уровень произвольности устной монологической речи и помогает произвести существенный сдвиг в построении связного высказывания.

Сформированное  умение обирать слова играет большую роль при построении связного высказывания. Внутри каждого вида работы по развитию речи формируются умения и навыки более широкого характера.

У детей развивается осознание смысловой стороны слова как его особого свойства, семантически точный, в соответствии с контекстом высказывания, отбор слов, благодаря чему связная речь детей совершенствуется как в отношении связности (в частности, плавности, предупреждения и преодоления семантически неоправданных пауз), так и в отношении образности и выразительности.

Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Подчеркивается, что неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.

Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова (свежий хлеб – черствый; свежая газета – вчерашняя; свежая рубашка – грязная).

Ценность урока, построенного по методике «Развитие словаря через расширение семантического поля слов»

  • Урок проблемный на всех этапах.
  • Осуществляется активная речемыслительная деятельность детей на занятии.
  • Формирование словообразовательных моделей и навыков словоизменения на всех этапах урока.
  • Комплексное развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических представлений.

Литература:

  1. Ванюхина Г.А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля. ж-л Логопед. 2006, № 4.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.
  3. Козырева Л.М. Как образуются слова. Ярославль, 2001.
  4. Репина З.А. Поле речевых чудес. Уч.-метод. пособие. – Екатеринбург. 2001.
  5. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. Подготовка детей к школе в детском саду. – М., 1978.
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968.
  7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1973.
  8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.  

Приложение 1