Классный час с использованием ИКТ "Мастерская Деда Мороза". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (44 МБ)


Цели занятия:

  • расширить знания учащихся в области истории новогоднего праздника;
  • выполнить групповую работу – ёлочную игрушку.

Задачи:

  • познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах;
  • учить различать Деда Мороза и Санта Клауса;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
  • способствовать развитию коммуникативных способностей, умению работать индивидуально и в команде;
  • совершенствовать умение работать по шаблонам;
  • учить взаимовыручке, выслушивать ответы друг друга;
  • развивать фантазию, воображение, чувство композиции.

Оборудование и материалы к уроку:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация;
  • 8 шаблонов елочных украшений (Приложение 1);
  • кусочки ткани из набора «Салфетки универсальные» (по количеству учащихся);
  • выполненная на уроках технологии ёлка их фланели (фото прилагается);
  • для учащихся – папка для труда (клей, ножницы), черный фломастер.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Слайд 1)

– Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Посмотрите, всё ли готово к уроку. Тихо садитесь.

2. Сообщение темы классного часа

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод.
Это праздник… (Новый год)

 – Правильно. Приближается самый любимый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут его.

Кто ребят под Новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из леса привез?
Отгадайте! (Дед Мороз)

– И сегодня мы узнаем про Деда Мороза: откуда появился, где живет, как он готовится к празднику. Но не только беседовать мы будем, но и мастерить. Поэтому тема нашего классного часа – «Мастерская Деда Мороза» (Слайд 2)

3. Рассказ учителя о истории возникновения праздника

 – Когда мы встречаем Новый год? (1 января) Наверно вы думаете, что этот замечательный праздник отмечали люди всегда зимой. Однако это не так. У древних народов празднование Нового года было ознаменовано приходом весны, победой жизни над смертью, и приходилось на 1 марта. Гораздо позже встречали Новый год 1-го сентября. 1-го января повелел отмечать на Руси Новый год царь Петр I (Слайд  3).
Это было более 300 лет назад. Пётр I повелел 1-го января поздравлять друг друга с Новым годом, выходить на улицу и стрелять в небо из своих ружей. И до сих пор мы стреляем вверх, но уже петардами и хлопушками. Также именно этот царь приказал всем наряжать хвойные деревья. Только игрушки тогда были очень простые – пряники, баранки, яблоки, кусочки ваты… Вот откуда пришёл обычай наряжать ёлку. (Слайд 4)
И хоть зимы тогда были очень морозными, обычай встречать Новый год прижился очень быстро. Люди с радостью выходили на улицу, жгли костры, исполняли вокруг них танцы, призывали солнце согреть скованную снегами и морозом землю.

4. Беседа о новогодних традициях. Игра «Верю – не верю»

– Как вы  традиционно в ваших семьях встречаете Новый год? Например, я всегда убираю дом к празднику. Негоже принимать Деда Мороза и Снегурочку в пыльной комнате. А вы?
Из прошедших веков пришли обычаи:
– отдавать долги перед Новым годом;
– прощать обиды;
– встречать праздник в новой нарядной одежде и др.
Это традиции русского народа. А в других странах они свои. Поиграем в игру «Верю – не верю».

  • Верите ли вы, что в Италии в новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон стулья, цветочные горшки, одежду? (Слайд 5) Да, это так. Чем больше выбросишь, тем больше богатства будет в наступающем году.
  • Верите ли вы, что в Испании надо под бой курантов съесть 12 маслин? (Слайд 6) Нет, виноградин. И тогда все загаданные желания исполнятся.
  • Верите ли вы, что на Кубе перед полуночью наполняют все сосуды в доме водой, чтобы ровно в 12 ночи вылить её из окна? (Слайд 7) А это так. Кубинцы так желают, чтобы наступающий год был чистым и ясным.
  • А верите ли вы, что в Японии в Новый год надо плакать? (Слайд 8) Нет, наоборот смеяться. Это самый весёлый японский праздник. Они считают, что если смеяться всю ночь, то  12 месяцев их ждёт удача.
  • Верите ли вы что в Германии в полночь все люди залезают на столы, стулья, кресла? (Слайд 9) А это так! С последним ударом часов он впрыгивают в новый год.

– А в нашей стране последние несколько лет прижилась ещё одна традиция – новогодние каникулы не только для детей, но и для взрослых. И в этом году мы будем праздновать Новый год, а затем и Рождества целых 2 недели.

5. Рассказ учителя о Николае Чудотворце (Слайд 10)

– А кто является главным новогодним волшебником? Кто зажигает огни на ёлках и приносит     подарки? С ноября по март у Мороза много работы. Он ходит по лесам и стучит посохом по деревьям, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам, раскрашивая окна домов узорами. Он леденит гладь озёр и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистым снегом.
Образ зимнего повелителя воплощается в русских народных сказках. Какие вы знаете сказки? («Морозко»,«Мороз Иванович») Однако у этого сказочного персонажа есть прообраз- реальный человек.
В 4 веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. Это был очень добрый человек. (Слайд  11) Особенно он был добр и щедр к детям. Как говорится в предании, дошедшем до наших дней, в Мире жила очень бедная семья. Настолько они были нищие, что отцу нечем было кормить своих трёх дочерей, и, чтобы они не умерли с голоду, он решил отдать детей в чужие семьи на воспитание. Но Николай узнал об этом и нашёл выход. Он подбросил в дом через печной  дымоход  золотые монеты. А девочки на ночь вешали сушиться свои носочки у камина. Каково же было их удивление и радость, когда утром они обнаружили в носочках золото! Ликованию не было предела, и семья была спасена.Отсюда пришла традиция вешать под Новый год свои носочки у кровати, чтобы утром получить подарок от доброго волшебника.
Много добрых дел совершил Николай при жизни. Рассказы его о доброте разошлись по всему миру, и люди многих стран стали почитать его. А церковь после смерти возвела его в ранг святых. И в России Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых.

6. Игра «Найди отличия»

У каждого народа свой Николай, добрый новогодний волшебник. Во Франции Пэр Ноэль (Слайд 12). В Финляндии Йоулупукки (Слайд 13). В Венгрии Микулаш (Слайд 14). В Италии Баббо Натале (Слайд 15). А в Америке? (Слайд 16). А у нас в России? (Слайд 17) И выглядят они по-разному, образ у каждого свой.
Последнее время с экранов телевизоров нам часто показывают Санту. И очень редко Деда Мороза. А мне бы очень хотелось, чтобы вы понимали где чей образ. Давайте научимся отличать внешний вид нашего родного Деда Мороза от заграничного Санта Клауса. (Слайд  18)

– Посмотрите на экран. Какой из этих дедушек наш? (Справа)

Рассматриваем сверху вниз:
– головной убор( меховая шапка, колпак с помпончиком);
– борода (длинная, седая; короткая);
– глаза (видит хорошо; в очках);
– верхняя одежда (тёплая шуба до пят; короткая куртка со штанами);
– цвет одежды (может быть синяя, красная, белая; только красная);
– руки (в тёплых варежках; в перчатках);
– в руках (держит посох, которым может заморозить; нет посоха);
– обувь( валенки или сапоги с приподнятым носком; чёрные сапоги);
– транспортное средство (может пешком или в санях, запряжённых тройкой лошадей; ездит в повозке, запряжённой оленями);
– помощники (внучка Снегурочка; могут помогать эльфы).
Главное сходство – бездонный мешок с подарками.

7. Новогодняя физминутка (Слайды  19-28)

8. Изготовление ёлочных игрушек

– Вспомните, какое главное новогоднее украшение повелел иметь в каждом доме Пётр I? (Ёлку)
Мы на уроке технологии тоже выполнили ёлочку. Вот она, но мне кажется что она не совсем праздничная. Почему? (Нет украшений.)
Давайте порадуем дедушку, который обязательно придёт на праздник в нашу школу, украсим ёлку новогодними игрушками.
Но прежде чем приступить к работе, вспомним правила обращения с ножницами (Слайд  29). (Ученики читают с экрана)

Поэтапное выполнение работы.

– У вас на столах один конверт на четверых. Достаньте из него всё содержимое.  Рассмотрите свою будущую игрушку.
– Возьмите себе шаблон и материал одного цвета.
– Чёрным фломастером обведите свою заготовку на ткани.
– Аккуратно вырежьте деталь игрушки.
– Посмотрите на картинку, соберите свою игрушку и склейте её.
– Уберите своё рабочее место.

Во время выполнения детьми звучит музыка, на экране заставка (Слайд  30)

9. Демонстрация работ

– А сейчас вы нам продемонстрируете свои работы, но выходить сюда будете по очереди. Я буду загадывать загадки, а если отгадкой будет ваша игрушка – выходите сюда и вешайте её на ёлку:

У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

В воде она живёт.
Нет клюва, а клюёт.

Для меня конюшня – дом.
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной.

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит. Всё это шутка,
Ну, конечно, это… утка.

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали и вмиг
Получился … снеговик.

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите кто же это… лев.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.

10. Где живёт Дед Мороз

– Вам понравилась наша ёлочка? Теперь мы готовы к встрече Нового года, и с нетерпением будем ждать прихода Деда Мороза. А знаете откуда он к нам идёт? Раньше он не имел постоянного места жительства, а теперь круглый год проживает в Великом Устюге. (Слайд  31)

Его дворец в этом городе называется Резиденция. Само слово резиденция означает местопребывания важного человека, например президента. Представляете, как важен и значим для нас Дед Мороз, если он живёт в резиденции! Почему именно в Великом Устюге? Только в вологодских краях настоящие сказочные леса, дивные озёра, чудодейственные родники. Только там может жить наш волшебник.
Дворец Деда Мороза спрятан в лесу. В особняке есть тронный зал, где Дедушка встречается с важными гостями, например с Санта Клаусом. А если в этой комнате позвонить в хрустальный колокольчик, то ваши желания непременно сбудутся. В личном кабинете Деда Мороза есть книга пожеланий. В неё все гости записывают свои просьбы, но выполняет Дед Мороз конечно самые заветные и добрые. Также там есть несколько комнат с подарками Деду Морозу от ребятишек нашей огромной Родины.
Дед Морозу можем написать и мы с вами. Вот его адрес . Дед Мороз обязательно исполнит ваши желания. Ведь это стало у нас уже традицией – писать письма Деду Морозу.

11. Объяснение домашнего задания

– До праздника остаётся 2 недели, и вы ещё успеете написать письмо Деду Морозу и Снегурочке. И я сегодня хочу вам дать такое домашнее задание: напишите письмо или нарисуйте рисунок с просьбой не для себя, а для того кто вам дорог, кого вы любите, кому хотите сделать приятное. У кого есть такой человек? Это не обязательно должен быть ребёнок, подарки приятно получать людям всех возрастов. Мы сложим письма вот в этот необыкновенный конверт и отправим Деду Морозу в Великий Устюг.

12. Исполнение песни «Российский Дед Мороз»

– А теперь для Дедушки Мороза, Снегурочки и наших гостей давайте исполним песню. Дедушка нас услышит и придёт на наш праздник. (Дети выстраиваются у доски и под музыку поют песню). (Слайд 32)

13. Итог урока

– Наш классный час подходит к концу. Что нового вы узнали? Чему научились?
Я желаю вам, чтобы под ёлкой в новогоднюю ночь оказались самые желанные подарки не только вам, но и вашим близким.

Белый снег кругом искрится, светятся гирлянды ярко!
Кролик в двери к нам стучится, он принёс для всех подарки:
И удачу, и везенье, и отличную погоду,
И, конечно, поздравленья с новым счастьем! С Новым годом!

Список литературы и интернет-ресурсов:

1. Галынская М.С. «Энциклопедия Нового года и Рождества» Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2007 г.
2. Усачев А. «Большая книга Деда Мороза» Москва Оникс, 2007 г.
3. Геронимус Т. М. «Методика преподавания технологии с практикумом» Москва АСТ-Пресс, 2009 г.
4. www.edu.of.ru
5. www.24open.ru
6. www.gmk.ru
7. www.greenv.ru
8. news.most.ua
9. www.izvestia.ru
10. 900igr.net
11. ru.wikipedia.org