Некоторые результаты анализа базы данных "Гимназия"

Разделы: Физика, Информатика


База данных “Гимназия” была создана по результатам четвертных, полугодовых и годовых аттестаций учащихся 5–11-х классов [1]. На Рис.1 в качестве примера приведен фрагмент одного листа базы данных.

Рис.1 Фрагмент листа базы данных “Гимназия”.

Как видно из Рис.1 для каждого ученика в базе данных введены оценки по изучаемым предметам, полученных при аттестации, по которым определялись следующие характеристики:

  • по отдельным предметам (согласно учебного плана) определены:
    • качество знаний по предметам,
    • уровень обученности по предметам;
  • по параллелям определены:
    • качество знаний,
    • уровень обученности
    • средний оценочный балл.

Данная база была создана с помощью реляционной СУБД EXCEL. Выбор данной СУБД определялся тем, что она в первую очередь ориентирована на вычисления и построение диаграмм.

В данной работе база данных “Гимназия” будет использоваться для оценки и анализа средних значений качества знаний, для чего было проделано следующее:

  • все изучаемые предметы 5–11-х классов разбиты на три блока:
    • естественно-научный (блок №1), в который вошли: математика, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, информатика, информационные технологии, экономика, естествознание;
    • гуманитарный (блок №2), в который вошли: русский язык, литература, история, всемирная история, обществознание, граждановедение, история России, география, астрономия, риторика;
    • развивающий (блок №3), в который вошли: физкультура, труд, черчение, МХК, ИЗО, музыка;
  • по данным аттестаций для каждого класса, для каждых четверти, полугодия и года определены средние значения качества знаний по заданным блокам.

Для решения данной задачи в Excel использовались функции:

  • СУММ(),
  • СчетЕсли(),
  • СуммаЕсли().

Полученные результаты представлены в виде трех рисунков, показывающих зависимость средних коэффициентов качества знаний для разных блоков.

Рис.№2. Связь между блоками №3 и блоком №1

Рис №3. Связь между блоками №3 и блоком №2.

Рис №4. Связь между блоками №1 и блоком №2.

На всех рисунках одна точка соответствует значениям коэффициентов качества знаний, полученных для соответствующих блоков, для одного класса и для одной аттестации (четвертной, полугодовой или годовой). Как видно из рисунков, все предметы взаимосвязаны, то есть, если в одном блоке наблюдается “провал”, то он имеется и двух остальных. И, если в одном блоке идет улучшение качества знаний, то это наблюдается и в других блоках. Этот результат показывает то, что известно всем практикам, а именно, если класс не работает, то “провал” наблюдается для всех предметов (как правило, средний коэффициент качества знаний менее 30% по блокам).

Таким образом, можно утверждать, что средний коэффициент качества знаний по любому из данных блоков может рассматриваться как индикатор работоспособности данного класса в данной четверти (полугодии или годе).

Данный результат позволяет, используя базу данных “Гимназия”, проследить временной ход среднего коэффициента качества знаний для одного класса. В нашем случае можно проследить изменение среднего качества знаний за пять лет.

Были получены временные ряды для потоков 5-х, 6-х, 7-х классов (с 2005 – 2006 учебный год по 2009-2010 учебный год). В каждом потоке имеем не менее трех классов.

Естественно, для каждого отдельного класса временные вариации среднего коэффициента качества знаний свои. Они имеют свои особенности, свои временные изменения.

Данный временной ход не единственно допустимый. Например, в данной базе данных имеется класс, у которого с 6-го по 10-й класс идет систематический рост среднего коэффициента качества знаний.

Таким образом, в данной работе все предметы, изучаемые в 5–11-х классах, были разбиты на три блока: естественно – научный, гуманитарный и развивающий. Здесь они обозначены числами 1, 2 и 3. Было показано, что средний коэффициент качества знаний по любому из данных блоков может рассматриваться как индикатор работоспособности данного класса в данной четверти (полугодии или годе), то есть все предметы важны и нет “проходных”, необязательных предметов.

Используя данные по одному блоку, получен качественный график временных изменений среднего коэффициента качества знания. Он показывает, что, в основном, с 5-го класса по 9-й класс идет снижение качества знаний, а в 10–11-х классах его рост. Это можно попытаться объяснить тем, что до 9-го класса у школьников нет заинтересованности в работе. А рост качества знаний в 10-11-х классах, скорее всего, определяется необходимостью сдачи ЕГЭ.