Информационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Компьютерные игры занимают досуг детей, взрослые общаются через интернет, заказывают необходимые товары, узнают новости. Компьютер нашёл своё применение в обучении и даже оздоровлении. Хорошо это или плохо – однозначно никто ответить не может. А пока наши дошколята с лёгкостью осваивают новые игры и общаются со сложной техникой на «ты». Компьютер вызывает у них стойкий интерес. Так почему бы не использовать его в логопедической работе? Сейчас в продаже появилось большое количество игровых программ для логопедов, работающих с дошкольниками.  Авторы предлагают интересные задания для детей на всех этапах коррекционного процесса, способствующие формированию необходимых навыков и умений. Неинтересный, но такой важный, материал  на экране монитора становится крайне привлекательным. Многократное повторение, сопровождающееся красочным действом, не утомляет, а, наоборот, добавляет положительных эмоций. Занятие с использованием компьютера «удерживает» на месте даже гиперактивного ребёнка, и недостатка внимания при этом не наблюдается. Дошколята быстро и без усилия запоминают новую информацию, учатся соотносить реальные предметы с обобщёнными символами игры (о знаковой функции сознания писали А.А.Леонтьев и А.Р.Лурия), осваивают работу с манипулятором «мышь», а это развивает способность к координированной работе зрительного и моторного анализаторов.

Однако любой пользователь знает, как быстро устаревает компьютерная техника. Установка более современного оборудования и программного обеспечения требует значительных финансовых затрат. Да и сами программно-методические комплексы для диагностики и коррекции речевых нарушений у детей стоят немалых денег, что затрудняет их приобретение. Поэтому, в поисках новых путей и методов организации коррекционного обучения, мы обратились к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе Power Point.

Оказалось, что с помощью слайдовой презентации можно значительно облегчить подготовку к занятиям и улучшить качество коррекционного процесса. Низкий словарный запас у детей с общим недоразвитием речи  и наглядно-образное мышление дошкольников требуют большого количества наглядного материала, как демонстрационного, так и раздаточного. Не всегда учитель-логопед имеет под рукой необходимые иллюстрации, не каждый способен нарисовать картинку. Творческий подход педагога к созданию презентации позволит легко «составить» необходимую картинку или схему, изменить её в случае необходимости без дополнительных затрат. Кроме того, меняющиеся на экране картинки вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации.  Изучение нового с помощью презентации весьма интересно, слайды могут содержать детские рисунки, фотографии детей. Очень удобна эта программа при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями: картинки «оживают» и появляются по мере прочтения текста. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы послужат наглядным планом для пересказа. В логопедической практике применимы компьютерные задания на занятиях по обучению грамоте, обогащению и уточнению и активизации словаря детей, автоматизации и дифференциации звуков.

Кто из логопедов не знает, как монотонна и однообразна работа по автоматизации поставленных звуков. Чтобы разнообразить этот процесс специалисты подбирают множество картинок, игр, рисуют в детских тетрадках иллюстрации. Но «продвинутым» современным детям это быстро надоедает. Мы попробовали разнообразить занятия на этапе автоматизации компьютерными заданиями. Для этого подготовили презентацию, содержащую привычные этапы отработки произношения: изолированного звука, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Преимущества использования презентации неоспоримы: красочная яркая картинка на экране монитора может передвигаться, что необычайно нравится детям; остановившаяся картинка – сигнал для повторения неправильно произнесённого звука -  мощная мотивация для дошкольника; элемент сюрприза – новая картинка появится только тогда, когда правильно произнесёшь слово; и, наконец, дайте ребёнку «мышь», пусть он сам подвигает, покрутит, поуправляет, а вам останется только нажать кнопку и вернуть всё в исходное положение. Картинки презентации не выцветают, не пачкаются, их не нужно ламинировать и отводить место в кабинете для хранения. Если вы захотите пополнить словарик – в вашей презентации всегда найдётся место.

Конечно, компьютерные игры не могут заменить традиционных занятий, но  могут стать частью как индивидуальных, подгрупповых, так и фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста. Единственное условие применения презентации во фронтальной и подгрупповой работе – наличие мультимедийной установки, т.к. перед маленьким экраном монитора нельзя разместить нескольких детей. Содержание же презентации будет зависеть от вида занятий и целей, которые поставил перед собой логопед.

Для примера мы хотим показать презентацию для автоматизации звука [Л]. В ней использованы картинки и некоторые задания из альбома для дошкольников Л.А. Комаровой, иллюстрации художников Д.Р.Кудрякова и Н.В. Кулаковой. Это лишь часть презентации, в ней нет артикуляционной гимнастики, показаны только несколько слайдов на разных этапах автоматизации, несколько слайдов из материала фронтального занятия по ознакомлению детей со звуком [л], дифференциации [л]-[л'].

Как только малыш научился правильно произносить звук, ему предлагается «погудеть, как пароход». Одновременно с проговариванием ребёнка, по морю «плывёт пароход» – картинкой управляет взрослый  (слайды 3-5).

Отработанный изолированный звук вводится в слоги. Здесь опять на помощь приходит пароходик – пока он плывёт, ребёнок «лычит», а затем нужно «подружить» звук [л] с гласными звуками. Наших детей очень заинтересовали такие занятия. Ребята с удовольствием снова и снова проговаривали прямые и обратные слоги. После отработки произношения звука в слогах можно предложить ребёнку произносить слова, постепенно появляющиеся на экране монитора (слайды 6-9). Заинтересовавшиеся нашим опытом специалисты смогут добавить материал или заменить его на другой, ведь каждый логопед, несмотря на общую методику, находит  пути и средства коррекции речевого недоразвития, применимые к его конкретным ребятишкам.  

Обучая дифференциации твёрдого [л] и мягкого [л'] в словах, детям были предложены «звуковые домики» – квадраты синего и зелёного цвета.  После ответа ребёнка картинка «убегает» в квадрат соответствующего цвета, малыши наглядно убеждаются в правильности своего выбора (слайд 10). Одновременно можно отрабатывать лексическую тему. Нам кажется наиболее удобной тема «Дикие животные леса», так как лексический материал по ней насыщен изучаемыми звуками (слайды 11-12). Здесь можно предложить упражнения на развитие зрительного восприятия (наложенные контурные картинки) и другой материал по усмотрению педагога.

Для запоминания аккустической характеристики звука [л] на слайд помещены символы: синий кружок – твёрдый согласный, колокольчик – звонкий (слайд 13).

Определение позиции звука в слове – сложная задача для детей ввиду абстрактности материала. Знакомые всем «решётки» – символическое обозначение слова мы поместили на слайд, а звук находит своё место после детских ответов. Можно предоставить ребёнку возможность выложить схему слова из кружочков разного цвета, управляя «мышкой» (слайд 13, 14).

Собрать «рассыпанное» слово из букв тоже можно на слайде презентации либо с помощью анимации, либо вручную (слайд 15).

Традиционное моделирование предложения с помощью полосок также легко поместить на слайд презентации:  ребёнок читает слова, составляет из них предложение с опорой на предложенную схему. Одновременно решается несколько задач, таких как дифференциация понятий «предложение» – «слово», согласование слов в предложении и многие другие (слайд 16).

С помощью слайдовой презентации удобно учить детей разгадывать ребусы – картинка-отгадка появится, когда ребус будет разгадан, знакомить детей с многозначными словами, антонимами, синонимами, фразеологизмами. Речь детей обогащается образными выражениями, сравнениями (слайды 17, 18).

Сейчас практически в каждой семье есть компьютер. Наши презентации можно предложить родителям в качестве пособия для домашних занятий с малышом. Такие занятия в новинку для детей и всегда интересны. Кроме того, родители, часто далёкие от педагогики, уже не заставляют дошкольника «позаниматься», а предлагают «поиграть». Игровая мотивация самая мощная в дошкольном детстве, а значит, занятия принесут ощутимую пользу ребёнку и помощь логопеду в автоматизации поставленного звука и формировании словаря.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что с помощью програмы Power Point возможно решение всех задач, поставленных перед логопедом, причём её использование даёт педагогу преимущества:

  • Формирование у ребёнка мотивации и стойкого интереса к занятиям;
  • Развитие высших психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления);
  • Дополнительная возможность для автоматизации и дифференциации звуков в спонтанной речи;
  • Обучение в игровой форме;
  • Развитие зрительно-моторной координации;
  • Новая форма домашних заданий.

Таким образом,  компьютерная программа Power Point позволяет разнообразить и оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, решать одновременно несколько задач, направленных на разностороннее развитие ребёнка. Однако не стоит забывать о том, что детям дошкольного возраста время пользования компьютером следует ограничивать во избежание нарушений зрения и осанки. Организовывая компьютерные занятия с дошкольниками, мы руководствуемся требованиями СанПин. В групповом помещении и (или) логопедическом кабинете обязательно должны быть зрительно-двигательные траектории для снятия зрительного напряжения, комплексы физминуток. Прежде чем предложить такую форму домашних занятий с детьми родителям следует разъяснить, как организовать, сколько времени  можно заниматься и как проводить гимнастику для глаз и двигательную разминку.