Игровая деятельность как средство активизации воспитательно-образовательного процесса на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Современное образование открывает перед педагогом широкий выбор философии обучения и практических задач. Начался переход от обучения фактам к овладению смыслом событий, развитию эколого-гуманистического мировоззрения, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа. Сегодня, как никогда осознается ответственность общества за воспитание и образование подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, концепция модернизации российского образования на период до 2010 г нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. И здесь на первый план выдвигается профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я заметила, что занятия русским языком  не всегда вызывают у учащихся интерес, ребята на них пассивны, допускают ошибки при написании большого количества слов, их трудно организовать. Через методику «Мои смайлики» я определила отношение ребят к учебным предметам. Итог был следующим: многие дети считают этот предмет скучным, неинтересным, трудным. А ведь нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. И я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма, как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться, спешил узнавать новое, какие условия нужно создать для более успешного усвоения знаний.  Среди использования педагогами различных приемов, методов, средств для развития положительной мотивации учебной деятельности младших школьников, особое место занимает игра. Играть-то играем, но правильно или нет, как влияет игра на учебный процесс?

Поэтому я решила изучить особенности дидактической игры, ее виды, структуру, правила проведения и влияние на успешность обучения русскому языку.

Проанализировав теоретические подходы, я увидела, что этим вопросом занимались многие педагоги и психологи: К.Гросс, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, Л.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и многие другие).

В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровую деятельность можно использовать в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (как элемент более общей технологии);
– в качестве урока или его части;
– как технология внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной  целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как  средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции классификации педагогических игр.

На протяжении десятков лет многие учёные и педагоги-практики пытаются смоделировать определённую классификацию игровой деятельности. Каждая из них имеет свои сильные стороны, но единой классификации игр в настоящее время пока не существует. Свои классификации давали Л.М.Козуб, П.П.Пидкасистый, О.С.Газман и С.А.Шмаков. В своей работе я опираюсь на классификацию Г.К.Селевко.

Рассмотрим эту классификацию. Педагогические игры Г.К.Селевко делит:

По виду деятельности

  • физические (двигательные),
  • интеллектуальные (умственные),
  • трудовые,
  • социальные
  • психологические

По характеру педагогического процесса

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические,  психологические

По характеру игровой методики

  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные и игры драматизации.

Игровая cреда

  • игры с предметами
  • без предметов (настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения)

Дидактические  игры он делит на:

1. Словесно-дидактические игры

Они построены на словах и действиях играющих. В них учащиеся учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, группируют предметы, находят алогизмы в суждениях. Эти игры используют для формирования мыслительной деятельности и  самостоятельности. С помощью этих игр воспитывается желание заниматься умственным трудом.

Словесно-дидактические игры можно разделить на четыре группы:

Игры, с помощью которых формируется умение выделять главные признаки предметов, явлений

Например, «Чудесный мешочек» (загадать слово, а ребята с помощью вопросов отгадывают его)

Игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения

Например, «Собери слово», «Подбери к схеме слово»

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать, классифицировать предметы по различным признакам

Например, «Почтальон». Почтальон раздает
детям приглашения. Дети определяют куда их пригласили, объясняя орфограммы ,подбирая проверочные слова

Игры, направленные на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора

Например, грамматические задачи

2. Игры с предметами, игрушками

Играя в эти игры, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие. Ценность их в том, что с их помощь, дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками; цветом, величиной, формой, качеством. Решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении.

3. Настольно-печатные игры – разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и другие. При их использовании учащиеся развивают умение обобщать, устанавливать связи между предметами, происходит развитие памяти, мышления, речи, творчества. Также в этих играх формируются ценные качества личности: способность к перевоплощению, творческому поиску в создании необходимого образа.

Настольно-печатные игры можно разделить на пять групп:

  • Подбор картинок по парам;
  • Подбор картинок по общему признаку;
  • Игры, направленные на запоминание состава, количества, расположения картинок;
  • Игры, направленные на составление разрезных картинок и кубиков;
  • Рассказ, описание по картинке с показом движений, действий.

4. Есть ещё музыкально-дидактические игры, которые совершенствуют музыкальные способности детей. Они подходят для уроков музыки.

Работая с этим материалом, я поняла, что важно чётко различать дидактические игры и игровые приёмы, использующиеся при обучении детей. По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность – учебную, значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приёмы я по-прежнему использую. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Необходимо отметить в связи с этим следующее. К сожалению, некоторые учителя, у меня тоже это было,  воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от хода учения, а, наоборот, способствовала бы активизации  умственной деятельности.

Дидактическая  игра  имеет свою  структуру.

Дидактическая задача определяется целью урока и  воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована, предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Содержание и направленность  правил    игры зависят от задач формирования личности ребёнка, познавательного содержания, игровых задач и игровых действий. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными, с помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Вариантов подведения много. Самое главное, необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр я стараюсь сохранять все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игровой деятельности: 

  • развлекательная (доставить удовольствие; пробудить интерес);
  • коммуникативная (освоение диалектики общения);
  • самореализация (в игре как на полигоне человеческой практики);
  • диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • коррекция (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • межнациональная коммуникация (усвоение единых для всех людей социально – культурных ценностей);
  • социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога. Включая игры в образовательный процесс, я принимаю условия проведения дидактической игры:

  • Во-первых, учитель должен владеть определенными знаниями и умениями относительно дидактических игр.
  • Выразительность  проведения игры – это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  • Чтобы педагог сам включался в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  • Оптимальное сочетание  занимательности и обучения. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, непринуждённость.
  • Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  • Наглядность должна быть простой и ёмкой.

Используя  игры, я пришла к выводу, что грамотное проведение дидактической игры обеспечивается  их чёткой организацией. Прежде всего, педагог, должен осознать  и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят  в процессе игры, какому моменту игры надо уделить особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.  Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьёзный труд детей занимательным и продуктивным. Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок.

Трудно переоценить роль игры и  как средства воспитания. Рассмотрим основные направления развития личности ребёнка:

1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные.

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа или героя, учитывает особенности его поведения, его позицию. А это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность и осмысленность поведения: разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребёнок подчиняет свои собственные желания, импульсы контролю и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.

Таким образом, в игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Следовательно, игра – это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, воспитывает стремление превзойти себя.

Но дидактическая игра является средством воспитания, когда включается  в целостный педагогический процесс. Руководя игрою, оказывая  влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, я стараюсь  воздействовать на все стороны личности ребенка: сознание, чувства, волю, отношения, поступки, поведение. Ценность дидактической игры в том, что оказывая воздействие на коллектив играющих детей,  через коллектив оказывается воздействие на каждого. Таким образом, при правильном руководстве игра становится школой воспитания.

Наблюдения за детьми моего класса показали, что дети стали доброжелательнее в общении, терпимее друг к другу, появилось умение слушать друг друга и прислушиваться к мнению других.

На уроках русского языка дидактические игры я использую на разных этапах урока. Это способствует мне в формировании  познавательного интереса к предмету, активизации мыслительной деятельности; развивает наблюдательность, смекалку, обеспечивает доступность программного материала и интерес. Всегда легче запомнить то, что интересно. Игра помогает моим ученикам  и в снижении психических и физических нагрузок.

Например, ввести новое словарное слово можно с помощью создания игровых ситуаций. Например: «Накрываем на стол» (тарелка, стакан, посуда). Среди изображенных предметов выбрать те, которые нужны при накрывании на стол. Таким образом, появляются слова: тарелка, стакан, посуда.

Для того чтобы детям лучше запомнилось новое слово, использую метод ярких ассоциаций.  Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается ребенком при записи данного слова, помогая правильно написать орфограмму. В программе «Перспективная начальная школа» все словарные слова представлены именно этим способом.

Предложенные методы запоминания словарных слов более эффективны, чем традиционные.

На этапе открытия темы урока, использую игру  «Зашифрованное слово».

Задание.  Из каждого слова взять только первый слог и записать полученное слово.

Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение). Эта  игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, а также интерес.

Дидактические игры  позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая и сохраняя положительное  отношение к заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание ребёнка приковано к игре, а между тем он преодолевает трудности лингвистического характера. Игра позволяет также индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

При закреплении по теме «Парные согласные в корне  слова» я использовала игру «Рассади пассажиров». Определите, в какой самолёт сядет каждый пассажир, при этом дети объясняют способ проверки и называют проверочное слово.

Тема «Разделительные Ь и Ъ знаки» – игра «Забей гол». Определить в какие ворота попадёт мяч, объяснить почему, то есть применить правило.

Тема «Имя существительное» – игра «Сыщики». Отыскать спрятавшиеся слова, распределить их в два столбика, доказать.

Чтобы вовлечь в процесс проверки весь класс и увидеть результат тут же, использую сигнальные карточки с буквами. Сигнальные карточки «светофорики».

Перечень игр по данному вопросу можно было бы продолжить. Но в данном случае важно подчеркнуть: разобравшись в этом вопросе, мне удалось поднять на новый уровень эффективность урока русского языка  в целом.

Итак, система дидактических игр в процессе обучения русскому языку позволяет мне решать всё многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет  огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника. И главное – огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка полученные знания. 

Используя игры, я заметила, что урок стал проходить живее, у детей появился интерес к слову, к уроку. А повторно проведенная методика «Мои смайлики» доказала, что интерес к предмету возрос.  Работы по развитию речи показывают, что дети заметно лучше стали писать творческие работы. Кроме этого, произошли изменения во взаимоотношениях детей в лучшую сторону.

Представленный материал может быть использован в практической деятельности при организации и проведении уроков по русскому языку в начальных классах. 

Литература:

  1. Волков К.Н. «Психологи о педагогических проблемах» – М: Просвещение 1991 г.
  2. Газман О.С. «В школу с игрой» – М:  Просвещение 1992 г.
  3. Дик Н. Ф. Урок – игра: Ура! Ура! Игровые технологии обучения и воспитания в 3 – 4-х классах. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  4. Кабанова Л.В. «Учебные игры как средство повышения эффективности уроков». Начальная школа, 1992 г.– №1
  5. Люблинская А.М. «Учителю о психологии младшего школьника» – М: Просвещение 1977 г.
  6. Приступа Г.Н. «Совершенствование учебного процесса на уроках русского языка». – М: Просвещение 2005 г.
  7. Рахунова С.В. «Развитие интереса к учению на уроках грамматике и правописания». – М: Просвещение 2006 г.
  8. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» – М: « Народное образование» –1998 г.