Интегрированный урок (экономика + английский язык) для классов социально-экономического профиля "Мир инвестиций"

Разделы: Иностранные языки, Экономика


Программа интегрированного элективного курса “Мир инвестиций” разработана в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.[1], предусматривающей создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда... отработки гибкой системы профилей”.

Актуальность данной программы объясняется переходом к системе профильного обучения, которое позволит преодолеть существующее противоречие – между школьными знаниями и реальными компетентностями, необходимыми в жизни для самореализации человека. В настоящее время процесс глобализации проводит к тому, что владение английским языком становится не только желательным, а и необходимым условием при принятии на работу. При обучении в классах социально-экономического профиля необходимо понимать англоязычные экономические термины, ориентироваться в основных закономерностях и тенденциях развития экономики, как в своей стране, так и в мире. Поэтому актуальность данной программы также обусловлена ее практической значимостью. Она направлена на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач, использованию знаний и навыков владения английским языком, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Данная программа расширяет и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса школы с углубленным изучением экономики и английского языка, как средств профильной ориентации и самоопределения выпускника в рамках выбранного профиля и дальнейшего профильного образования.

Программа данного элективного курса ориентирована на использование учебных пособий “Вы и мир инвестиций” А. Белоусова и др. и Macmillan Guide to Economics Lilia Raitskaya, Stuart Cochrane.

В соответствии с концепцией профильного обучения целью данного курса является – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:

  1. воспитание потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
  2. развитие у обучаемых интересов в области социально-экономических наук, научного мировоззрения, а также языковых способностей и речевой культуры;
  3. формирование умений получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные данные;
  4. овладение основами этики, коммуникативно-языковых структур, лексики и практических навыков в деловом общении на английском языке.
  5. формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка ценных бумагах, для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
  6. повышение интереса к использованию полученных знаний в проектной деятельности;

Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся, определяет набор практических работ, необходимых для формирования экономического мышления и развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Содержание программы дает возможность реализовать авторские подходы, использовать разнообразные формы организации учебного процесса (дискуссии, деловые и компьютерные игры), что позволяет активизировать творческую деятельность учеников, т.е. заставляет их анализировать, объяснять, раскрывать изучаемые концепции на примерах, осуществлять поиск экономической и социальной информации с помощью Интернет-ресурсов, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д. Объяснение нового материала происходит на предлагаемых конкретных примерах, а решение познавательных и практических задач отражает типичные экономические ситуации. Участие учащихся в проектной деятельности помогает выявить степень владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”). Стремление старшеклассников к социально и личностно ориентированному общению связано с желанием овладеть умением отстаивать свои взгляды и убеждения.

В качестве основных форм организации учебного процесса используются ролевая игра и деловая игру как ее разновидность, а также проектная деятельность. Деловая игра позволяет включать в процесс обучения модель будущей трудовой деятельности уч-ся. Ролевые игры базируются на реальном речевом материале, носят проблемный характер и предполагают взаимодействие всех участников игры. Элементы интенсивного обучения присутствуют также на этапе презентации языкового материала. В планирование содержания включены контрольные уроки– презентации, которые проводятся по окончании каждого тематического блока.

Формированию ценностно-мировоззренческой компетентности помогают такие формы деятельности, как дискуссия, урок-диалог; читательской компетентности будут способствовать занятия – исследования, аналитическая беседа, сопоставительный анализ; речевой компетентности – творческие работы, устные высказывания, презентации проектов.

В результате прохождения курса старшеклассники должны знать:

  • основные концепции темы “Рынок ценных бумаг” и процесса инвестирования;
  • тенденции развития институтов рынка ценных бумаг;
  • законодательную базу, регулирующую отношения в сфере инвестиций и фондового рынка;
  • основные лексические единицы английского языка по теме “Фондовый рынок”;

уметь:

  • применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
  • обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, оперируя лексическими единицами английского языка по заданным темам;
  • осуществлять поиск нужной информации в российских и англоязычных СМИ, Интернет-ресурсах, первоисточниках;
  • работать в группах, вместе анализировать полученную информацию и находить решение деловых проблем;
  • владеть основными видами публичных выступлений, создавать и проводить презентации на английском языке.

Курс состоит из 6 тематических разделов. В каждый раздел включены занятия по экономической теории и те же темы на английском языке, при этом используются различные формы обучения.

Контроль результатов обучения и оценка приобретенных учащимися знаний, умений и навыков производится при выполнении коммуникативных заданий и проектов-презентаций после завершения каждого тематического раздела, а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля посредством Student evaluation card.

Обеспечение дидактическим материалом:

  1. Тесты и экономические лаборатории, составленные по материалам:
    1. Программа “Современная экономика”, авторы Равичев С.А., Григорьев С.Э., Свахин А.С.
    2. Программы Junior Achievement “Прикладная экономика”.
    3. Интернет-ресурсы.
    4. Российских и англоязычных СМИ
  2. Компьютерная игра “СуперБиржа” (МЦЭБО);
  3. Деловые игры: “Фондовая биржа”, Стребулаев И., “Инвестиции в ваше будущее”, МЦЭБО.

Оснащение:

  • компьютерный класс, оснащенный локальной сетью и выходом в Интернет; принтер; проектор.

Основное содержание курса “Мир инвестиций”.

Раздел 1. Введение. Экономическое развитие

Урок №1. Экономический рост.

Основные концепции “сбережение” и “инвестиции”. Понятие экономического роста. Источники экономического роста. Валовой внутренний продукт и уровень жизни.

Урок №2. Цикличность экономического развития. Цикл деловой активности. Фазы цикла. Индикаторы экономической активности.

Урок №3. Роль сбережений и инвестиций в экономическом развитии. Место потребительских расходов в структуре ВВП. Инвестиции. Сбережения. Инвестиционный спрос. Инвестиционный кризис.

Урок №4. Economic growth and economic development.

The concept of economic growth. Sources of economic growth. Gross national product and the level of living.

Урок №5. Presentation of projects “Economic crisis in the world in the news”.

Раздел 2. Понимание рынка ценных бумаг.

Урок № 6. Фондовая рынок – рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.

Фондовая рынок. Открытый рынок ценных бумаг. Агенты фондового рынка. Акции: понятие и виды акций. Дивиденды. Облигации. Процент. ГКО.

Урок № 7. Shares: concept and kind of shares.

Dividend. Bond. Government/Treasury bond. Stock market. Open market of stocks and shares. Primary and secondary market of stocks and shares. Agents of stock market.

Урок № 8. Quiz – тестирование.

Quiz – тесты создают самими ученики и обмениваются ими при тестировании.

Урок №9. Фондовая биржа. Деловая игра “Фондовая биржа”

Защитные механизмы фондового рынка. Работы фондовой биржи. Инвесторы и спекулянты. Игра на бирже. “Быки” и “Медведи”.

Урок №10. Stock exchange. Work of stock exchange. From the history of the stock exchanges.

Урок №11. Presentation of projects “From the history of the stock exchanges”.

New York Stock Exchange. Moscow Interbank Currency Exchange.

Урок №12. Деловая игра “Бычий и медвежий рынки”

Урок № 13. Компьютерная деловая игра “СуперБиржа”.

Курс акций. Расчет цены акций. Действия законов спроса и предложения на рынке ценных бумаг.

Урок № 14. Stock Indexes.

The concept of stock index. Stock indexes in different countries.

Урок №15. “Сводки биржевых индексов”. Как читать таблицы рынка акций.

Brainstorming:  “USA today”.WORLD INDEXES.

Раздел 3. Работа рынка государственных облигаций.

Урок № 16. Рыночные механизмы управления государственными финансами. Основные понятия. Законы спроса и предложения на рынке ГКО. Государственный бюджет. Государственный долг.

Урок № 17. Как работает рынок государственных облигаций. Аукцион. Первичное размещение. Доходность рынка ГКО. Операции на рынке ГКО. Операции “репо”.

Урок № 18. Warming up. Market of government bond. Primary placement. Income of government bond.

Урок № 19. Рынок акций на ММВБ. Принципы торговли корпоративными ценными бумагами. Отличие рынка ГКО от рынка корпоративных ценных бумаг.

Урок №20. Presentation of projects “Market of government bond”.

Раздел 4. Операции с ценными бумагами.

Урок № 21. Схема купли – продажи ценных бумаг. Виды поручений.

Рыночное поручение. Лимитированное поручение. Круглый лот. Неокругленный лот. Котировка акций. Поручительные билеты. Сертификат о праве собственности на акции.

Урок №22. Presentation of projects “Overview of world stock market indices”.

Урок №23. Quiz – тестирование.

Раздел 5. Как делать выбор для инвестиций в ценные бумаги.

Урок № 24. Выбор варианта инвестирования.

Урок № 25, 26. Деловая игра “Анализ вариантов инвестирования в ценные бумаги”.

Урок № 27. Precautions in the choice of investment options.

Урок №28. Пузырь доткомов — экономический пузырь.

Раздел 6. Защита прав инвесторов.

Урок № 29. Основные задачи государственного регулирования работы рынка ценных бумаг.

Урок №30. Presentation of projects “Methods of cheating investors.

The financial pyramid. Fraud risk. Machination "naduv and dumping"

Урок №31. Presentation of projects “Fraud on the Internet”.

Урок №32. Деловая игра “Инвестирование в будущее”.

Итоговые занятия № 33,34.

Защита проекта “Выбор варианта инвестирования”

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

эконом Англ. яз Всего
Раздел 1.Введение. Экономическое развитие     5
1 Экономический рост. 1    
2 Цикличность экономического развития. 1    
3 Роль сбережений и инвестиций в экономическом развитии. 1    
4 Economic growth and economic development.   1  
5 Presentation of projects “Economic crisis in the world in the news”.   1  
Раздел 2. Понимание рынка ценных бумаг.     10
6 Фондовая рынок – рынок ценных бумаг. 1    
7 Shares: concept and kind of shares.   1  
8 Quiz – тестирование.   1  
9 Фондовая биржа. 1    
10 Stock exchange.   1  
11 Presentation of projects “From the history of the stock exchanges”.   1  
12 Деловая игра “Бычий и медвежий рынки” 1    
13 Компьютерная деловая игра “Биржа”. 1    
14 Stock Indexes.   1  
15 “Сводки биржевых индексов”. 1    
Раздел 3. Работа рынка государственных облигаций.     5
16

Рыночные механизмы управления государственными финансами. Основные понятия.

1    
17 Как работает рынок государственных облигаций 1    
18 Warming up. Market of government bond. Primary placement. Income of government bond.   1  
19 Рынок акций на ММВБ. Принципы торговли корпоративными ценными бумагами 1    
20 Presentation of projects “Market of government bond”.   1  
Раздел 4. Операции с ценными бумагами.     3
21

Схема купли – продажи ценных бумаг.

1    
22 Presentation of projects “Overview of world stock market indices”.   1  
23 Quiz – тестирование.   1  
Раздел 5. Как делать выбор для инвестиций в ценные бумаги.     5
24

Выбор варианта инвестирования.

1    
25,

26

Деловая игра “Анализ вариантов инвестирования в ценные бумаги”. 2    
27 Precautions in the choice of investment options.   1  
28 Пузырь доткомов — экономический пузырь. 1    
Раздел 6. Защита прав инвесторов.     4
29 Основные задачи государственного регулирования работы рынка ценных бумаг. 1    
30 Presentation of projects “Methods of cheating investors.   1  
31 Presentation of projects “Fraud on the Internet”.   1  
32

Деловая игра “Инвестирование в будущее”.

1    
33,

34

Итоговые занятия.

Защита проекта “Выбор варианта инвестирования”

1 1 2
 

ИТОГО:

34

Литература:

    1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. – 2002. – № 6. – С. 11-40.
    2. А. Киреев. Экономика: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007
    3. А. Киреев. Экономика. 10-11 кл.:Книга для учителя – М.: Вита-Пресс, 2009
    4. С.А. Равичев, С.А. Михеева. УМК. Современная экономика, М.: МЦЭБО – Вита-Пресс, 2005.
    5. Экономика для старшеклассников. Активные формы обучения. Учебное пособие. /М. Уаттс и др., под ред. С.А. Равичева. – М.: МЦЭБО, 2003.
    6. Вы и мир инвестиций. Учебное пособие /А. Белоусова и др. –М.: Вече, 2003
    7. L. Raitskaya, S. Cochrane. Macmillan Guide to Economics, 2008
    8. Tourism and Catering by Neil Wood, Оxford University Press, 2005.
    9. http://www.usatoday.com
    10. http://www.gov.ru
    11. http://econom.nsc.ru/eco
    12. www.itar-tass.com
    13. www.interfax.ru
    14. www.rbc.ru