Звуки [в], [в'] и буква В. "Кто ходит в гости по утрам…"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • закреплять:
      • знания о букве В и звуках, которые она обозначает;
      • понятия  «гласный – согласный звуки», «твердый – мягкий  согласные звуки», соотнесение звуков с цветовым обозначением;
      • навыки  звукового анализа на материале слов со звуком «В»,
      • умения различать звуки и буквы, закрепить образ  буквы В;
      • умение правильно употреблять пространственные предлоги;
    • формировать умение составлять сложноподчиненные предложения.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи, развивать фонематические процессы;
    • тренировать мимическую мускулатуру лица;
    • стимулировать речевую активность.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • обогащать эмоциональную сферу;
    • развивать коммуникативные качества;
    • формировать доброжелательное отношение к сверстникам и мультипликационным персонажам;
    • воспитывать любовь к отечественным мультфильмам.

Оборудование: мультимедийное оборудование, воздушные шары синего и зелёного цвета, открытки с заданиями для слого-звукового анализа, цветные и простые карандаши, пластилиновые карточки, семена (фасоль, арбузные, фисташки), картинки с изображением предметов со звуками [В], [Вь], мяч, мольберт, магнитная доска с магнитами, стол для подарков.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Винни-Пух и все, все, все…», беседа о праздновании Дня рождения детей.

Ход занятия

Примечания

1. Введение детей в игровую ситуацию. Развитие общей моторики

Дети с логопедом заходят в зал.

– В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке – заходи.

Звучит  фонограмма  песни « Кто ходит в гости по утрам…» (из мультфильма «Вини-Пух и все, все, все …»

– Ребята, голос какого сказочного героя вы услышали? (Винни-Пуха).
– А вот он и сам идет.
– Здравствуй, Винни-Пух.

Винни-Пух: Здравствуйте, ребята.
–  А теперь поздоровайтесь с нашими гостями.
– Винни-Пух, мы сегодня идем в  гости к твоей подруге Сове. Она пригласила нас всех  на свой День рождения. Ну что, в путь? Вставайте все за мной.

 

Музыкальный фон.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Слайд – на экране появляется Винни-Пух

2. Работа над голосом. Массаж лица

– Ребята, Винни-Пух очень любит разные вопилки, кричалки, шумелки, дразнилки. И  мы с вами покричим  их вместе с Винни-Пухом.
– Ви-вя-ве (тонким голосом, как Пятачок);
– Вы-ва-во (громко, низким голосом, как Винни-Пух);
– Ва-ву-вы (тихим голосом).
Винни-Пух: Что-то я устал. Давайте немного отдохнем.

Массаж мимических мышц лица.

– Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьем.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Чтобы думали получше
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Мишка, мишка, рот открой
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка рот открой
И направо двинь щекой.

– Отдохнули? Тогда вперед, мне так не терпится попасть  к Сове на день рождения.

 

 

Индивидуальное и хоровое проговаривание кричалок в кругу.

 

Дети садятся на пол, выполняют массаж.
Музыкальный фон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Небольшой круг под фонограмму.

3. Создание проблемной ситуации. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика

– Вот и большой дуб, в котором живет Сова. Давайте постучим.
Сова: Здравствуй, Вини-Пух. Что нового?
– Мы, Сова,  пришли к тебе в гости. Ребята, давайте поздравим ее с Днем рождения.
Сова:  Я очень рада,  что вы пришли ко мне на День рождения. Проходите, присаживайтесь за столы.
– Сова, что это у тебя здесь написано? Со-а.
– Ребята, как вы думаете, правильно написано это слово?
– Почему? (Пропущена буква В).
– Какой звук не выговаривает Сова?
– Поэтому она пропустила букву «В»  в слове СОВА. Давайте научим ее произносить  звук «В». Но сначала Сова предлагает нам попить чаю.
– Чай мы пьем из красивой «Чашечки».
– Голову назад глотаем чай мелкими глоточками.
– Чай мы пьем с вкусным вишневым вареньем.
– Ах, какое вкусное варенье. Облизываем верхнюю  губу нижней, нижнюю – верхней.
– Наши губы довольны угощением  («Улыбка»).
– А сейчас объясним Сове, как правильно произносить звук «В».
– С помощью чего мы произносим звук «В»? (Что помогает нам произносить этот звук?)
– Нижняя губа приближается к верхним зубам, между ними небольшое отверстие, через которое выходит воздушная струя, голосовые связки вибрируют.
– Что вы знаете о звуке  [В]? (Он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким).

 

Приложение 1. Слайд – дупло Совы с надписью «Со-а».

Появляется Сова.
Дети хором поздравляют Сову.

 

 

 

 

 Артикуляционная гимнастика по показу, под музыку.

На экране слайд с правильной артикуляцией звука.

Показ у экрана.

4. Развитие фонематических процессов. Составление сложноподчинённых предложений

– Винни-Пух и Пятачок  выбирают  Сове подарки, в названии которых есть звуки [В], [Вь]. Пойдем, поможем им.
– Объясним Сове, для чего нужны эти предметы. Я начну первая.
– Здесь, ребята, мы будем оставлять наши подарки для Совы. Ей очень приятно, что мы дарим  такие полезные вещи.

 

На доске картинки со звуками «В», «Вь» и без этих звуков: кукла, мяч, варенье, телевизор,  цветы, аквариум.  Дети выбирают картинки  со звуками «В», «Вь» на мольберт.

5. Дифференциация звуков соотнесение с цветовым обозначением

– На Дне рождения играют в разные игры.  Вот и Винни-Пух предлагает  нам поиграть с воздушными шарами и научить  Сову различать звуки [В], [Вь].
–  Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки?
– У нас и шарик есть синий.
– Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
– И такой у нас шар есть.
– Научим Сову различать твердые и мягкие согласные звуки.
– Я буду называть слова, если  услышите слово со звуком «В», поднимаете синий шар, если со звуком «Вь» – зеленый: валенки, варежки, веник, цветы,  варенье, аквариум, телевизор.

 

Воздушные шары расставлены по залу.
Приложение 1. На экране Винни-Пух с шарами.
Игра проводится в кругу, затем шары убираются в сторону.

6. Слого-звуковой анализ слова «ваза»

– Ребята, на День рождения поздравления пишут на открытках. Мы тоже  подпишем Сове поздравительные  открытки. Но открытки эти не простые, а с секретиком. Разверните их. Мы покажем  Сове, как  мы умеем определять место звуков  [В], [Вь] в словах, делить слова на слоги и определять количество звуков в словах.
– Мы подарим Сове вазу.
–  В первой строке обозначьте место звука [В], в слове «ваза».
– Во второй строке нарисуйте столько коротких линий, сколько слогов в слове «ваза».
– В третьей строке нарисуйте столько кружочков, сколько в слове звуков.
– У кого сколько звуков?
– Раскрасьте гласные и согласные звуки.
– Проверьте свои работы.
– Кто сделал все правильно?
– Кто ошибся, на расстраивайтесь, мы с вами еще будем подписывать такие открытки.
– Давайте подарим Сове – имениннице наши открытки.

 

Работа с открытками.

 

Анализ каждой строки. Характеристика каждого звука с последующим цветовым обозначением.

 

 

Приложение 1. Слайд с правильно оформленной открыткой.

7. Употребление пространственных предлогов

– Винни-Пух, ты куда? По-моему, он что-то ищет. Я, кажется, догадалась – он ищет  потерянную букву В из слова  «сова». Давайте и мы с вами поищем эту букву.
– Расскажите, где вы нашли буквы.

 

Буквы спрятаны в зале.

8. Закрепление образа буквы. Развитие мелкой моторики (техника «Ниткопись»)

– Ребята, я предлагаю вам  подарить  Сове букву «В», чтобы она запомнила эту букву и правильно написала слово «СОВА» на своем домике.
–  У  вас на столах  лежит материал для изготовления этой буквы. Я думаю, что Сова очень обрадуется, если в подарок получит красивую букву «В».
– Покажите гостям, какие красивые буквы вы сделали. А теперь подарите их Сове.
Сова: Спасибо вам, ребята. Научили меня правильно произносить звук «В» и букву В мне подарили. Теперь у меня слово «СОВА» правильно написано и все гости без труда найдут мой дом.

 

 

Показать листы бархатной бумаги и цветные нитки.

Приложение 1. Слайд: над дуплом появляется надпись «СОВА».

9. Итог занятия

Вам понравилось в гостях у Совы? Какой замечательный и весёлый был День рождения у Совы. Мы дарили ей подарки, в названии которых есть звуки «В», «Вь». А еще что делали?
– Магнитом красного цвета отметьте, где нам было интересно, легко. А синим магнитом отметьте то занятие, которое для вас было трудным.
– Сова очень довольна нашими подарками и дарит нам воздушные шары с хорошим настроением. Один шар возьмите себе, а другой подарите нашим гостям.
– А нам пора возвращаться в детский сад.

(Под музыку дети уходят в группу)

 

На доске план выполнения заданий

 

Приложение 1. Слайд со всеми героями мультфильма, звучит фонограмма.