Семинар-тренинг для педагогов "Как противостоять манипуляциям"

Разделы: Школьная психологическая служба


Семинар-тренинг сопровождается показом презентации (Приложение 1).

1. Знакомство участников семинара-тренинга

– Добрый день! Мы рады Вас видеть на нашем семинаре-тренинге.
У Вас на бейджиках написаны имена, которыми мы будем Вас называть на протяжении всего тренинга. Сейчас я прошу Вас представиться по кругу – назвать имя (то, которое написано на бейдже) и Ваши ассоциации со словом «манипуляция».

2. Разминка «Толкачи»

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Участники выставляют руки ладонями вперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь», стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3-4 минуты.

Игра позволяет продемонст­рировать сущность манипуляции: в ней идет преимущественно не си­ловая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их.

После короткого обмена впечатлениями от игры и об­суждения способов, которые привели к победе, ведущий переходит к разговору о психологических манипуляциях.

3. Мини-лекция «Понятие «манипуляция»

Попытки управлять человеком или группой людей нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:

  • попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление);
  • замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения адресата (скрытое управление).

Понятно, что применить второй способ после провала первого невозможно – намерение разгадано и адресат настороже. Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и потому сразу делают ставку на скрытость воздействия.

Скрытое управление – это такое управляющее воздействие его инициатора, при котором требуемое ему решение принимается адресатом воздействия самостоятельно, без видимого нажима со стороны инициатора (фактически в каждой группе есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему). Скрытое управление производится помимо воли адресата, оно предполагает возможное несогласие адресата с тем, к чему его склоняют (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения).

Морально ли тайно управлять другим человеком (адресатом воздействия) против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель – получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально.

Скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, мы называем манипуляцией. Инициатора, управляющего воздействием, будем называть манипулятором, а адресата воздействия — жертвой (манипуляции).

Таким образом, манипулирование — это вид скрытого управления, определяемый эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.
Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. Или то же самое во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В обоих случаях объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией. Аналогично, если женщина с помощью всяческих женских хитростей скрыто управляет мужчиной, дабы он избавился от вредных привычек (злоупотребление спиртным, курение и т.д.), то можно только приветствовать такое управление.

4. Изучение способов манипулирования с помощью технологии «Зигзаг»

Это упражнение при­звано познакомить с некоторыми способами, которыми осуществляются манипуляции.

Работа по данной теме организована с использованием психолого-пе­дагогической технологии организации работы в малых группах «Зиг­заг». Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает в текстовом виде лишь фрагмент от общего объема информации по теме (Приложение 2), участники сначала обсуждают его между собой, придумывают к нему свои примеры, а потом организуется взаимное обучение: участники излагают «свой» фрагмент информации членам других подгрупп.

Алгоритм работы

1. Участники разбиваются на подгруппы: 11 и меньше участников лучше разделить на 3 подгруппы, большее число — на 4.
2. Каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие часть текста, где в популярной форме описываются различ­ные способы манипуляции.
3. Внутри подгрупп участники читают материалы, обсуждают их, при­думывают свои примеры (время работы 5-7 минут).
4. Члены первой подгруппы расходятся в другие две или три подгруп­пы и там рассказывают участникам о том, что они узнали из раздаточного материала (3-5 ми­нут). В зависимости от общего количества в каждую из подгрупп могут пойти от 1 до 3-х участников. Потом так же расходятся и передают другим участникам свою информацию члены следую­щих подгрупп. Таким образом, происходит взаимное обучение, лю­бой из участников минимум по два раза оказывается в роли источ­ника информации и её получателя.

5. Мини-лекция «Защита от манипуляций»

Участники знакомятся с универсальной схемой защиты от манипуляций и рассматривают каждый из блоков этой схемы.

Универсальная схема защиты

6. Проигрывание ситуаций

Участники в тех же группах (как в технологии «Зигзаг») анализируют ситуации манипулирования в одной из сфер: семья, коллектив, школа, торговля (Приложение 3), придумывают разные способы защиты и проигрывают ситуацию перед другими участниками.

7. Рефлексия семинара-тренинга

Участники высказывают своё мнение о проведенном семинаре-тренинге.