Обобщение опыта работы по созданию оптимального двигательного режима детей второго года жизни в Доме ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема правильного физического развития, удовлетворения потребности в движениях, оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная работа всего коллектива дошкольного здравоохранительного учреждения на длительный период. Приобщение к физической культуре, как фактора становления и укрепления здоровья – одна из важнейших программных задач воспитания, успешному разрешению её в работе с детьми способствует организация здорового образа жизни, положительным моментом является то, что воспитатель имеет право выбора форм, средств и методов физкультурно-оздоровительной работы.

На протяжении семи лет нами был апробирован и обобщён материал по организации и руководству оптимальным двигательным режимом малышей в условиях Дома ребёнка.
Для эффективной организации и управлением процесса двигательной деятельности мы определили основную цель и задачи работы.

Цель – разработать и создать двигательный режим, обеспечивающий оптимальную двигательную активность детей второго года жизни, сохраняющий его физическое и психическое здоровье, способствующий становлению полноценной личности.

Для достижения цели мы считаем необходимым решить следующие задачи:

1. Обеспечение психологического комфорта, при проведении различных форм двигательной деятельности.
2. Организация пространственной предметно-развивающей среды, способствующей развитию различных видов восприятия у ребёнка второго года жизни.
3. Подбор комплексных мероприятий, средств и методов работы, направленных на сохранение, укрепление, формирование физического здоровья ребёнка.
4. Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
5. Ориентировать педагогов в организации двигательного режима на гуманистический подход в оздоровлении детей, с учётом возрастных, индивидуальных, физических и психических особенностей, умелого применения природных средств для закаливания, использование нетрадиционных форм проведения мероприятий. Совершенствовать и углублять знания,повышая квалификацию разнообразными формами деятельности.

На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий. Мы создали такую двигательную развивающую среду, которая отвечает возможностям и потребностям ребёнка и насыщена разнообразными пособиями, атрибутами, игрушками, способствующими своевременному приобретению и усвоению основных видов движений, а также применению их в различных видах деятельности.

Среда включает в себя спортивный зал, оснащённый горками-скатами, сухим бассейном, мягкими модулями разнообразных геометрических форм, гимнастическими скамейками, мостиками, велосипедами, беговыми детскими дорожками, велотренажёром, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов, мягким оборудованием на развитие вестибулярного аппарата, дугами деревянными, ребристыми дорожками, массажными ковриками; пособиями-мячами, ленточками, погремушками, обручами, игрушками разных размеров, колокольчиками, вертушками, мешочками, а так же нетрадиционным оборудованием и атрибутами.
Кабинет массажа оборудован в соответствии с требованиями: массажные индивидуальные предметы, губки разной фактуры, приспособления для массажа ступней ног, рук, большие мячи-физиороллы для коррекции и релаксации и т.д.

Физиокабинет: имеются в наличии и эффективно используются приборы для укрепления различных мышечных групп, развития опорно-двигательного аппарата, для восстановления и профилактики органов дыхания, аппараты лечебного света, ингаляторы, лечебно-профилактический кварц .

Для рационального проведения прогулок продумана и организована спортивная площадка включающая в себя: естественные препятствия – дорожка с кочками, насыпная горка с препятствиями, мостик для развития координации, дорожка-змейка, туннель из шин для проката мячей. Используются низкие насаждения для обучения детей броску вверх, шины-лунки при проведении игр «попади в цель».

В групповых комнатах для индивидуально-коррекционных занятий и занятий по развитию движений нами подобран спортивный инвентарь: мячи разного размера, в том числе с массажным эффектом; флажки; массажная дорожка с нашитыми пуговицами и круглыми палочками; ветерки – для развития лёгких; гимнастические палки; шишки, валики для перешагивания;нетрадиционное оборудование изготовленное педагогами: «ловишки» – капсула от киндер-сюрприза прикреплена к пластмассовой отделанной бутылке (развитие координации движений); чудо-палочки с лентой; мягкие мячи из ниток; картонные квадраты и круги (ориентация в пространстве); «следы» – ходьба в различных направлениях; дорожки различной ширины и фактуры(координация движений, соблюдение направления); валики для перелезания, модули на развитие ловкости, горки, опоры для ходьбы, качели, каталки.

Для расслабления мышц, во время проведения занятий по развитию движений и в свободной деятельности, мы используем сухой бассейн, что доставляет большое удовольствие детям и способствует мышечной «радости». Чтобы занятия по развитию движений были целесообразными не зависимо от формы организации, самостоятельная деятельность или организованная, нами тщательно продумано расположение пособий и атрибутов, что позволяет достигать максимальной моторной плотности предложенной деятельности. (Приложение 1)

Нами определенно, что одним из направлений развивающей среды, стимулирующим желание детей заниматься, являются эстетически оформленные интерьеры спортивного зала, физкультурных зон в групповых комнатах, так нами оформлены панно спортивного содержания «Мишка-штангист», «Корова-путешественница», «Весёлые котята», рационально расположен инвентарь, предполагающий упражнения разной интенсивности и задания на различные группы мышц: «дорожка здоровья», «по дорожке к Мурке», «через мостик к Мишке», пособия, изготовленные воспитателями, углублённо занимающимися физическим развитием малышей : дорожки извилистые, узкие, широкие; кубики-звоночки; мячики-клубочки; медальоны – с изображением животных, игрушек, которые стимулируют детей к выполнению действия.

Проводя занятия по развитию движений, а также коррекционные мероприятия мы отметили, что наиболее эффективны и способствуют большей двигательной активности, те которые проводятся с музыкальным сопровождением. С целью создания эмоционального комфорта нами, воспитателями, совместно с музыкальным руководителем подобраны музыкальные произведения с разным темпом звучания, что развивает у детей музыкальный ритм и ориентирует на самостоятельную смену движения согласно темпу звучащей музыки. Мы используем во время проведения занятий как произведения классического характера, так и детские песенки в совокупности с музыкой релаксационного плана(«наши ножки топали», «мы похлопаем в ладошки», «марши», «мы погреем наши ручки», шум дождя, морской прибой, пение птиц, звуки природы).

Следующим условием для организации оптимального двигательного режима является методическое обеспечение деятельности по развитию движений.

В целях улучшения двигательной активности, так как в раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания, а также условия всестороннего развития малыша, в том числе и развития речи, активизации словаря, мы подобрали дидактические игры различного уровня сложности компенсирующие недостаток двигательной активности, направленные на развитие основных движений и одновременно способствующих развитию психических процессов, расширению пассивного и активного словаря: «Что у меня есть»; «Соберу листочки»; «Новые сапожки»; «Шарфик потерялся»; «По тропинке к снеговичку»
Нами подобраны методические приёмы при организации и проведении подвижных игр на развития движений. Мы убедились, что при соблюдении предложенных приёмов, игры имеют оптимальный эффект, малыши усваивают то или иное основное движение и применяют действие в самостоятельной двигательной активности. (Приложение 2)

Коллективом педагогов определенно, что в режиме дня детей живущих в доме ребёнка приоритетным является организация самостоятельной двигательной активности. В группах созданы благоприятные условия для руководства самостоятельной деятельностью детей. Для обогащения малышей разнообразными движениями нами подобраны игрушки двигательного характера, которые составляют большую часть всех пособий имеющихся в группе. Имеют место различные тележки, коляски, машины (озвученные, с сюрпризами), пособия для обучения самостоятельной ходьбе, передвижению змейкой, предлагаются мячи для прокатывания и овладения навыком бросания и ловли, а также атрибуты из бросового материала.

Таким образом, мы создали в доме ребёнка для детей раннего возраста условия, по организации оптимального двигательного режима. Нами организована развивающая двигательная среда, которая включает достаточную площадь для активизации движений, рационально расположенное оборудование и инвентарь, соответствующий возрастным возможностям малышей, пособия изготовленные педагогами, присутствует новизна игрушек и физкультурных пособий, продуманы игровые ситуации, стимулирующие деятельность детей.

Организация работы по внедрению оптимального двигательного режима с детьми второго года жизни

В своей работе по физическому воспитанию мы придерживаемся следующих принципов: рациональное сочетание различных видов занятий (учебных, оздоровительных, лечебно- коррекционных, индивидуальных, комплексных), с учётом целенаправленного педагогического воздействия (знание особенностей каждого малыша), при этом необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объёму и интенсивности. Введены дополнительные коррекционные занятия (инсценировки потешек на развития мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, хождение по массажным дорожкам, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения, логоритмическая гимнастика), что способствует формированию правильного носового дыхания и развитию мелких групп мышц.

Мы используем при проведении мероприятий сочетание движений разной интенсивности, оздоровительный эффект различных комплексов упражнений и подвижных игр – сочетание движений с разной степенью нагрузки. Нами организуются целенаправленные учебные занятия (распределение детей по подгруппам, содержание и методика их проведения на основе физиологических возможностей малышей, с целью обеспечения оптимальной моторной плотности занятия). Для получения положительного результата апробировали занятия по развитию движений с игровым сюжетом: «Мы научим кошку Мурку», «Кто там в домике живёт»

Воспитатели учитывают индивидуальные особенности развития движений и использование навыков в самостоятельной двигательной активности, и стремятся к тому, чтобы дети как можно больше и дольше были охвачены вниманием педагога в самостоятельной и бытовой деятельности, для этого используют игровые ситуации, сюрпризные моменты, стихи. Чтобы движения стали полноценным компонентом игровой деятельности, мы учим детей разным действиям с игрушками и пособиями, приучаем использовать физкультурное оборудование в играх: «прокати Катю с горки», «пройди под мостиком», «вот какая дорожка», «достань меня»,предлагаем несложные сюжеты для игр, которые предполагают применение основных видов движений(ходьба, бег, прыжки, лазанье).

В целях разнообразия движений в играх мы предлагаем малышу использовать физкультурные пособия наиболее доступные детям – обруч и скалку. В дальнейшем воспитатели усложняют деятельность малыша внося в игры более сложные элементы и физкультурные пособия: скамейки, мягкие модули, кубы. Нами проводятся упражнения и игры разной подвижности индивидуально с каждым ребёнком: «иди ко мне», «принеси игрушку» – обучение самостоятельной ходьбе; «принеси мяч», «пройди по мостику» – наклонятся, устойчиво стоять, ходить по ограниченной поверхности; «подползи под воротца», «необычный домик» – упражняем в пролезании и подлезании. Согласно возрасту нами используются подобранные оздоровительные упражнения для нормального роста и формирования правильной осанки («великан и карлик», «качели») Мы продумали игровые ситуации,побуждающие детей к движениям. Вызывать у детей интерес к движениям нам помогают стихи, короткие песенки,потешки. Организуя эту работу, мы заметили, что особое значение есть тогда, когда в песенку и ли потешку вставляется имя ребёнка. Поощряя действие мы тем самым стимулируем у ребёнка желание ещё раз выполнить то, что он проделал: пройти по дорожке, догнать мяч, перелезть через змейку («собачка», «комарики», «ножки», «поезд», «самолёт» – стихи способствующие двигательному действию).

Нами применяется дифференцированный подход, с учётом индивидуального уровня двигательной активности, содержание такой работы направленно на развитие и совершенствование недостаточно выраженного или отсутствие двигательного навыка. В этих целях мы составили индивидуальные планы по коррекционной работе на каждого малыша в отдельности. (Приложение 3) Мы применяем различное построение и содержание занятий, каждое из которых в той или иной мере, имеет своё специфическое назначение(занятие по освоению основного вида движения; на основе подвижных игр различной интенсивности ; игровых упражнений имитационного характера); разработана серия конспектов занятий по развитию движений.
Нами организуются игры забавы для поддержания эмоционального настроя детей: фольклорные попевки, потешки, пестушки, прибаутки, игры с водой и песком, арт-терапия для развития мелкой моторики: «Выжимаем», «Вылавливаем игрушки», «Ловись рыбка» и т.д. При проведении занятий требующих внимания, проводим в целях релаксации физкультурные минутки, в том числе дыхательные упражнения : «Подуем на листочки», «Вот какие мы большие», «Часики» и др. (Приложение 4), пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик», «Ой люли, люли», «Ладушки», упражнения имитационного характера.

Мы систематизировали материал по развитию движений, подобрали с учётом возраста и апробировали его на практике, в ходе медико-педагогических совещанияий определяем мероприятия и вносим коррективы в комплекс физкультурно-оздоровительной работы. Осуществляем подбор упражнений исходя из рекомендаций врача, так нами определено, что занятие будет иметь высокую плотность, если 2/3 движений будут циклического характера, нагрузки строго дозируются по частоте сердечных сокращений, в содержание каждого занятия необходимо включать упражнения на развитие координации движений, самостоятельную двигательную деятельность. Воспитателями составлены занятия с указанием задачи,содержанием и постепенным усложнением заданий в течении года, перспективное планирование.

Все проводимые нами действия организуются в игровой форме и объединены сюжетом, имеют мотивацию («Поможем медвежонку»), что способствует положительным эмоциям, выполнению совместного действия и точному воспроизведению движения. Для достижения оптимального эффекта мы распределили обязанности во время проведения мероприятий по развитию движений.

Для получения лучшего результата при ежедневном проведении гимнастики, используются комплексы упражнений игрового характера («Жучки», «Птички»), обыгрывание знакомых детям стихотворений с выполнением движений. По мере пробуждения нами проводится гимнастика после дневного сна, помогает вернуться малышам к активному бодрствованию, с этой целью используем игровой массаж, пассивные упражнения, ходьбу по массажным дорожкам.

С детьми старше 1 года 3 месяцев проводятся занятия логоритмической гимнастикой (миогимнастика) (Приложение 5), которую проводит логопед, а в вечернее время воспитатель. Применяется игровой метод в индивидуальном порядке или малой подгруппой, мы считаем, что данный вид гимнастики необходим для развития речи и мелкой моторики («поиграем с ручками», «наш язычок»; дыхательные упражнения)
В работе по физическому воспитанию, для повышения общей физической подготовленности, мы применяем основы акробатических упражнений, как подготовительные упражнения подводящие к акробатическим («маленький самолётик», «зайчик» и т.д.)

Педагогами совместно с врачом и массажистом апробирован комплекс корригирующей гимнастики состоящий из 5 упражнений, с последующим массажем обильной струёй, и растиранием полотенцем до лёгкого покраснения. Данная работа проводится с детьми 2 и 3 группы здоровья с целью улучшения физического состояния.

Индивидуальная и дифференцированная работа предполагает наше особое внимание к ослабленным, часто болеющим малышам, а также имеющим отклонения в физическом, психическом и общем развитии. Для этого нами осуществлён подбор определённых комплексов, методов и приёмов педагогического воздействия, мы располагаем комплексом массажа и гимнастических упражнений для ослабленных детей, а также малышей с пупочной грыжей.

В комплексе с оздоровительными мероприятиями проводятся процедуры лечебного характера, совместно с медицинским персоналом: «Целебная пилюля», «Элексир бодрости», «Свекольная капля», «Чудо луч»)

Закаливание является неотъемлемой частью физического развития, поэтому мы считаем необходимым проведение таких мероприятий как: закаливающая процедура «Босоножье», закаливающее носовое дыхание, дыхательная гимнастика. В индивидуальном режиме после дневного сна обливание рук и ног водой комнатной температуры.
Мы определили схему закаливания в различное время года, а также временную последовательность при проведении воздушных и солнечных ванн с детьми второго года жизни.

На прогулках используем упражнения в основных видах движений, уделяем внимание спортивным упражнениям доступным малышам: летом – катание на велосипеде, специальных каталках(мотоцикл, машина); зимой – катание на санках. Во время прогулки, а также в помещении, проводим оздоровительную ходьбу, которая является средством воспитания выносливости и развитию координации. Один раз в неделю организуем мини-поход по территории Дома ребёнка: «Топ, топ топает малыш». Это является отличным средством формирования навыка ходьбы в разном темпе.

Мы, как педагоги заботимся об организации детской двигательной активности и её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию и оснащению, на основании этого для реализации задач в области развития движений и получения оптимального результата мы постоянно повышаем уровень своих знаний различными формами и методами.

В течение последнего времени нами изучена и проанализирована методическая литература и программы оздоровления детей следующих авторов: Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками», Береснёва З.И. «Здоровый малыш», Кострыкина Л.Ю. «Малыши, физкульт-привет!», Кочетова Н.П., «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» на основе которых, нами выделены и определены направления работы, виды и формы мероприятий необходимых в организации физического развития. По данным материалам обсуждены и проведены консультации, сообщения, семинары на темы: «Двигательная активность детей раннего возраста в самостоятельной деятельности, пути оптимального повышения», «Подвижные игры для малышей и методика их проведения», «Закаливание малышей – как эффективное средство профилактики простудных заболеваний». Оформлены папки-передвижки: «Гимнастика для малышей», «Босоножье», «Водные процедуры». Воспитателями подготовлена информация, с целью последующего применения в практике работы, «Нетрадиционная физкультурно-оздоровительная работа с детьми от 1 года», «Как сделать прогулку ребёнка интересной и содержательной».

Мы постоянно стремимся координировать свою деятельность с коллегами, с этой целью нами практикуется проведение открытых мероприятий: занятий по развитию движений «Кто там в домике», «Иди к котику», «Доползи до погремушки»; игр – забав, направленных на развитие доверительных отношений «Я иду к вам в гости», «Шли- шли,что-то нашли», игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Мой весёлый звонкий мяч», «Догони ленточку».

Совместно с музыкальным руководителем проведено интересное и увлекательное физкультурно-музыкальное развлечение: «Мы ловкие, умелые».На котором малыши получили эмоциональное удовольствие, использовали полученные навыки в различных видах двигательной деятельности, помогали друг другу при выполнении отдельных физических упражнений, активно выполняли движения под музыкальное сопровождение

В ходе проведения семинаров («Игровые приёмы массажа»), бесед («Учёт анатомо- физиологических особенностей в работе с малышами»), педагогических совещаний («Обучение основным движениям в ходе организации занятий»), консультаций

(Определение оптимальных методов и приёмов в организации игровой деятельности»), мы совершенствуем свои знания в планировании содержания различных видов деятельности по физической культуре, в соответствии с программными требованиями и индивидуальными особенностями, учимся определять и реализовывать комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в процессе оптимизации двигательной активности малышей.

Апробировав различные формы и виды занятий по развитию движений, определив особенности содержания и организации, методы и приёмы педагогического воздействия, нами был обоснован и разработан оптимальный двигательный режим. (Приложение 6)

Таким образом, в Доме ребёнка организован и внедрён оптимальный двигательный режим, насыщенный разнообразными формами двигательной деятельности. Наработано и апробировано методическое обеспечение, продуманы игровые ситуации, определены задачи в соответствии с возрастными возможностями.