Разнообразие растений. Деревья. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: интегрированный

Оборудование к уроку: мультимедийная презентация всех этапов урока, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, ножницы, клей, цветные карандаши.

Цели и задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о разнообразии растений.
  • Повторить и закрепить отличия деревьев от кустарников, хвойных деревьев от лиственных.
  • Развивать внимание и познавательную активность на уроке.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие, а куда, вам придётся отгадать:

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Слайд 1.

2. Знакомство с новым материалом.

Разнообразен растительный мир леса. Слайд 2.

В лесу растут деревья, кустарники и травы. А поговорим мы сегодня более подробно о деревьях.

А как узнать, что перед нами дерево, а не кустарник?

(У дерева только один очень твёрдый стебель - ствол, а от него во все стороны отходят ветки, у куста - несколько твёрдых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие.) Слайды 3 и 4.

У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники - хвойными. Все остальные деревья - лиственные. Слайд 5.

Я подготовила для вас несколько весёлых стихотворений о хвойных и лиственных деревьях. Кто хочет их нам прочитать?

Берёза

Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Слайд 6.

Ели

Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки, -
У лесных ворот
Водят хоровод.

Слайд 7.

Осинка

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару:
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
Бедной осинке

Слайд 8.

3. Игра "Отгадай слово".

Наши добрые друзья - деревья приготовили для нас интересную игру. На экране будут появляться изображения деревьев и их названия. Из каждого названия надо взять только одну(определённую) букву. Какая буква нужна. Вы узнаете из ключа - подсказки, который есть у каждого из вас. Слайды 10 - 15.

КЛЮЧ - ПОДСКАЗКА

1 слово - 5 буква 2 слово - 3 буква 3 слово - 3 буква
4 слово - 2 буква 5 слово - 2 буква 6 слово - 2 буква

Ключевая фраза __________________________

Какая фраза у вас получилась? (Наш лес) Слайд 16.

А теперь немного отдохнём, прогуляемся по лесу.

Физминутка. Слайд 17.

По лесу прогулялись, листья собрали, а теперь составим из них букет.

4. Творческая работа "Собери букет". Слайд 18.

Потрудились на славу, ещё немного отдохнём и продолжим наш урок.

Физминутка. Слайд 19.

Ребята, вы замечали, что в лесу дышится легко. А кто знает, почему?

Всё было очень хорошо, но из леса нам пришло одно тревожное письмо.

Слайд 20.

Вот что в нём написано:

Старый куст орешника однажды закряхтел, заохал и обратился к растущей по соседству осине:

- Знаешь, сестрица, люблю я людей, но, сколько живу, всё время на них обижаюсь.

- А почему? - заинтересовалась осина.

- Вот когда люди приходят ко мне за орехами, я радуюсь. Приятно угостить человека. Но только хорошего человека, который орехи рвёт аккуратно, веток моих не ломает. Но, сестрица, люди не все такие. Некоторые, чтобы собрать побольше, готовы хоть все ветки обломать. Вот я и обижаюсь:. Но не только из-за этого. Посмотри - ка туда, на тропинку. Видишь, проходят люди. Негромко разговаривают, о чём-то спорят, смеются. И всё бы хорошо, но: Смотри-ка внимательно. То один из них, то другой срывают кто листик, кто веточку на кустах. Зачем? Да просто так. Сорванный лист вскоре бросают. Веткой помашут и выбросят. Вот они к нам идут. Видишь, и с меня лист сорвали. А ведь у меня каждый листочек на счету. Ведь листья меня кормят, для моих орехов вырабатывают полезные вещества. Ох, грустно мне. За лето столько людей мимо проходит. Если каждый по листочку сорвёт, я, глядишь совсем лысым стану. Хорошо тебе, у тебя веточки высоко.

- Это они сейчас у меня высоко, - задумчиво ответила осина. - А пока я росла, со мной то же самое было.

Зато теперь у меня, братец, другие проблемы. Посмотри на мой ствол. Видишь надпись: "Здесь был Вася". Это ведь не просто так написано, а ножом вырезано на моём стволе. Люди думают, что мы, деревья, ничего не чувствуем. А мы ведь тоже живые, нам ведь тоже больно. Я даже (признаюсь тебе, братец, честно) жалела, что нет у меня шипов, как у шиповника, или жгучих волосков, как у крапивы. Вот тогда бы этот Вася надолго запомнил, где он был. Нам, деревьям, как и вам, кустарникам, есть, за что на людей обижаться:

- Знаешь, дорогой мой орешник, что я сказала бы людям, если бы умела говорить на их языке?

Ребята, а чтобы вы сказали таким людям, как этот Вася? Напишите, пожалуйста, своё обращение на плакате, который лежит перед вами.

5. Творческая работа учащихся.

А вот, что сказала осина:

Пожалуйста, сказала бы я, не ломайте, не повреждайте, не рубите попусту деревья и кусты. А лучше подойдите и нежно к нам прикоснитесь, погладьте нас. Мы обязательно почувствуем вашу доброту. И сделаем так, что у вас на душе станет от этого теплее и радостнее.

6. Подведение итогов урока.

В заключении нашего урока, прочитаем ещё одно стихотворение и постараемся никогда не забывать то, что в нём говорится. Слайд 21.

7. Домашнее задание.

Вы хорошо потрудились. Домашнее задание сегодня будет необычным. На ваш выбор предлагается два варианта домашнего задания. Вариант 1. (кроссворды)

Вариант 2. (вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике, в энциклопедии, в Интернете)

Вариант 1.

1. Кроссворд "Названия деревьев"

Вписать названия деревьев.

2. Кроссворд "Названия кустарников"

Вписать названия кустарников.

3. Кроссворд "Названия хвойных растений"

Вписать названия хвойных растений.

  1. Дерево с вечнозеленой хвоей.
  2. Дерево с твердой древесиной.
  3. Дерево семейства сосновых, распространенное в Сибири.
  4. Распространенное хвойное дерево.
  5. Крупное дерево семейства сосновых, распространенное в тайге.
  6. Дерево с густой пирамидальной кроной.
  7. Исполин растительного мира, сохранился только в Калифорнии. Высота некоторых деревьев достигает 150 м
  8. Дерево семейства араукариевых.
  9. Род древесных растений семейства кипарисовых.
  10. Кустарник семейства кипарисовых.

Вариант 2.

1. Какое растение на Земле вырастает выше всех?

2. Какое растение самое толстое?

3. Какое растение растёт быстрее всех?

4. На сколько метров вырастает за лето наш тополь?

5. До какого возраста живут баобаб и секвойя?

6. Из какого дерева добывают сахар?