Развитие эмоциональной саморегуляции старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций - как положительных, так и отрицательных- пресна и бесцветна.

Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому.

Предмет исследования: процесс развития эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников.

Объект исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы состоит в выявлении и обосновании роли специальной формирующей психолого-педагогической работы по эмоциональной саморегуляции дошкольников.

В ходе нашей работы ставились и решались следующие задачи:

  • дать теоретическое обоснование проблемы эмоций и эмоционального развития дошкольников;
  • определить путем наблюдений эмоциональное состояние старших дошкольников;
  • разработать комплекс мероприятий по развитию эмоциональной саморегуляции дошкольников.

Чтобы понять, как именно происходит формирование эмоций у личности, необходимо вначале рассмотреть вопрос о том, что же такое эмоции человека и, в частности, ребенка.

По мере развития ребенка его поведение становится произвольным, то есть обладает способностью подчинять свои поступки целям, которые сознательно ставит перед собой. Поставив цель, следует позаботиться о том, чтобы она была эмоционально принята и приобрела для ребенка внутренний смысл. Справедливость сказанного о важности эмоционального принятия задач, поставленных взрослыми, подтверждают трудности, с которыми сталкиваются воспитатели. Основные трудности связаны вовсе не с невозможностью, довести до сознания дошкольника, что следует делать и чего не следует. Главная трудность не в том, что не всегда удается добиться, чтобы эти "хорошо", "нужно", "плохо", "не нужно" приобрели для них соответствующий личностный смысл.

Таким образом, именно эмоции становятся той основой, с помощью которой ребенок ставит перед собой цели, принимает решения и выполняет какое-либо дело.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, ребенка нужно научить контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять характер.

Система работы воспитателя детского сада по эмоциональной регуляции дошкольников должна включать в себя такие этапы:

  • как начальную диагностику эмоционального развития ребенка;
  • на ее основе - выявление отклонений от нормального состояния детской психики и причины, их обуславливающие;
  • разработку психокоррекционных методов и приемов для их устранения; применение их в практической работе с детьми;
  • выработку рекомендаций родителям и работа с ними;
  • поэтапная (промежуточная) диагностика развития эмоций ребенка и сравнение ее с прежними результатами; а также заключительная диагностика по происшествии определенного периода (год, полгода) с целью определения успешности достижения поставленных психокоррекционных целей.

Для диагностики эмоционального развития мы применяли метод наблюдения и оценке его результатов по 3-балльной системе. На основе предварительной диагностики нами был разработан перспективный план работы по развитию саморегуляции у старших дошкольников, в который были включены занятия и игры. На занятиях мы учили детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, а также анализировать их причины, понимать настроение другого, и принимать его позицию. Предусматривали знакомство со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев ( грубо, яростно, сердито, свирепо), радость ( празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто), все это необходимо для развития и обогащения словарного запаса детей.

Игры и игровые упражнения нами использовались в режимных моментах, на физкультминутках. Использовали следующие игры и игровые упражнения:

"Улыбка".

Инструкция.

Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек: Дышите и улыбайтесь: Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

"Солнечный зайчик".

Инструкция

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

"Качели".

Инструкция

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела.

"Снежинки".

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие - легкие - это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки: (пауза - поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает:

Упражнение "Что рассказало море".

Цель: упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабиться.

Ход упражнения: Данное упражнение проводиться, как упражнение разговор с лесом".

Педагог предлагает детям вспомнить, какого цвета море, какие у него бывают настроения, какой берег, кто обитает в море.

Дети закрывают глаза и представляют себя на берегу моря: слушают, как "разговаривает" песок, волны, ветер. Затем педагог просит детей рассказать о том, что каждому из них сообщило море, ветер и волны (возможно использование магнитофонной записи шума моря).

"Шишки".

Инструкция

Вы - медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам:

"Зеркало".

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят в глаза друг друга. Один начинает выполнять какое-либо движение- другой повторяет его в зеркальном отображении и другие игры.

Важным приемом с точки зрения воспитания эмоциональной саморегуляции у ребенка является принятие и проговаривание его чувств в какой-либо проблемной ситуации: "Я вижу, ты сердишься", "ты расстроилась", "Тебе стало грустно", при этом необходимо наблюдение за ответной реакцией ребенка.

С целью развития эмоциональной саморегуляции мы использовали также игры-драматизации, игры-перевоплощения, игры-инсценировки, обязательно с участием взрослых, в которых дети самостоятельно учились управлять своими эмоциями.

С детьми также рекомендуется применять методику "Я- высказывания". Она состоит из четырех этапов..

1 этап. Описание ситуации. Например, воспитатель говорит: "Маша и Алсу, вы разговариваете во время моего объяснения"

2 этап. Проговаривание чувств и потребностей самого взрослого с употреблением местоимения "я", "мне": "Мне это неприятно, меня это раздражает"

3 этап. Объяснение, к каким последствиям у взрослого это приводит: "Потому что я не могу сосредоточиться и правильно объяснить задание группе". Последствия должны быть реальными, и связанными не с чувствами, а с конкретными обстоятельствами для самого взрослого (воспитатель не может верно объяснить задание)

4 этап. Просьба. "Пожалуйста, прекратите разговаривать".

Все 4 этапа должны быть высказаны быстро, но твердо. Нельзя вовлечь себя в дискуссию или допустить, чтобы ребенок прокомментировал какое-либо высказывание. Как правило, такая методика приводит к желаемому результату. Этой методикой злоупотреблять не стоит, эффект ее может снизиться.

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу о возможности, целесообразности и необходимости развития эмоциональной саморегуляции дошкольников. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества, и прежде всего эмоции. В процессе работы нами было отмечено, что детям не всегда удавалось понять, правильно определить испытываемое ими чувство, а также сдерживать эмоции- и это понятно, ведь способность к произвольной регуляции эмоции у них развита пока недостаточно. Наша спланированная работа с детьми под руководством взрослых, позволила помочь дошкольникам в развитии эмоциональной саморегуляции, что выразилось в желании и умении управлять своими эмоциями и чувствами.

Литература.

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: Сфера, 2005 - 85с.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.
  4. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребёнка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1997. - №5. - с.65.
  5. Эмоциональное развитие дошкольника. // Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение 1985. - 175 с.