Развитие мелкой моторики руки первоклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность

Сегодня многие учителя отмечают, что у первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина чего – слабо развитая моторика.

Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь.

В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Этот момент в дальнейшем оказывает негативное воздействие и в подростковом возрасте.

Для изучения актуальности проблемы было проведено мониторинговое исследование развития мелкой моторики руки первоклассников за период с 2006/07 по 2010/11 учебные года.

Результаты представлены в таблице № 1 (% от общего количества обследованных детей).

Таблица 1

Учебный год Общее число первоклассников Уровни развития мелкой моторики руки
Высокий Средний Низкий
2006/07 153 25 – 16% 82 – 54% 46 – 30%
2007/08 167 42 – 25% 111 – 66% 14 – 8%
2008/09 184 47 – 27% 102 – 55% 35 – 19%
2009/10 180 35 – 19% 122 – 68% 23 – 13%
20010/11 119 31 – 26% 76 – 64% 12 – 10%

В графической форме это выглядит следующем образом (Приложение 1)

Анализируя данные можно сделать следующие выводы:

  • процентное соотношение детей со средним уровнем развития мелкой моторики примерно одинаковое и колеблется в пределах от 54 до 68%;
  • значительные колебания отмечены в низком уровне: если 2007/08 уч.г. было снижение процентного соотношения детей с низкими показателями на 22%, то в 2008/09 уч.г отмечено повышение данного показателя на 11%;
  • несмотря на улучшение % высокого уровня, в среднем 1/5 часть детей, поступающих в первый класс уже запрограммированы на неуспех.

Данные выводы подтверждают наличие остроты проблемы в формировании у первоклассников умений мелкой моторики.

С целью разрешения данной проблемы разработана программа “Я учусь писать и красиво рисовать”, которая выступает одним из направлений работы школы по коррекции качеств школьной зрелости.

Данная программа выступает как один из моментов, позволяющих детям со слабо развитой моторикой в адаптации к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

Принципы построения программы:

  • использование максимально разнообразного материала по развитию мелкой моторики руки;
  • принцип постепенности, плавного перехода от простых заданий к более сложным;
  • принцип индивидуализации (полнота реализации программы зависит от особенностей умственного развития детей, темпа работы каждого ребенка, скорости выполнения тренировочных упражнений).

Цель программы: развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Разнообразные формы деятельности на развитие мелкой моторики руки учащихся, включенные в занятия, позволят решить следующие задачи:

  • сформировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;
  • сформировать умение регулировать движения руки; осуществлять зрительно-двигательный контроль;
  • развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;
  • развить внимание, восприятие, воображения.

Контингент детей: учащиеся первых классов со слабо развитой моторикой.

Основные формы работы:

– коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием разнообразных форм работы для развития мелкой моторики руки;
– консультативная работа с родителями и педагогами.

Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Использование пальчиковой гимнастики, ниткописи, бисерографии. Работа с пластилином, применение массажера “Каштан”.

Периодичность: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Количество занятий 14, два из них диагностических.

Мониторинг успешности программы проводится по показателям определенным в следующих диагностических методиках.

Методика Цель Источник
1 Тест Куглера Диагностика наличия элементов легкой формы энцефалопатии Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, 1997 с.93
2 Бендер-тест Исследование зрительно-моторной координации. ИМАТОН. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методика Л.Я. Ясюковой.
3 Дорисуй узор Выявление умения анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. Ильина М.В. развиваем внимание и память. М., 2005 с.101

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации программы учащиеся покажут положительную динамику развития мелкой моторики и научаться:

  • строить свою деятельность по словесной инструкции взрослого;
  • скорректируется зрительно-моторная координация;
  • анализировать образец и устанавливать принцип построение ряда на основе выделения его элементов.

Структура занятия предусматривает:

  • Вступление (приветствие, работа с пиктограммой настроения, рефлексия предыдущего занятия)
  • Разминка (гимнастический комплекс для мышц рук)
  • Тренировочные упражнения на развитие мелкой моторики руки
  • Пальчиковая гимнастика
  • Упражнение на развитие восприятия, внимания, воображения
  • Итог занятия

Работа с родителями: первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня развития мелкой моторики руки; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации).

Работа с педагогами: индивидуальное консультирование по поводу индивидуальных особенностей развития учащегося, информация об индивидуальном продвижении учащегося; стратегия поведения педагога с ребенком.

Содержание занятий

Занятие 1

Диагностический блок.
Исследование уровня развития мелкой моторики руки.

Занятие 2

Тема: “Знакомство. Наши пальчики”.
Создание положительного эмоционального фона, чувство единения среди участников группы и определение правил работы в ней.
Повторение и закрепление названий пальцев руки. Пальчиковая гимнастика.
Понятие “штриховка”, правила выполнения различных видов штриховки. Обведение и штрихование предмета (трафарет). Ориентировка на плоскости и в пространстве: закрепление понятий: “право”, “лево”, “верх”, “низ”.
Анализ образца и нанизывание бусин на леску в определенной последовательности.

Занятие 3

Тема: “Помощница-рука”.
Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев.
Обведение изображений по контуру.
Копирование узоров по образцу.
Правила ухода за руками.

Занятие 4

Тема: “Волшебные узоры”.
Использование (применение) массажера “Каштан”.
Выкладывание узоров из разноцветных геометрических фигур по словесной инструкции.
Исследование и описание предмета путем тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).
Выкладывание изображений различных предметов с помощью ниток.

Занятие 5

Тема: “Учимся копировать”
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – рисование геометрических фигур одновременно двумя руками.
Рисование по зрительным ориентирам (по точкам).
По словесной инструкции выполнение графического изображения по клеточкам.

Занятие 6

Тема: “Что за чудо клеточка?”
Пальчиковая гимнастика.
Рисование по зрительным ориентирам (по клеточкам).
Выкладывание из счетных палочек различных изображений по образцу.

Занятие 7

Тема: “Волшебные ниточки”.
Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев.
Выкладывание контуров различных геометрических фигур, букв с помощью ниток.
Исследование и описание предмета путем тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).

Занятие 8

Тема: “Собираем бусы”.
Использование (применение) массажера “Каштан”.
Анализ образца и нанизывание бусин на леску в строгой последовательности.
По словесной инструкции выполнение графического изображения по клеточкам.

Занятие 9

Тема: “Пластилиновая картина”.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – рисование геометрических фигур одновременно двумя руками.
Рисование по зрительным ориентирам (по точкам).
Работа с пластилином. Создание различных изображений путем вдавливания в пластилин мелких деталей (бисер, пуговицы) или разных круп.

Занятие 10

Тема: “Фантазия”.
Пальчиковая гимнастика.
Дорисовывание второй половины предмета.
Дорисовывание фигуры до образа какого-либо предмета (игра “Закорючка”).
Выкладывание изображений различных предметов с помощью ниток.

Занятие 11

Тема: “Умные узоры”.
Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев.
Анализ образца и нанизывание бусин на леску в строгой последовательности.
Выкладывание узоров из разноцветных геометрических фигур по словесной инструкции.

Занятие 12

Тема: “Ох, уж эти ладошки!”
Использование (применение) массажера “Каштан”.
Копирование изображения по клеточкам.
Исследование и описание предмета путем тактильных ощущений (игра “Чудесный мешочек”).

Занятие 13

Тема: “Золотые руки”.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – рисование геометрических фигур одновременно двумя руками.
Коллективная работа – создание плаката “Развиваем наши руки”. Каждый первоклассник выполняет наиболее интересный вид деятельности и результаты оформляются на общем плакате.
Правила ухода за руками.

Занятие 14

Диагностический блок.
Повторное исследование уровня развития мелкой моторики, с целью отслеживания динамики (изменений) в развитии детей в процессе реализации данной программы.

Литература:

  1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. “Издательство АСТ”, 2002.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. “Издательство АСТ”, 2000
  3. Ануфриев А.Ф., Костромитина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., “ОСЬ-89”, 2006.
  4. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Здоровье ребенка и его готовность к школе. М.. 2007
  5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-П., 1999.
  6. Ковалев В.И. Развивающие игры. 10 шагов к успеху. М., “Просвещение”, 2000
  7. Готовимся к школе. Книга для родителей будущих первоклассников. “Издательство АСТ”, 1999
  8. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Коррекционная педагогика. Эффективная коррекция для первоклассниках в играх и упражнениях. С-Пб., 2007
  9. Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. М., 2001.
  10. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. М., “Вентана-Граф”, 2004.
  11. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. С-Петербург, 1998.
  12. Шевердина Н.А., Сушинская Л.Л. Тестирование будущих первоклассников. Ростов-на –Дону, “Феникс”, 2004.
  13. Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения). Волгоград, 2007.
  14. Начальная школа № 23/1999. Подготовка руки к письму детей седьмого года жизни.
  15. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. М., “Аквариум”, 1998.
  16. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. “Академия развития”, Ярославль, 1997.
  17. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. М., “Просвещение”, 2007.
  18. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. “Дельта”, 1997.