Особенности содержания преподавания предмета "Физическая культура" в начальной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Совершенствование образовательного процесса связанно с поиском и реализацией новых организационно – методических технологий в области физического воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время решение задач физкультурного образования обучающихся связывается, прежде всего, с воспитанием ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями. Наиболее благоприятным возрастом для формирования привычек и потребностей к регулярным занятиям физическими упражнениями являются детские годы. Особенностью преподавания физической культуры в младшем звене средней общеобразовательной школы №5 г.Мончегорска Мурманской области является наличие собственного крытого школьного бассейна (6х12м).

Овладение навыками плавания - жизненно необходимо для каждого учащегося. Плавание - один из видов физической культуры, входящий в базовую часть программного материала по предмету «физическая культура».

В начальной школе происходит заложение основ плавания уже с 1 класса, что позволяет расширить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня физических качеств, координационных способностей, ориентирования в пространстве, равновесия. Нагрузку распределяю в соответствии с морфофункциональными и возрастными особенностями, приобщая детей к регулярным занятиям физическими упражнениями.

За счёт перераспределения часов из других разделов комплексной программы по физической культуре на плавание отводится 24 учебных часа в год.

Распределение учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры в СОШ № 5 (с плавательным бассейном) предоставлено в следующей таблице:

Примерное распределение часов по программе «Физическая культура» для 1-4 классов

Вид программного материала Количество часов (уроков)
1 2 3 4
1 Базовая часть 66 68 68 68
2 Основы знаний о физической культуре В процессе урока
3 Легкая атлетика 10 10 10 10
4 Гимнастика 10 10 10 10
5 Лыжная подготовка 10 14 14 14
6 Спортивные и подвиж­ные игры 12 10 10 10
7 Плавание 24 24 24 24

Во время моих уроков учащиеся овладевают основами плавания: учатся держаться на воде, нырять, плавать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, работать руками и ногами, к пятому классу - плавать спортивными способами. Плавание как вид двигательной деятельности предъявляет высокие требования к ребёнку, прежде всего к его координационным способностям, особенно к равновесию, к ориентированию в пространстве, чувству ритма.

Купание, игры в воде и плавание благоприятны для всестороннего и гармоничного физического развития ребёнка. Работоспособность основной группы мышц у младших школьников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. На уроках плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и прирост физического качества силы.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно развивается, что способствует формированию правильной осанки. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Выполняя упражнения на задержку дыхания и преодолевая сопротивление воды, улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма (после обычных общеобразовательных уроков), совершенствуются движения, повышается выносливость. Регулярные уроки плавания положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к условиям полярной ночи.

Одновременно с обучением плаванию детям с 1 класса прививаю навыки и умения самообслуживания, правила гигиены, что очень важно для их всестороннего развития.

Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги на моих уроках направлены на преодоление боязни. Это достигается игровым методом. Большую часть программы по плаванию в 1-3 классах занимают подвижные игры в воде. Начиная с 3 класса, углубленно изучаются спортивные виды плавания (брасс, кроль, кроль на спине). Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении школьной техники плавания, на занятиях с хорошо успевающими учениками использую материал программы старших классов: освоение других способов плавания, увеличение дистанции проплывания и других упражнений.

На основании практического опыта уроков плавания СОШ № 5, имеющей бассейн, для проведения учебно-воспитательного процесса по данному разделу комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ, можно сделать следующие выводы:

  • Увеличив часы раздела «Плавание»- уменьшаем заболеваемость младших школьников в условиях Крайнего Севера.
  • Систематические уроки в бассейне благоприятно влияют на всестороннее, гармоничное физическое развитие ребёнка.
  • Школьники, которые посещают бассейн, более физически развиты и закалены чем их не плавающие сверстники.
  • Умение плавать - прикладной, жизненно необходимый навык.