Основы конституционного строя России. 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.

Время проведения: 80 минут

Цель занятия: способствовать формированию правовой культуры учащихся, изучая содержание Конституции РФ.

Задачи занятия:

1. Проработать главу 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России.

2. Продолжить воспитание осознанного уважения к Конституции как к основному закону Российской Федерации.

Оборудование урока: текст Конституции РФ, мультимедийная аппаратура, необходимая для использования на уроке электронной презентации.

Основные понятия и термины:

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Признаками правового государства являются: 1) верховенство закона в обществе, 2) незыблемость прав и свобод человека, их гарантированность и охрана; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) взаимная ответственность гражданина и государства.

Демократия- форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти. Основные принципы демократии - власть большинства при условии защиты интересов меньшинства, равноправие граждан, выборность представительных органов, разделение властей, верховенство закона, плюрализм.

Республика – это форма правления, при которой источником власти признается народ, и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

Местное самоуправление – особое управленческое звено, которое осуществляется самим местным населением, деятельность направлена на решение вопросов местного значения.

На экране слайд №1, на котором высвечивается тема урока.

Ход занятия

Презентация, с использованием которой проводится занятие, включает в себя 21 слайд. На слайдах представлены вопросы, на которые учащиеся могут отвечать, используя текст Конституции, а так же схемы, которые позволяют более наглядно и кратко отразить наиболее важные моменты работы с текстом основного закона. При необходимости учитель может использовать не один, а несколько слайдов при рассмотрении отдельных принципов конституционного строя РФ. Для перехода с одного слайда на другой необходимо нажать левой клавишей мыши на расположенную в схеме стрелку, затем при нажатии на управляющую кнопку вернуться на предыдущий слайд и продолжить работу по изучению материала темы. Такие варианты работы предполагают слайды № 5, №6, №8, №9, №10. При изучении новой темы учитель может активно привлекать знания девятиклассников, полученные на предыдущих уроках, из средств массовой информации, личного опыта.

I. Занятие начинается с вводной беседы, целью которой является актуализация знаний учащихся содержания Конституции РФ, полученных на предыдущих уроках. Вопросы беседы по мере их обсуждения высвечиваются на слайде №2. Важно обратить внимание учащихся на то, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой и ее положения составляют основу правовой системы нашей страны.

II. Изучение новой темы начинается с поиска ответа на вопрос: “Что такое конституционный строй?”. Учащиеся могут предложить свое толкование данного понятия, которое в ходе урока корректируется учителем. Составляющие конституционного строя высвечиваются на экране (слайд №3).

Учитель обращает внимание девятиклассников на то, что основы конституционного строя России определены в главе 1 Конституции РФ, изучению которой и будет посвящено данное занятие.

Слайд №4 “Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность” - статьи 2, 7. Полезно вспомнить о видах прав человека (на слайде высвечивается схема). В статьях 57, 58, 59 определены обязанности российских граждан, без выполнения обязанностей невозможно осуществление прав. Следует обратить внимание учащихся на то, что принцип гуманизма является основополагающим в правовой системе Российского государства.

Слайд №5 “Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления” - статьи 1, 3,10, 15 п.2. (Возможен переход на слайд №6 и организация работы с видеофрагментом “Выборы в РФ”). Обращаем внимание на то, что признаки правового государства изучались на предыдущих уроках. Учителю необходимо подчеркнуть, что названные элементы демократического устройства нашего государства находятся в стадии становления, и для их полной реализации необходимо выполнение ряда условий (экономически, политических, духовных), изменения в психологии нашего общества, воспитание (самовоспитание) осознанного уважения к праву, закону.

Слайд №7 “Россия – республика” - на слайде показано как в Российской Федерации осуществляется формирование органов власти (схема комментируется учителем).

Слайд № 8 “Принцип разделения властей” - статьи 10, 11. Рассматривая осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации, учитель опирается на знания учащихся об органах государственной власти РФ и их деятельности (используются слайды №9 и №10 для более подробной характеристики законодательной и судебной власти в РФ). Необходимо вспомнить, в чем суть системы сдержек и противовесов при осуществлении принципа разделения властей.

Слайд №11 “Принцип федерализма” и слайд №13 “Главные принципы федеративного устройства РФ” - статьи 5, 4 (возможен переход на слайд №12, где дано определение термина “федерация”).

Слайд№14 “Гарантии местного самоуправления” - статья 12.

Слайд №15 “Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность” - ст.13. При изучении данного принципа учащимся могут быть заданы следующие вопросы: Может ли какая-либо идеология в нашей стране стать общеобязательной? К чему может привести установление однопартийного режима? Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся могут использовать знания, полученные на уроках истории.

Слайд №16 “Принцип социального государства” - статья 7.

Слайд №17 “Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности” - статья 8.

Слайд №18 “Принцип светского государства” - статья 14.

Слайд №19 “Конституция РФ обладает высшей юридической силой и прямым действием” - статья 15. Особо стоит остановиться на положении о прямом действии Конституции РФ. Это значит, что если нарушена какая-либо статья основного закона, то гражданин может обратиться в суд или другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

Необходимо обратить внимание учащихся на статью 16 Конституции РФ, которая подчеркивает особую значимость главы 1 данного документа, устанавливающей принципы, которые регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение личности.

Слайды №20-21(тестовые задания) помогут учителю организовать работу по закреплению изученного на уроке материала.

II вариант изучения темы

При изучении темы “Основы конституционного строя России” можно организовать работу по группам с текстом главы 1 Конституции РФ. Количество групп в классе определяет учитель.

Задания группам (возможны как опережающие):

1. В каких статьях главы 1 Конституции РФ закреплены предложенные для рассмотрения группой принципы?

2.Объясните понятия и термины, которые использованы в тексте Конституции.

3. Как данные принципы реализуются на практике? (при ответе на вопрос можно использовать дополнительный материал).

При выборе учителем II варианта изучения темы слайдовый ряд используется для отчета групп о проделанной работе. Последовательность выступления групп определяет учитель (технически не сложно изменить в электронной презентации порядок слайдов). При этом ответы учащихся дополняются и уточняются, а схемы фиксируются в тетрадях учениками всего класса. Вопросы, представленные на слайдах, могут быть даны учащимся заранее.

Источники и литература

1. Конституция РФ

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994 г.

3. Малышева А.Ж. Конституция России: учебное пособие для 9 класса основной школы / Под редакцией Т.Г. Морщаковой.- М.: “ЛексЭст”, 2003 г.

4. Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 г.

5. Обществознание 8-11 класс: мультимедийное учебное пособие. – М.: Новый диск, 2005 г.

6. Россия на рубеже веков: мультимедийное учебное пособие. – М.: “1С”, 2004 г.