Программа школьного "Пресс-центра"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа рассчитана на учащихся 3–11-х классов, на 102 часа (на 1 учебный год). В разработке данного курса использована программа Т.М.Пахновой “Основы редактирования”.

Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает навыками редакторской правки, основами верстки газеты и радиопередачи, интервирования.

Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения – русским языком и литературой, работа с рекламой.

Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов, изучение основных газетных жанров, особенностей макетирования газеты, знакомство с основами ораторского искусства.

Состав детей непостоянный на протяжении реализации данной программы, набор детей на кружок свободный.

Программа предполагает разные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика, психология, риторика. Детское объединение “Пресс-центр” предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

В течение года предполагается работа начальной школы по программе школьного “Пресс-центра”, цель которой – формирование разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся, формирование гражданской позиции. Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические уроки, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты, занятия по психологии и аутотренинги, артикуляционные практикумы.

Постановка проблемы, цель и задачи

Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Поэтому и возникла необходимость издания школьной газеты. На ее страницах ученик может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе – это, прежде всего, дополнительное средство общения. Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей, понимания получаемой информации и ее интерпретации.

Очень важно для журналистов, даже очень юных, умение общаться, правильно ориентироваться в создавшейся ситуации, уметь находить компромисс, а при необходимости – отстаивать свою точку зрения, поэтому в программу кружка включены занятия по психологии и аутотренинги.

Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

Задачи:

  • Научить учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации;
  • Сформировать умение работать с документами; проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики;
  • Обучить приемам верстки газеты;
  • Обучить навыкам ораторского искусства.

Основные направления и содержание деятельности (методы и формы обучения)

  • лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты;
  • выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста;
  • работа с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства;
  • написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д.

Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки

По окончанию года обучения учащийся должен:

Знать: Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию газет, информационные и сатирические жанры

Уметь: Моделировать газету, писать заметку информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.

Критерии оценки:

  • издание газеты,
  • участие в конкурсах, пресс-конференциях.

Ожидаемый результат:

  • духовно-нравственное развитие личности;
  • приобретение навыков ораторского искусства, макетирования газеты, создания текстов разных жанров;
  • умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью.
  • приобретение навыков быстрой адаптации в обществе.

Приложение 1

Учебно-тематическое планирование
школьного пресс-центра “Вверх по лестнице…”

Информационный блок
(теория)
Компьютерный блок
(практика)
Вид работы Часы Дата
теория практика
1 Организационное занятие. Цели и задачи “Информационного центра”.

Значение средств массовой информации. Газета как наиболее распространённый способ информационного сообщения.

Кодекс журналиста. Составление плана работы

Современные требования к газете

Обсуждение и распределение обязанностей между учащимися Просмотр компьютерных газет

Занятие-лекция.

1 2 7.09
2 Знакомство с жанрами Зарисовки, статьи, миниатюры Составление плана работы над статьёй.

Работа в Word. Подборка материала для летнего выпуска

1 2 14.09

 

3 Как создать газету, альманах? Как создать газету, альманах? Работа в Microsoft Office Publisher 1 2 21.09
4 Вёрстка номеров ( №1) Вёрстка номеров (№1) Подборка материала для выпуска №1 1 2 28.09
5 Модель альманаха. О чём можно писать? Модель альманаха. О чём можно писать? Вёрстка номеров (№1) 1 2 5.10
6 Жанры. Теоретические и практические вопросы при обучении газетным жанрам Дизайн страницы.

Вёрстка номеров

Подбор цветового оформления, стиля, шрифта. Вёрстка номеров, выпуск газеты 1 2 12.10
7 Жанры публицистики и их особенности Написание заметок по заданным темам Стилистическое оформление альманаха Написание заметок по заданным темам

Практикум

1 2 19.10
8 Как взять интервью? Как вставить фотографию? Практикум 1 2 26.10
9 Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров Практикум
Редактирование
1 2 9.11
10 Выпуск альманаха (№2) Компьютерная вёрстка (№2) Практикум
Редактирование
1 2 16.11
11 Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров Практикум
Редактирование
1 2 23.11
12 Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию? Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию? Работа в библиотеке, поиск и пополнение банка анимаций через Интернет 1 2 30.11
13 Составление план-схемы следующего номера альманаха Составление план-схемы следующего номера альманаха Практикум 1 2 7.12
14 Как работать с источником информации? Как работать с источником информации? Практикум 1 2 14.12
15 Как работать с источником информации? Рамка и заливка (с использованием нескольких цветов) при оформлении статей Практикум 1 2 21.12
16 Готовим новый выпуск. Готовим новый выпуск. Написание заметок по заданным темам 1 2 28.12
17 Выпуск №3 Компьютерная вёрстка (№3) Практикум

Редактирование

1 2 11.01
18 Развитие умения работать со справочной литературой Развитие умения работать со справочной литературой Практикум 1 2 18.01
19 Учимся работать в Microsoft Office Publisher Microsoft Office Publisher (использование автофигур при оформлении альманаха) Практикум 1 2 25.01
20 Проведение опроса. Правила и принципы. Проведение опроса. Правила и принципы. Составление вопросов, распределение обязанностей 1 2 1.02
21 Виды оформления опросов Виды оформления опросов Практикум 1 2 8.02
22 Как получить информацию через Интернет? Как получить информацию через Интернет? Практикум по сбору информации 1 2 15.02
23 Журналистская “гонка” Деловая игра “Особенности деловой речи” Журналистская “гонка” Сбор информации. практикум Деловая игра 1 2 22.02
24 Создание фоторепортажа Создание фоторепортажа Практикум
Редактирование
1 2 1.03
25 Обсуждение недочётов работы. Планирование Обсуждение недочётов работы. Планирование Составление плана 1 2 15.03
26 Готовим новый выпуск Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь” Готовим новый выпуск

Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь”

Написание заметок по заданным темам Тренинговое занятие 1 2 22.03
27 Выпуск №4 Выпуск №4 Практикум
Редактирование
1 2 5.04
28 Учимся писать поздравления и оформлять их Учимся писать поздравления и оформлять их Практикум 1 2 12.04
29 Особенности фоторепортажа Особенности фоторепортажа Практикум 1 2 19.04
30 Заметки информационного характера

Оформление заметок информационного характера

Заметки информационного характера Оформление заметок информационного характера Практикум
Редактирование
1 2 26.04
31 Жанровые разновидности письменного и устного общения. Жанровые разновидности письменного и устного общения Круглый стол 1 2 3.05
32 Заметка в альманах дискуссионного характера Заметка в альманах дискуссионного характера Сбор и обработка информации 1 2 10.05
33 Работа со справочными источниками информации Работа со справочными источниками информации Практикум 1 2 17.05
34 Вёрстка и выпуск №5 Вёрстка и выпуск №5 Практикум
Редактирование
1 2 24.05

Литература

Для педагога:

  1. Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
  2. Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
  4. Кволс-Ридер К. и Б. Пойми себя и других. С-Пб, 1993.
  5. Краткий словарь по логике. М., 1992.
  6. Кузин Е. Твой друг – газета. М., 1990.
  7. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
  8. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
  9. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
  10. Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.
  11. Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
  12. Розенталь Д. Русский язык. М., 1990.
  13. Словарь диктора. Иркутск, 1999
  14. Солганик Г.Я. Русский язык. М., 1995.
  15. Стрельцов Б.В. Из серии “Теория и практика периодической печати” – “Основы публицистики. Жанры”, Минск, 1990.
  16. Стюфляет М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
  17. Хольцман Б. Из серии “Библиотека редактора” – “Из дневника редактора районной газеты”, М., 1936.
  18. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.

Для учащихся:

  1. Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
  2. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
  3. Краткий словарь по логике. М., 1992.
  4. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
  5. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990.
  6. Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
  7. Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
  8. Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10–11 классов ОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 272 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).