"Семь чудес света". Табличные случаи умножения и деления с числом 7

Разделы: Начальная школа


Цель:

Создать условия для:

  • закрепления знаний таблицы умножения с числом 7 и соответствующих случаев деления;
  • активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • развития умения применять полученные знания при решении практических задач;
  • воспитания коммуникативных навыков и интереса к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийный проектор, презентация, шляпа магистра.

Ход урока

1. Организационный момент

<Слайд 1>, см. Приложение 1, Приложение 2

+ Давайте начнем наш урок с улыбки и приветствия.

Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись-ка мне, а я тебе!

+ Попробуем изобразить радостную улыбку, говорящую: “Я жду приятной встречи с любимой математикой”.

+ Теперь изобразите улыбку утешительную, говорящую так: “У меня всё получится, всё будет хорошо”.

+ И, наконец, огорчённую, говорящую так: “Как же так, придется снова считать, писать цифры, решать задачи”.

+ А сейчас выберите из предложенных улыбок ту, которая передает ваше сегодняшнее настроение к уроку математики.

+ Я вижу, что у вас настроение сегодня радостное, деловое. Надеюсь, что вы справитесь со всеми заданиями.

+ А чем бы вы хотели заняться на уроке?

– Решать задачи, головоломки, считать примеры, разгадывать ребусы. Узнавать новое и необычное.

2. Мозговая гимнастика

+ Сегодня на уроке нам придется очень напряженно работать: отвечать на вопросы, придумывать различные идеи, делать выводы. Поэтому я предлагаю начать с “мозговой гимнастики”.

“Качания головой” (упражнение для стимулирования мыслительных процессов): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания не уйдет напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд)

“Ленивые восьмерки” (упражнение для активизации структуры мозга, обеспечивающее запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по 3 раза каждой рукой и обеими руками вместе.

“Шапка для размышлений” (упражнение для улучшения внимания, ясности восприятия и речи): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза [1].

3. Определение темы урока. Интеллектуальная разминка [2]

+ Сегодня мы продолжим путешествие в школе математической магии. Но чтобы не потеряться в ее лабиринтах, начнем с интеллектуальной разминки. А заодно определим тему нашего урока.

  • Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им еще пять дачников. Сколько дачников шли из деревни в город? (2)
  • Горело 10 свечей. 3 погасло. Сколько свечей осталось? (10)
  • Назови одним словом семь дней недели с понедельника по воскресенье (неделя).
  • Сколько лет было двадцатилетнему человеку 4 года назад? (16)
  • Сколько в одном часе минут? (60)
  • Сколько минут надо варить крутое яйцо? (Нисколько, оно уже сварено)
  • Один говорит, двое глядят и двое слушают. Что это? (Рот, глаза, уши)
  • Сколько глаз и бровей у человека? (2 глаза и столько же бровей)
  • Сколько букв в названии нашей страны? (6 букв)
  • Сколько хвостов у двух котов? (2 хвоста)
  • Сколько углов у квадрата? (4 угла)
  • Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7 раз отмерь, один раз отрежь).
  • Катались два брата на двухколесных велосипедах, а их сестра на трехколесном. Сколько всего было колес? (7)
  • Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года? (1)

Дополнительный вопрос:

+ Наибольшее двузначное число? Наименьшее двузначное число? (99, 10)

+ Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, соедините цифры с нужными буквами и определите тему урока.

– Семь чудес света.

+Что, по-вашему, такое чудо или чудеса?

– Нечто небывалое, необычное, волшебное, удивительное.

4. Постановка задач урока

+ Что вы можете сказать про число 7?

– Оно однозначное, нечетное, больше чем 0,1,2,3,4,5,6, но меньше всех других чисел, очень часто встречается в сказках и в жизни (7 цветов радуги, 7 нот, 7 дней недели и т.д.)

+ “У многих народов мира это число считалось особенным. Например, в египетской и вавилонской астрономии он рассматривалось как сумма “жизненных чисел” три и четыре: три человека – отец, мать и ребенок – составляют основу жизни, а четыре – это число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь”.

“Греческий философ и математик Пифагор представлял число семь тоже как сумму 3 и 4, но подразумевал треугольник и четырехугольник, которые считались древними математиками проявлением законченности и совершенства. Древние греки ежегодно выбирали 7 лучших актеров, а древние римляне основали город Рим на семи холмах. С числом 7 связаны наиболее знаменитые и грандиозные памятники архитектуры и искусства древнего мира” [3].

+ Как вы думаете, почему наш урок носит такое название?

– Будем знакомиться с семью чудесами света.

+ Что нового мы узнали про число 7 вчера на уроке математики?

– Табличные случаи умножения и деления с числом 7.

+ Какую еще задачу поставим на уроке?

– Повторить табличные случаи умножения и деления с числом 7.

+ Сегодня на уроке мы повторим табличные случаи умножения с числом 7 и соответствующие случаи деления и узнаем 7 чудес света. <Слайд 2>

А увидеть их можно, выполнив математические задания.

5. Закрепление изученного материала

+ Посмотрите на ряд чисел. Какое задание вы можете предложить?

_,3,_,5,_,7,_,9

– Вставить пропущенные числа.

+ Дополните этот числовой ряд недостающими числами.

– 2,3,4,5,6,7,8,9.

+ На какие две группы их можно разделить?

– на четные и нечетные.

+ Каждое четное число увеличьте на 7, а каждое нечетное число в 7 раз.

– 9,21,11,35,13,49,15,63.

+ Проверьте работу.

Какие знания помогли вам справиться с этим заданием?

– увеличить на 7 – прибавить 7; увеличить в семь раз – умножить на 7; знание таблицы сложения и умножения с этим числом.

+ Молодцы. Перед вами первое чудо света – Египетские пирамиды. <Слайд 3>. Это большие каменные сооружения в виде фигуры пирамиды, строились как усыпальницы для египетских царей – фараонов. Самая большая пирамида – пирамида Хеопса. “Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу” [3].

+ Используя числа первого задания, я составила равенства. Что можете сказать?

– Нельзя назвать равенством.

69 : 7 = 3
7 х 6 = 58
7 х 8 = 24
23 : 7 = 1
63 : 7 = 9
7 х 8 = 56
7 х 4 = 28
21 : 7 = 3

+ Поменяйте местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства были верными.

+ Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды в Вавилоне. <Слайд 4>. Многие считают, что названы они так в честь царицы Семирамиды, хотя никаких доказательств этому факту нет. Сады располагались на платформах, поднятых на мощных столбах. Ярусы садов были сделаны уступами, они соединялись широкими лестницами из плит белого и розового цвета. Аромат садов, их тень и прохлада – в безлесном Вавилоне казались людям чудом. Уже после гибели Вавилона и висячих садов легенда о них продолжала жить. Особенность в том, что размещались высоко над землёй. Строились в определённом порядке. [3]

Математика– это наука, тоже требующая определённого порядка. С этим мы столкнулись, когда изучали порядок действий в математических выражениях. Давайте вспомним, в каком порядке выполняются действия в выражениях.

  1. ()
  2. x или :
  3. + или –

+ Выполните задание №1 на карточке, проверьте правильность выполнения в паре с помощью ключа.

7 х 7 + 1 = 50
7 х (20 – 16) = 28
(100 – 44) : 7 = 8
(39 + 9) : 8 х 7 = 42
6 х 8 + 2 =
(30 – 23) х 4 =
8 х 4 – 24 =
2 х 3 + 6 х 6 =

+ Проверим задание. <Слайды5, 6>

+ Для вас третье чудо света – Статуя Зевса Олимпийского. <Слайд 7>. Статуя – скульптурное изображение какого-то существа. Зевс – верховный бог, восседающий на троне. Зевс Олимпийский, сидящий на троне, головой почти касался потолка храма. Двенадцатиметровая фигура сплошь отделана золотом и слоновой костью. Из сверкающего золота великий скульптор Греции Фидий сделал одежду Зевса, драгоценный венец на его голове, одежду и победный венок богини Ники, которую Зевс держал в руке. Торс, голову Зевса и богиню Нику он изваял из слоновой кости, придавшей почти живую теплоту скульптурному изображению Зевса. Олимпия – город первых олимпийских игр. [3]

+ В школе магии учатся не только умные, но и физически развитые ученики, поэтому много времени уделяется физическим упражнениям.

  1. Волшебник присядет 7 раз, в вы в 2 раза больше.
  2. Волшебник попрыгает 35 раз, а вы в 5 раз меньше.
  3. Волшебник наклонится вперед 1 раз, а вы в 7 раз больше.
  4. Волшебник хлопнет в ладоши 28 раз, а вы в 4 раза меньше.

+ Четвертое чудо – храм Артемиды в Эфесе. <Слайд 8>. Храм – здание для богослужения. По преданию, строительство храма Артемиды в Эфесе длилось 120 лет, его построили из белоснежного МРАМОРА. А внутри, возвышаясь на пятнадцать метров, стояла деревянная статуя Артемиды (богини охоты), покрытая золотом. Но злодей Герострат позавидовал красоте храма и поджёг его. Имел храм прямоугольную форму. [3]

+У вас на карточке есть прямоугольник. Найдите его периметр.

– P = (3+4)*2=14 (см)

+ Кто нашел другим способом? Какой способ рациональнее? <Слайд 9>

+ <Слайд 10>. Мы прибыли в город Галикарнас, где расположено пятое чудо света – Галикарнасский мавзолей. Мавзолей – большое надгробное сооружение, построенное для царя Мавсола. Состоял из двух частей: храм, окружённый колоннами и крыша в форме многоступенчатой пирамиды. Общая высота этого сооружения будет известна после решения следующей задачи. [3]

<Слайд 11>

+ Составьте задачу по краткой записи.

Высота крыши – 7м
Высота храма – ?, в 6 раз больше
?
  1. 7 х 6 = 42 (м) высота храма.
  2. 42 + 7 = 49 (м) высота мавзолея.
  3. 6 х 7 + 6 = 49 (м)

Ответ: 49 м высота мавзолея.

+ Решите задачу № 2 и вы узнаете высоту шестого чуда света. <Слайд 12>

Высота мавзолея – 49 м
Высота статуи – ? на 13 м меньше

49 – 13 = 36 (м)

Ответ: 36 м высота статуи.

+ <Слайд 13>. Шестое чудо света – Колосс Родосский. Колосс – статуя мужчины громадных, колоссальных размеров, установленная в городе Родосе. В руке факел, когда его зажигали, он служил маяком. Голову статуи украшал венец из расходящихся в стороны лучей. Каждый палец статуи был выше взрослого человека. Его толщину не могли обхватить двумя руками. [3]

+ Выполнив следующее задание, мы откроем седьмое чудо света и найдем, кто же сегодня будет магистром в нашей школе магии.

1
*
2
+
3
4
*
5
+
6
*
7
*
8
:
9
*
10
*

Ответьте на мои вопросы и запишите в каждый прямоугольник только действие, которое будете выполнять.

  1. Первый множитель 7, второй множитель 1, найдите произведение.
  2. Первое слагаемое 5, второе 15, найдите сумму.
  3. Уменьшаемое 30, вычитаемое 14, найдите разность.
  4. Саша подтянулся 7 раз, а Коля в 2 раза больше. Сколько раз подтянулся Коля?
  5. Маша идет до школы 15 минут, а Миша на 5 минут больше. Сколько минут идет до школы Миша?
  6. Юра собрал 6 ведер картошки, а папа в 3 раза больше. Сколько ведер собрал папа?
  7. 6 увеличить в 5 раз.
  8. Во сколько раз 50 больше, чем 10?
  9. Найдите произведение 5 и 7.
  10. 7 увеличить в 7 раз.

<Слайд 14>

+ Магистры те, у кого получилось два треугольника (На данных учеников надевается шапка магистра)

+ <Слайд 15>

Седьмое чудо света – Александрийский маяк. Александрийский маяк представлял собой трёхэтажную башню высотой 120 метров. Это сооружение заканчивалось куполом с огромной статуей бога морей Посейдона. Строился маяк 5 лет, а простоял 1500 лет. В настоящее время маяк не существует, но существуют другие маяки и фонарики, которые освещают наш путь. [3]

+В 2008 году проходил конкурс “Семь чудес России” <Слайд 16>

Петергоф – загородная резиденция русских царей, дворцово-парковый ансамбль 18–19 веков, был сильно разрушен в1941–1944 годах фашистскими захватчиками. [4]

Собор Василия Блаженного – это не только главный храм Красной площади, но и символ всей России. Он построен в 1555–1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. “Официальное” название храма – храм Покрова Божией Матери.

Мамаев курган и статуя Родины-матери – название Мамаев курган, как гласит легенда, связано с именем татарского военачальника Мамая. На вершине кургана были когда-то сторожевые дозоры. На самом гребне стоял всадник, зорко всматривался, не появится ли откуда опасность. Застава была учреждена ханом Мамаем.

Эльбрус – двуглавый Эльбрус, высочайшая точка России и Европы. Западная вершина Эльбруса возвышается над уровнем моря на 5642 метра, восточная – на 5621 метр. Вершины разделены глубокой седловиной.

Столбы выветривания – останцы на горе Мань-Пупу-нёр, или, как их еще называют, “мансийские болваны”, представляют собой столбы выветривания. Этот геологический памятник расположен на территории Троицко-Печерского района Коми. Высота столбов от 30 до 42 метров.

Байкал –древний как мир, Байкал существует около 25–30 миллионов лет. При средней продолжительности “жизни” озер в 10–15 миллионов лет, он уже дважды стал рекордсменом.

Долина Гейзеров – Камчатка славится уникальным для России уголком природы – Долиной гейзеров. Клубы пара, фонтаны кипятка, невероятные цвета склонов, по которым струится горячая вода, вместе с буйной зеленью трав и деревьев создают феерическое зрелище.

Вологодская область представлена своим чудом – Кирилло-Белозерский монастырь.<Слайд 17>

6. Рефлексия

  • Магистров мы определили. Чудеса увидели. Мне бы хотелось услышать о ваших достижениях сегодня на уроке. За что вы можете похвалить себя?
  • Встаньте те, кто может похвалить себя за то, что он внимательно слушал учителя и товарищей?
  • Встаньте те, кто может похвалить себя за то, что он справился со всеми заданиями?
  • Встаньте те, кто может похвалить себя за то, что он знает таблицу умножения и деления с числом 7?
  • Встаньте те, кто может похвалить себя за то, что он старался красиво и аккуратно писать в тетради?
  • Оцените свою работу на уроке:
  1. Если вы считаете, что вы хорошо справились со всеми заданиями, все запомнили, и вам было легко на уроке, подарите “радостную” улыбку.
  2. Если вы старались, но не все у вас получилось, подарите “утешительную" улыбку.
  3. Если у вас ничего не получилось, вы недовольны собой на уроке, подарите “грустную” улыбку.

+ Я рада видеть ваши улыбки, вы замечательно работали на уроке, каждый из вас старался выполнить все задания, трудности остались, мы справимся с ними на следующих уроках.

<Слайд 17>

7. Домашнее задание

Литература:

  1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (8–9 лет) /Методическое пособие, 3 класс + Программа курса “РПС”. М.: “Росткнига”, 2008.
  2. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (8–9 лет): Рабочие тетради: часть 1,2. М.: “Росткнига”, 2008.
  3. Ганс Райхардт. Семь чудес света. Серия “Что есть что” Изд. “Слово”
  4. Советский энциклопедический словарь под ред. Прохорова А.М. М.: “Советская энциклопедия”, 1989 г.