Производные и непроизводные предлоги. Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Данная тема: изучается в соответствии с “Примерной программой по русскому языку основного (общего) образования (базовый уровень)”.

Использование материалов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов при изучении данной темы позволяет не только решить основные образовательные задачи урока, но и развить познавательный интерес учащихся, активизировать творческие способности ребят, привить интерес к предмету.

Сама тема не вызывает интереса у детей, так как требует лишь механического запоминания производных и непроизводных предлогов, поэтому возможность использования ЦОР позволяет разнообразить виды работ на уроке по усвоению, закреплению и контролю знаний, при этом существенно сокращает время на усвоение материала. Особенностями ЦОР является их универсальность, то есть возможность использования на уроке как для работы в группах, так и с отдельными учащимися.

Использование ЦОР при объяснении нового материала позволяет наглядно и доходчиво изложить материал урока, при этом дает возможность привлечь к объяснению учащихся (от постановки целей урока до обобщения).

Следующим возможным способом использования ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником.

Таким образом, полноценное внедрение ЦОР в учебный процесс позволяет дополнить традиционные методы преподавания новыми. Использование ЦОР на уроке даёт возможность активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

В разработке мне хотелось показать, как можно использовать виды ЦОР на разных этапах урока (необязательно на одном уроке).

Цели:

  • познакомить учащихся с происхождением предлогов,
  • сформировать умение отличать производные предлоги от непроизводных,
  • производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи,
  • развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу,
  • активизировать творческие способности учащихся,
  • прививать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование. Медиапроектор, экран, сигнальные карточки, материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Приложение 1

Ход урока

I. Демонстрация темы урока

На экране интерактивная таблица “Происхождение предлогов (№ 140213)”

Задание:

– Рассмотрите таблицу, сформулируйте цели урока, а также вопросы по данной таблице.

(Дети самостоятельно формулируют цели урока:

1. Познакомиться с происхождением предлогов.
2. Выяснить, какие предлоги являются непроизводными, какие – производными.
3. Чем производные предлоги отличаются от непроизводных предлогов. )

Учитель корректирует цели урока.

(Вопросы учеников по данной таблице:

1) Какими бывают предлоги по происхождению?
2) Чем производные предлоги отличаются от непроизводных?)

Чтобы ответить на последний вопрос, дети сравнивают предлоги из правого столбика с омонимичными формами самостоятельных частей речи, делают вывод о происхождении производных предлогов.

II. Чтение параграфа учебника

Запись примеров производных предлогов в тетрадь.

III. Первичное закрепление знаний

ЦОР. Таблица “Производные предлоги (№140155)”

Задание:

– Рассмотрите таблицу. Что нового из нее вы узнали о производных предлогах?

(Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи. Производные предлоги могут писаться слитно и раздельно).

– Правописание предлогов мы будем изучать на следующем уроке, а сейчас составьте и запишите предложения,используя слова с производными предлогами, образованными от разных частей речи, приведенных в таблице. Отразите в них тему урока.

(Примеры детей: 1. В течение урока мы изучали производные и непроизводные предлоги. 2. Согласно правилу, производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные. Благодаря объяснению учителя, я научился отличать производные предлоги от непроизводных).

IV. Первичный контроль знаний

Работа с интерактивными текстами.

Интерактивные тексты с заданием: “Предлог или наречие(№110298)”, “Предлог или деепричастие (№ 110434)”, “Переход существительного в предлог (№110586)”.

V. Применение на практике полученных знаний

1. Работа с упражнением учебника. Выписать словосочетания с непроизводными и производными предлогами.
2. Индивидуальная работа на компьютере (распознавание предлогов). ЦОР “Производные и непроизводные предлоги(№110766)”

(На экране – проверка упражнения. Ученик проводит самопроверку с помощью ЦОР)

VI. Разминка

ЦОР. Электронное задание “Производные и непроизводные предлоги (№110290,110406,1106 19)”.

(Работа с цветом. За компьютером 3 ученика, работа проектируется на экран. Класс работает с сигнальными карточками.)

Задание для класса:

– Определите на слух предлоги и омонимичные им самостоятельные части речи, используйте сигнальные карточки:

В течении реки, в продолжении фильма, благодаря мужеству, не смотря по сторонам, вокруг дома, на счёт в банке, хорошо видно вокруг, плывут мимо, мимо дома, в течение дня, вследствие задержки, навстречу гостям, пойти на встречу с друзьями, расположиться вблизи, вблизи памятника.(Параллельно проверяется индивидуальная работа учащихся).

VII. Контроль знаний

Проверочный тест. Проверка с помощью активизации таблицы. “Производные и непроизводные предлоги(№110638)”. “Предлог или существительное с предлогом(110165)”

VIII. Употребление предлогов

Задание 1:

ЦОР. Анимация “Производный предлог благодаря(№ 110645)”

Задание 2:

– Используя теорию параграфа и предыдущее задание, сделайте вывод об употреблении производных предлогов.

IX. Закрепление полученных знаний

Задание:

– Исправьте ошибки в употреблении предлогов (Упражнение учебника.) – Запишите предложения в исправленном виде.
– Выбор не только производного,но и непроизводного предлога может повлиять на смысл высказывания. Посмотрите анимацию (ЦОР "Роль предлогов в языке(№110874)”, выполните предложенные задания.

X. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проанализируйте урок, сделайте вывод о полученных знаниях. (Ответы детей: Урок интересный. Тема понята. Мы познакомились с происхождением предлогов. Мы научились отличать производные предлоги от непроизводных, от омонимичных самостоятельных частей речи. Цифровые образовательные ресурсы помогли нам усвоить и закрепить теоретический материал, самостоятельно оценить усвоение новых знаний.)

Задание:

– Составьте синквейн по теме урока. Лучший запишем в тетрадь.

ЦОР
УДОБНЫЙ, ПОНЯТНЫЙ
ПОМОГАЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ, УЧИТ
УМА ТВОРЕНЬЕ – ПОЛЬЗА ДЕТЯМ
ЗНАНИЕ
(Автор Леонтьева Алёна.7в)

XI. Домашнее задание

Используя материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, подготовьте сообщение:

1 вариант – Происхождение предлогов.
2 вариант – Употребление предлогов.

Ответы подкрепите своими примерами.

XII. Комментирование оценок

Спасибо за урок!