Путешествие в мир Андерсена. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • познакомить учащихся с личностью Х.К.Андерсена, донести до детей мудрость его сказок;
  • помочь осознать, что в сказках писателя торжествует добро.

Оборудование:

  • презентация «Х.К.Андерсен»;
  • полка с книгами;
  • цветок тюльпана в горшке;
  • костюмы для театральной постановки;
  • декорации;
  • два зонтика.

ТСО:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • DVD с записью мультфильма по сказке «Снежная королева»;
  • СD с записью звуков природы.

Раздаточный материал:

Ход урока

Вступительное слово учителя. Однажды в старом бедном доме в Копенгагене на подоконнике сидел мальчик. В руках у него была единственная игрушка – оловянный солдатик. Мать мальчика вышивала у окна. В это время в глубине пустынной улицы показался высокий и очень худой господин в чёрном. Он быстро шёл, размахивая руками. Был некрасив, но изящен. Женщина подняла голову и сказала сыну:

- Вот идёт наш господин Андерсен, под его колыбельные ты так хорошо засыпаешь.

Мальчик соскочил с подоконника, схватил своего единственного солдатика и выбежал на улицу. Подбежав к сказочнику, он положил игрушку в его руку. Это был неслыханно щедрый подарок, и Андерсен понял это. Он закрепил игрушку в петлице сюртука – как драгоценный орден – и вытер слёзы.

- Сегодня мы обратимся к творчеству известного датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Я приглашаю вас в путешествие в мир Андерсена.

(Приложение 1. Слайд №2)

Вступительная беседа.

- Читали ли вы сказки этого писателя?

- Какие?

Цель нашего урока – познакомиться поближе с одним из лучших сказочников мира, узнать о его жизни, мыслях, почитать бессмертные сказки, постараться понять секреты мастерства Андерсена.

Слово учителя. Мне очень нравится высказывание сказочника: «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас».

- Давайте сегодня мы поделимся друг с другом только хорошим.

- Итак, я пригласила вас в путешествие… Но как же быть? Мы живём в 21 веке, а Андерсен жил в 19. Как нам перенестись на 200 лет назад? Я знаю способ. Помните известного андерсеновского героя Оле-Лукойе? Он приходил к детям с двумя зонтиками. Один, не цветной, он раскрывал над непослушными детьми, и тогда они ничего не видели во сне. Другой, с картинками, над послушными, добрыми детьми, и они видели сказки.

К вам на урок я пришла с двумя зонтами, но, посмотрев в ваши глаза, поняла, что чёрный зонт нам не потребуется.

Итак, отправляемся в путешествие!

I. В родном городе Андерсена. (Приложение 1.Слайд №3)

1805 год. На самой окраине города Оденсе в Дании, в домике возле реки, в бедной семье сапожника и прачки появился на свет сын Ханс. В этом маленьком домике ютилось 6 семейств. Андерсены занимали одну комнату, служившую и спальней, и мастерской, и столовой. Отец украсил жилище полкой с книгами, а мать – горшочком с тюльпаном. Подрастающий Ханс мечтал о крохотном садике, который видел в своих снах. Позже, когда мальчик вырос и стал писателем, он создал такой сад на страницах своей сказки.

- Прочитайте отрывок №1 (Приложение 2, фрагмент 1).

- Из какого произведения этот фрагмент?

- Представьте, что вы перенеслись в подводный дворец. Каким вы видите садик?

- Существуют ли на самом деле подводные сады?

- Что помогло автору представить такой садик?

Значит, один из секретов мастерства сказочника – умение мечтать, фантазировать.

II. В театре. (Приложение 1. Слайды 4-6)

Продолжим наше путешествие. Как любил Ханс театр! В его родном городке был театр, но на его посещение у мальчика не хватало денег. В 14 лет он покидает дом, приезжает в столицу, чтобы устроиться актёром в театр. Но мечте не суждено было осуществиться. Его посчитали недостаточно талантливым, зато определили в школу.

Правда, учиться ему пришлось с детьми состоятельных родителей, которые высмеивали мальчика, потому что он был очень беден. «Я представлял себя тонущей собачонкой, которую забрасывали камнями от нечего делать», - писал будущий сказочник.

Утешение Ханс находил в театре.

В детстве он не мог получить роль, а у вас, ребята, такая возможность есть.

- Давайте войдём в копенгагенский театр. Кто-то из вас будет актёром, кто-то зрителем, а кто-то критиком.

- Есть ли желающие сыграть роль из сказки «Дюймовочка»? Требуются исполнители на роли Майского жука, Дюймовочки, 3-х жуков.

- Пока актёры знакомятся с ролями, мы прочитаем фрагмент из сказки «Дюймовочка» (Приложение 2, фрагмент №2).

- Как вы считаете, наша сцена оформлена?

- Верно, требуются декорации.

- А актёры готовы? Нужны костюмы.

Инсценировка эпизода (Приложение 3).

- Ребята, посоветуйте актёрам, как эту сцену сыграть ещё лучше.

- Почему заплакала Дюймовочка?

- Почему её сочли некрасивой?

- Зачитайте отрывок из сказки Андерсена (Приложение 2, фрагмент №3).

- Как отозвался о Дюймовочке маленький принц?

- Выходит, об одном и том же персонаже отзываются по-разному

- Случалось ли вам слышать, как кто-то неодобрительно отзывался о чьей-то внешности?

Приходилось и Андерсену.

Вот портрет Ханса Кристиана Андерсена. (Приложение 1. Слайд № 7)

- Что вы можете сказать о его внешнем виде?

- Обратите внимание на глаза.

- Почему глаза человека называют «зеркалом души»?

- Жизнь сказочника была лёгкой, беззаботной?

Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его называли «бедным родственником датской литературы».

- Почему?

- Знакома ли вам сказка Андерсена, в которой персонажа обижали, оскорбляли, т. к. он не был похож на других?

- Прочитайте отрывок №4 (Приложение 2, фрагмент 4).

- Какие чувства испытывал утёнок?

- Как вы думаете, кого подразумевал сказочник под образом гадкого утёнка? Почему вы так решили?

- Правильно ли поступали обитатели птичьего двора, отгоняя от себя утёнка?

- Какой вывод для себя мы сделаем?

«Доброму сердцу чуждо высокомерие»,- считал мудрый сказочник.

III. В Италии.

Будучи уже известным писателем, получив премию за книгу сказок, Андерсен отправился в путешествие по Италии. Весенней беззвёздной ночью он вместе с попутчицами ехал в дилижансе. Так как было темно, пассажиры не могли рассмотреть черты лица друг друга. Чтобы не скучать, сказочник стал фантазировать – рассказывать о девушках как о сказочных принцессах. Им, конечно, было приятно слышать о себе такое. Вдруг одна девушка попросила Андерсена рассказать о себе. Он знал, что некрасив, и…

- Как вы думаете, что рассказал писатель о своей внешности? Представьте себя на месте господина Андерсена.

Ученики надевают плащ и цилиндр и продолжают рассказ Андерсена.

- Хотите знать, что же на самом деле поведал о себе сказочник?

Он изобразил себя стройным, молодым, обаятельным человеком с душой, трепещущей от ожидания любви. Девушки прощались, уверенные, что их попутчик очень красив.

- Почему? Что делает человека по-настоящему красивым?

- Что такое внутренняя красота?

Вывод:

- О какой красоте важно не забывать?

IV. На природе.

Давайте мысленно перенесёмся из нашего кабинета на природу и, подобно Андерсену, понаблюдаем за набухающими почками, за тонкими стебельками травы, вслушаемся и всмотримся в то, что нас окружает.

Несмотря на жизненные трудности, сказочник сохранил в себе умение радоваться всему интересному. Он сочинял свои истории под шум ручья, пение птиц, всматривался в каждый камешек, листик.

- И мы попробуем свои силы. Закройте на несколько секунд глаза и перенеситесь на природу.

Звучит запись звуков природы.

Вслушайтесь в звуки природы, представьте место, где вы сидите, а потом напишите о том, что увидели.

Итак, напишите сочинение-миниатюру. Время написания – 5 минут.

«Слабым» ученикам предлагаются карточки с опорными словами (Приложение 4).

- Прочитайте получившиеся сочинения.

- Важно ли быть наблюдательным?

Вывод:

- Так в чём заключается секрет мастерства Андерсена?

V. В кинотеатре.

В театре мы сегодня побывали, теперь я приглашаю вас в кино.

Посмотрите фрагмент мультфильма.

Демонстрация фрагмента мультфильма «Снежная королева».

- По сюжету какого произведения создан мультфильм?

- На уроках литературы вам предстоит изучить эту сказку, наверняка вы сделаете новые открытия. Фильм, спектакль по литературному произведению не заменит подлинника, обязательно нужно читать и перечитывать художественные произведения.

Ханс Кристиан Андерсен прожил 70 лет, умер он в 1875 году. Немало лет прошло после смерти писателя, а сказки его по-прежнему нас волнуют.

- Почему?

- Чему учат произведения Андерсена?

Заключительное слово учителя. Ну что ж, в гостях хорошо, а дома лучше. Пора нам возвращаться в нашу Россию.

Андерсен очень любил свою Родину. Давайте и мы прославлять свою страну полезными открытиями, приносить пользу не только себе, но окружающим нас людям, создавать, подобно великому сказочнику, мир добра.

(Приложение 1. Слайды № 8-11)

Вывод урока.

- Что запомнилось вам из нашего путешествия в мир Андерсена?

Итоги урока.

Домашнее задание.

Из двух вариантов выберите один:

  • нарисуйте обложку к книге Андерсена или
  • напишите письмо великому сказочнику.