Пропорции. Нестандартные уроки в обучении математике. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • Обучающая: закрепление понятия пропорции в ходе решения уравнений и задач.
  • Развивающая: развитие зрительной памяти; грамотной речи; развитие умений сравнивать, обобщать.
  • Воспитательная: воспитание чувства ответственности, аккуратности, культуры общения.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Оборудование и материалы:

  • Запись и рисунки для оформления доски.
  • Рисунки и карточки для устной работы.
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Тексты для самостоятельной и домашней работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности и объявление темы, целей урока.

На доске записаны слова:

Частное Учащиеся дают определение этим понятиям.
Процент
Отношение
Масштаб
Абсцисса
Пропорция

Какое слово лишнее? Почему? (Абсцисса)

Какое ключевое слово? (пропорция), следовательно тема урока “Пропорция”. На уроке решаем уравнения, используя основное свойство пропорции, решаем задачи методом пропорции.

3. Определение формы урока.

Учитель: Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Для поднятия математического аппетита я пригласила на урок известную телевизионную программу “Пока все дома” (На доске оформлены программы рисунками- прилагаются, записью рубрик:

  • Зверьё моё.
  • За чашкой чая.
  • Оч.умелые ручки.
  • Домашний доктор.

Под рисунком телефона его номер: 55-12-34 свои отклики о передаче, пожелания, рецепты хорошего настроения сообщайте по этому телефону.

4. Рубрика “Зверьё моё” – работа устно.

1) Какая рыба без чешуи? (Приложение 1).

Щука – 15, Сом – 18, Карась – 10 <Рисунок 1, 2>

Ответ: Сом –18 (показать рисунок, рассказать о нём).

2) Из какой сказки слова: “ ….а дорога долга, а корзинка не легка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок”? <Рисунок 3, 4>

Три медведя –

Маша и медведь –

Мужик и медведь –

Задание:

  1. Из первой строчки выбрать наименьшее число.
  2. Из второй строчки – наибольшее число.
  3. Из третьей строчки ни наибольшее, ни наименьшее число.

Найти сумму выбранных чисел.

Ответ: .

(Показать рисунок, рассказать о нём).

3) Скажите, дети, поскорее, какое животное бегает всех быстрее?

Задание: Объём куба равен 1/8 дм3. Найдите длину всех рёбер.

Лось – , Гепард – 6, Заяц –

Ответ: 6 дм – Гепард (показать рисунок, рассказать о нём). Рисунок 5, 6

5. Рубрика “За чашкой чая”.

Обсуждаем поговорку “Не красна изба углами, а красна пирогами”.

Цениться тот дом, та семья, где живут гостеприимные люди, где царит мир и уют. Мы в дружной семье учащихся 6 класса и ведём задушевную беседу за чашкой чая. К учительскому столу приглашаются 7 человек. Они выбирают карточку – чашку с задачей, решаемой методом пропорции. Решив задачу прикрепляют карточку к доске на место числа – ответа. На каждой карточке-чашке написана буква. В результате получается слово “СПАСИБО”.

Примеры задач: <Рисунок 7, 8>

Чашка с буквой С: Оля купила 8 тетрадей по цене 9 рублей. Сколько ручек сможет купить Оля на эти же деньги, если ручка стоит 6 рублей.(Ответ: 12)

Чашка с буквой А: Автомобиль проехал 195 км со скоростью 78 км/ч. Какое расстояние проедет мотоциклист за это же время, если скорость в два раза меньше скорости автомобилиста? (Ответ: 97,5).

6. Рубрика: “Оч. умелые ручки”.

В это время учитель предлагает остальным учащимся задание:

“Вашим умелым ручкам предлагается начертить координатный угол и построить в нём треугольник АВС по координатам его вершин (координаты вершин – это корни уравнений). У каждого на столе – таблица (Оч.умелые ручки) <Рисунок 9>

К доске приглашаются три ученика. Каждый находит координаты одной из точек, решая два уравнения: А(3;2), В(3;3), С(11;9). Четвёртый ученик строит треугольник АВС.

Обсуждаем: вид треугольника, название сторон, находим его площадь (прямоугольный треугольник, стороны: катеты и гипотенуза, площадь –
7 см2).

7. Рубрика “Домашний доктор”.

После проверки предыдущих заданий учитель продолжает: “Чтобы узнать здоровы ли вы и готовы ли выполнять более сложные задания по теме “Пропорции” доктор Пилюлькин предлагает тест, в котором нужно выбрать верные утверждения и из соответствующих им букв составить слово”.

Каждому ученику выдаётся тест “Доктор Пилюлькин заботится”. <Рисунок 10>

При правильном выполнении его получается слово АП-ЧХИ. Обсуждаем его, приходим к выводу, что нужно больше внимания уделить своему здоровью, прислушаться к советам доктора.

8. Домашнее задание.

Домашняя контрольная работа “Советы доктора Пилюлькина” (выдаётся каждому ученику). <Рисунок 11, 12>