Индивидуально ориентированная система обучения на уроках английского языка в средней школе

Разделы: Иностранные языки


Перед каждым учителем, не относящимся равнодушно к своей работе, неизбежно возникает множество проблем. Как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося? Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности? Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта? Но есть вопрос вопросов: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом) определяет личную траекторию своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне, создание во время учебного процесса такой ситуации обучения, когда ребенок самостоятельно (но не без помощи учителя) определяет уровень, на котором он будет работать при усвоении той или иной темы программы, индивидуально строит траекторию и темп обучения.

Когда наша школа вступила в режим работы экспериментальной площадки, то перед каждым учителем встал вопрос, что именно и каким образом принять в этой теории и как применить практически в своей работе. На тот момент существовало 2 пути внедрения ИУП (индивидуальных учебных планов) в процесс обучения. Первый способ включал в себя самостоятельный выбор учащимися “кирпичиков”, лежащих в основе базового образования. Т.Е. ученик сам выбирал, какие предметы и в каком объеме он будет изучать в течение учебного года. Второй способ предусматривал изучение предметов в полном объеме, но с учетом различного уровня овладения материалом. Единственно возможным для нас был 2 путь, т.к. в условиях “маленькой” школы, с небольшим количеством учащихся, у нас не было возможности для разработки большого количества “курсов” по различным предметам. Итак, работа началась…

Мы все знаем, что любая работа не делается сразу, а внедряется поэтапно, постепенно. Нам показалось логичным начать внедрение системы ИОСО с “азов”, т.е. с начала определенных этапов обучения, с начала изучения отдельных предметов. Так, я начала работу по подготовке к обучению в данной системе с 5-го класса, который в том году начал изучать английский язык.

Рассматривая организацию учебного процесса в 5 классе, мы заметили, что в силу возраста и уровня сформированности некоторых учебных умений и навыков, а также способности адекватной самооценки и умения самостоятельной работы в 5 классе значительно повышается роль учителя, как организатора деятельности учащихся. Система работы в этом классе, по нашему мнению, заключается в том, что именно учитель помогает ребенку определить уровень владения материалом и способности действовать самостоятельно. Именно учитель строит урок таким образом, чтобы включить в него различные виды групповой работы, помогая ученикам сформировать навыки владения этим видом учебной деятельности. Именно учитель предлагает ученикам выполнение упражнений на различном уровне, формируя умение определять свой уровень, не переоценивая и не недооценивая свои возможности.

На данном этапе рекомендуется широко использовать методику комбинированного урока. Для учащихся 5– 7 классов, занимающихся по ИОСО, следует планировать фрагменты – задания не большими объемами. Это требование связано с тем, что учащиеся соответствующих возрастов еще в полной мере не умеют обобщать, осуществлять дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также не обладают достаточными навыками самостоятельной работы. Здесь количество заданий зависит от процентного соотношения между долями учебного времени на изучение нового материала и самостоятельную работу. Не допускается определять ориентиры-задания для самостоятельной работы, если эта тема или параграф не были объяснены учителем на уроке изучения нового материала.

На первом этапе экспериментальной работы нам показалось оптимальным начать работу по составлению учебного плана.

С этой позиции мы и начали работу по составлению планирования учебного материала для 5 класса. За основу мы хотели взять планирование, предложенное автором системы (Приложение 1).

  • В первой графе указываются номера занятий.
  • Во второй графе указываются номера параграфов, наименование тем или разделов курса.
  • В третьей определяются временные рамки изучения параграфов, тем или разделов.
  • В четвертой обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать.
  • В шестой определяются по мере необходимости индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития.
  • В седьмой и восьмой графах отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.

Но в ходе работы нам пришлось пересмотреть некоторые позиции, которые, по нашему мнению, не совсем соответствовали нашим условиям (Приложение 2). Так, в нашем варианте, разделы планирования предусматривают различные этапы работы на уроке и виды деятельности учащихся. Соответственно, раздел “знать, понимать” включает в себя основную теоретическую информацию, которую на уроке преподносит учитель, раздел “обобщение, систематизация, контроль” содержит различные формы групповой работы, которые позволяют систематизировать полученные знания на различных уровнях овладения материалом, и, наконец, раздел “самостоятельная работа” содержит разноуровневые задания для индивидуальной работы учащихся. Разный уровень этих заданий обуславливается не большим количеством упражнений, а их качественным содержанием. Особое место в поурочном планировании занимает раздел “творческие задания”, которые выполняют не все учащиеся, а только те, кто готов к этому и желает работать творчески.

Смена учебника при этом существенно не меняет форму плана, а позволяет за короткий срок наполнить его соответствующим содержанием.

Проработав планирование, мы приступили к наполнению его содержанием. Технологией ИОСО предусмотрено деление учебного процесса на два блока:

блок изучения нового материала, так называемый “лекционный”;
блок самостоятельной работы, так называемый “лабораторный”.

В основу данного деления на блоки положена трехуровневая психологическая закономерность организации обучения.

На первом уровне обеспечивается понимание (осознание, осмысление, обобщение). На втором – усвоение (разнообразные виды повторения), а на третьем – применение (формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое применение).

При объяснении нового материала следует обратить внимание на временной отрезок, в который должен уложиться учитель – 15 минут.

На следующем этапе происходит первичное закрепление нового материала. В течение пяти минут учитель подводит итоги изложенной им информации, обращая внимание учащихся на ключевые понятия темы, тем самым концентрируя внимание учащихся на логике изучаемого материала. Здесь учителю рекомендуется вновь использовать алгоритм, выраженный в виде таблицы, схемы, опоры. При этом следует обратить особое внимание на использование учителем, как при объяснении, так и при закреплении нового материала алгоритма усвоения. Только при алгоритмизации учебного процесса возможен минимум искажений в трансляции знаньево-уменьево-навыковой составляющей. Только на основе алгоритма возможен творческий уровень применения школьниками полученных знаний. Кроме того, обобщение учителем изложенной им новой информации в течение пяти минут является эффективной демонстрацией будущего ответа ученика.

На следующем этапе (групповая работа по усвоению (повторению) нового учебного материала) меняется позиция учителя, он становится организатором усвоения школьниками изложенного им учебного материала в группах.

Ключевым видом деятельности здесь является повторение того, что на предыдущих этапах объяснил учитель, с помощью учебника или учебного пособия. Работая в группах, ученики осмысливают, уточняют, воспроизводят, обобщают а, в конечном счете, переводят во внутренний план умственных действий новую для себя информацию. Параллельно осуществляется процесс перевода информации из краткосрочной в промежуточную память, а в дальнейшем – в долгосрочную память ученика. Благодаря работе в группе происходит минимизация искажений, возможно, возникающих у некоторой части школьников (имеющих явные или скрытные дефекты слуха, зрения, устойчивости внимания и т.п.) изложенной учителем информации. На этом этапе мы приучаем детей к различным видам деятельности на различных уровнях. Это и фронтальная работа с учителем для 1 уровня, и выполнение индивидуальных карточек, работа в парах (например, для проверки навыка чтения) для 1 и 2 уровня, упражнения по поиску ошибок для 3 уровня и групповая работа с руководителем другого уровня.

Заключительным этапом работы на каждом уроке является индивидуальная работа по применению нового учебного материала. Каждый ученик работает на индивидуальном уровне по закреплению изучаемого материала и по мере готовности приступает к пробному выполнению ориентиров-заданий по уровням. Учитель, контролируя правильность учебных действий школьников, по мере необходимости оказывает помощь отдельным учащимся в выполнении индивидуальной программы. Здесь мы рассматриваем такие упражнения, как: распределение слов по принципу звучания, нахождение в тексте примеров на изученное правило, вставить пропущенные буквы, слова, восстановление деформированного текста, описание объекта и др.

Важно, что тип упражнения остается неизменным, а содержание меняется, усложняется. Нам кажется недопустимым простое увеличение количества заданий, мы стараемся выводить ученика на другой уровень его выполнения.

Естественно, в конце каждого урока идет обязательное подведение итогов, комментирование дифференцированных заданий. Проводится на завершающем этапе школьной лекции. Учитель обращает внимание учеников на выявленные в ходе контроля типичные затруднения по теме, отвечает на вопросы. После чего, если есть необходимость, комментирует содержание фрагментов-заданий по уровням.

К сожалению, учебный план в условиях нашей школы не позволяет проводить еще и дополнительные уроки творческого применения полученных знаний. Но их проведение необходимо с целью развития умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, применять в измененных условиях, а, следовательно, обобщать полученные знания. Мы заменили данные уроки отдельными творческими заданиями к каждой пройденной теме. Учащиеся, добровольно изъявившие желание выполнить одно из заранее предложенных творческих заданий (по совместному выбору учителя и ученика), а затем наиболее интересные работы на уроке демонстрируются всему классу. Таким образом, во время самого урока класс делится условно на две группы – участников и зрителей. Задачей участников является продемонстрировать всему классу разнообразные возможности нестандартного применения знаний, а так называемым зрителям предоставляется возможность сравнить себя с другими, обогатить свои знания и умения, определить для себя перспективу возможного ближайшего развития. Такие занятия несут в себе стимул к творчеству, способствуют преодолению имеющихся у некоторой части школьников (особенно у тех, кто не участвует в проведении занятия) психологических (эмоциональных) барьеров.

Основную проблему в 5 классе по нашему мнению представляет текущий поэтапный контроль. Было рекомендовано использовать в 5–6 классах по предметам: русский и иностранный языки, математика такую систему контроля, когда каждая составная часть выполненной работы оценивается отдельно, например, за знание теории – оценка, за решение учебных задач – оценка и т.д. Это представляет определенную трудность и еще больше усложняет работу учителя. Здесь важно не допустить возврата к прежней системе оценивания эпизодической работы учащихся. С этой точки зрения очень важно правильно выстроить систему контрольных работ. Контрольная письменная работа – как одна из форм проверки учета знаний, умений и навыков учащихся при индивидуально-ориентированной системе обучения. Здесь мы столкнулись с необходимостью проведения одноуровневых и разноуровневых работ. Разноуровневые работы помогают ребенку ощутить себя в ситуации успешности и оценить свои достижения, а одноуровневые работы позволяют оценить реальный уровень владения материалом и намечают цели для дальнейшего развития.

Учащиеся, с которыми мы начинали внедрение ИОСО сейчас заканчивают 11 класс. Они умеют четко планировать свою работу, адекватно оценивают любую учебную ситуацию, показывают высокие результаты, выигрывают окружные и городские олимпиады. Таким образом, анализируя результаты работы за этот период, мы видим

  • заинтересованность детей в активной работе на уроках английского языка;
  • мотивация детей на повышение уровня усвоения материала;
  • комфортное состояние каждого ребенка при выполнении учебной деятельности;
  • адекватная оценка каждым учеником своих возможностей;
  • четкое представление о том, что и зачем ребенок делает на уроке;
  • каждый ученик планирует свою учебную деятельность, демонстрирует навыки самостоятельности и способности к самоорганизации, умений отстаивать свои права, готовности к сотрудничеству, толерантности, терпимости к чужому мнению, способности к созидательной деятельности, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
  • очевидную ситуацию успешности для каждого отдельного ученика.

Вместе с тем уже наметились проблемы и вопросы, на которые необходимо найти ответы.

  • Как организовать урочное и внеурочное время учителя, чтобы у него хватало времени на организацию и проверку всей работы учащихся?
  • Как избежать перегрузки учащихся, особенно работающих на 3 уровне, которые по всем предметам выбирают усложненные уровни и выполняют творческие домашние задания?
  • Как найти и выдержать соответствие между оценкой и уровнем ученика, при условии полного выполнения им заданий низкого уровня?
  • Как стимулировать учеников к повышению требовательности к самим себе, к повышению уровня работы?

Возможно, дальнейшая работа позволит найти ответы на эти и другие вопросы.