Занятие школы молодого учителя "Эффективная организация домашнего задания"

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета, накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся.

Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания обучающихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой обучающихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику;
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.);
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам;
г) выполнение творческих работ по литературе;
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах;
е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике;
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии;
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими для всех обучающихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях школьников по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.

Основные недостатки домашней учебной работы школьников.

Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе обучающихся имеются существенные недостатки.

  • Во-первых, многие школьники при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.
  • Во-вторых, недочетом домашней работы многих обучающихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
  • В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого обучающиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях.

Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой обучающихся на уроке к его выполнению.

Правила домашней учебной работы школьников.

Первое: Обучающимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.

Второе: Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается впервые 10–12 часов после восприятия. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 – 8 часа – только 28%.

Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала.

Четвертое: Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала. Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам.

В старших классах она значительно видоизменяется: наряду с учебником обучающиеся часто используют дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и применение приемов самоконтроля. Больше того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.

Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

В первом классе (со 2 полугодия) – до 1 часа;
Во втором классе – до 1,5 часа;
В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
В седьмом – восьмом классах – до 3 часов;
В девятом-одиннадцатом классах – до 4 часов.

Перегрузка домашними заданиями также возникает, если обучающиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок “про себя”, вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным обучающимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа обучающихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы “Цена. Количество. Стоимость” школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают обучающихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на “сильного”, так и на “слабого” ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: “Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см², но с разными сторонами”. Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность обучающихся носит поисковый характер. Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей обучающихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у школьников отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: “Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке”.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.

В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку, в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие обучающиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем в своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.

Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы обучающихся. Опытный учитель никогда не будет “накапливать” отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают обучающиеся и поэтому не готовят уроки систематически. А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи предоставлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным “не понял”, “не сумел”.

Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.

Большие домашние задания ведут к снижению успеваемости. Например, в Китае вообще не задают домашних работ. Но там и учебный год длится 10,5 месяца, и учатся дети по 6 дней в неделю, не говоря уже о более значительной продолжительности самого учебного дня.

Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника, каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого обучающегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.

Советы, вытекающие из ответов на основные вопросы носят характер принципов, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.

Совет 1. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.

Совет 2. При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств обучающихся. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

Совет 3. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте задания, пробуждая в обучающихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

Совет 4. На уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условиях. Удостоверьтесь, все ли обучающиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

Совет 5. На уроках учите школьников методам и технике учения. На дом давайте задания, при выполнении которых обучающиеся сознательно применяют эти методы.

Совет 6. Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей обучающегося и их применения в интересах всего классного коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.

Совет 7. С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.