Предметно-манипулятивная деятельность в коррекции тонкой моторики рук детей с нарушениями зрения и речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи (нарушении словарно-семантической стороны, “формализме” и т.д.).

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, где, по определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Среди них чаще встречаются дети с врожденными формами зрительной аномалии, что способствует нарушению формирования и других функций, имеющих непосредственное отношение к образованию речи.

Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются значительно чаще, чем у детей без зрительной патологии, что является причиной неподготовленности дошкольников к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Известный исследователь детской речи М.Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки … развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций

стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев”. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”.

В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”.

Изучая особенности развития мелкой мускулатуры пальцев рук и формирования графомоторных навыков у детей с нарушениями зрения, учитывая, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, мною были поставлены следующие задачи:

  1. Подготовить детей с патологией зрения к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем обучения в школе.
  2. Развивать речь дошкольников.
  3. Развивать интеллектуальные способности ребенка.

Данная проблема является важной, поэтому возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук у детей с нарушением зрения регулярной. Оптимальным оказалось использование в указанных целях физкультурных минуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Однако традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей со зрительной патологией проговаривание стихов одновременно с движениями обладает следующими преимуществами: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

В ходе таких физкультминуток детям можно предложить “конструировать” из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Отмечено и то, что разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук в физкультминутки на занятиях логопеда, воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями зрения и речи.

Такой подход позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей с дефектами зрения;
– совершенствовать внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Как уже было сказано выше, работа по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук с детьми, имеющими зрительные и речевые нарушения, должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

К пяти годам у ребенка возрастает возможность точных, произвольно направленных движений, поэтому дети могут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Этот вид труда рекомендуется для совместных занятий родителей и детей в семье, а также воспитателей и детей в свободное от занятий время.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии “Сделаем бусы”. Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее приклеивается. Готовые бусы нанизывают на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Особую роль в развитии пальцевой моторики играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток – очень полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Большое внимание при подготовке руки ребенка к письму нужно уделить рукоделию: вышивке, шитью, вязанию. К занятию рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. В более раннем возрасте, учитывая зрительный дефект, для большинства из них эти занятия сложны. Воспитатель должен организовать небольшие группы детей для занятия рукоделием. Следует объяснить родителям значение занятий рукоделием для развития мелкой мускулатуры пальцев рук, т.е. для подготовки руки к письму, и помочь организовать их в семье.

Кроме пальчиковой гимнастики, работы ножницами, занятий рукоделием, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических движений детьми с нарушением зрения в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Детям 3–4 лет доступно использование мазков, линий, штрихов, точек, различные их сочетания ярких цветов. Они учатся создавать простые графические образы, заполнять ими пространство листа бумаги. Дети со зрительным дефектом осваивают линии в виде “дорожек”, “ленточек”, “ниточек”, “столбиков”, “проводов” и др.

Когда дети овладеют вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, нужно начинать осваивать сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Это позволяет нарисовать “клетку”, “заборчик”, “лесенку”, “домик”.

При выполнении этих и других заданий взрослые (воспитатели, логопед, родители) помогают детям удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз в определенном ритме. Задания, конечно, нужно варьировать, постепенно усложнять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.

Взрослым следует, учитывая индивидуальные особенности детей с нарушением зрения, а также степень сложности зрительной патологии, продумывать и правильно подбирать фон бумаги, возможность ярких сочетаний красок, использование карандашей и т.д.

Развитие движений рук, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематичной тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш свободно, легко делать им движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

Задания для детей 5–6 лет усложняются. Необходимо давать упражнения в тетради, но прежде надо научить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно держать ручку. Переучивать всегда сложнее. Длительность графических упражнений не должна превышать 5-6 минут. Не рекомендуется торопить ребенка, так как у каждого свой темп письма. В данной работе я использую различные упражнения, развивающие мелкую моторику рук:

“Заборчик” – упражнение для совершенствования движений кисти сверху вниз и снизу вверх, “Восьмерки” – упражнения для отработки движений пальцев и кисти руки и др.

Письмо – сложный координационный навык, требующий точной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам у детей со зрительной патологией в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы в этом возрасте ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма).

Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье: ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии ДОУ и семьи.

Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что:
– работу по развитию мелкой моторики рук и формированию графомоторных навыков нужно сделать постоянной и регулярной в системе занятий логопеда и других педагогов, а также при активном участии родителей;
– работу по развитию мелкой моторики нужно начинать в раннем возрасте, задолго до поступления в школу;
– подготовительную работу в освоении графического навыка следует начинать в три-четыре года.

Особо хочу отметить, что коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, специфична. Она требует владения особыми приемами и методами работы, применения специальных средств наглядности и дидактических пособий.

Конспект фронтального логопедического занятия (старшая группа).

Тема: “Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи”.

Программное содержание.

  1. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук дошкольников, двигательные умения и навыки в манипуляции различными предметами.
  2. Развивать умение правильно держать карандаш, владеть им.
  3. Развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие. 4.Расширять словарный запас.
  4. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование: карандаши цветные (отточенные и неотточенные), простые карандаши, аппликатор Кузнецова, демонстрационные листы, массажные мячи, цветные резинки на правую руку, игрушки (кошка и собака).

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Дети, сегодня к нам на занятие придут гости. А кто, догадайтесь сами, послушав мои загадки.

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком.
С хозяйкой дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.

(Кошка.) (Собака.)

2. Основная часть занятия.

В гости к нам пришли кошка Мурка и собака Шарик. Они хотят посмотреть, как вы будете играть с пальчиками, карандашами, мячами и другими предметами. Мурка и Шарик, вы наблюдайте за нами. Мы начинаем заниматься.
– Дети, наденьте резинки на правую руку. Пусть наши пальчики сначала поздороваются друг с другом. (Упражнение “Пальчики здороваются”.)

(Включить аудиозапись “Скачут резвые лошадки”.) Не пойму, что это за шум? Откуда раздаются эти звуки? Конечно, это скачут лошадки. Возьмите аппликаторы. Вспомним упражнение “Лошадки” (выполнение на аппликаторе).

По дороге белой, гладкой
Пальцы скачут, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

– Сейчас мы поиграем с нашим другом-карандашом.

а) Возьмите неотточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.) Послушайте, как он “шумит”. “Пошумим” у правого уха, у левого. Молодцы!

б) Поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутите его вперед и назад. Положите карандаш, опустите руки, встряхните ими.

в) А сейчас – игра, которая называется “Тихо – громко”. Наш друг-карандаш будет играть вместе с нами.

Послушайте историю о том, как однажды мама-курица позвала цыплят поклевать зернышки. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая. Дети, давайте покажем, как они это делали. Возьмите неотточенный карандаш в пальцы правой руки и поставьте его на стол. (Дети держат карандаш между тремя пальцами, как при письме.) Постучим им по столу тихо, как цыплята. Потом громко, как мама-курица. Цыплята поклевали зернышки и вместе с курицей пошли гулять. В густой зеленой траве они увидели червячков. Мама-курица показала цыплятам, как их надо клевать. А потом поклевали цыплята. Вот такую занимательную историю я вам рассказала.

Пусть отдохнет наш друг-карандаш, мы поиграем без него. Но сначала тоже немного отдохнем.

Физкультминутка.

Разминаемся все вместе,
Начинаем бег на месте.
Хватит бегать, прибежали,
Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
Низко поклонились.

– Упражнения с мячом.

а) Возьмите мяч. Правую руку положите на мяч и обхватите его пальцами. Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз). Левую руку положите на мяч и обхватите его пальцами. Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз). Положите обе руки на мяч и обхватите ими мяч. Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз).

б) Возьмите мяч двумя руками и покатайте его между ладонями.
Положите мячи на место.

– А теперь поиграем с фасолью. Правой рукой переложить фасоль из одной баночки в другую, левой – обратно.

Гимнастика для глаз.

– Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4–5 раз.
– Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5).
Повторить 4–5 раз.
– Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Повторить 4–5 раз.
– Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перенести взор вдаль на счет 1–6.
Повторить 4–5 раз
– В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6.
Повторить 1–2 раза.
– Сейчас поверните раскрытые ладошки ко мне, согните четыре пальца на каждой руке до начала ладони. Пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону. Молодцы, все согнули, а теперь разогните четыре пальца. Раскрыта ладошка, раскрыты все пальцы. Согните четыре пальца, разогните. Покажите мне раскрытые ладошки. Согните, разогните большой палец. (Повторить несколько раз.)

Давайте ещё раз отдохнем.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.

– Работа с демонстрационными листами.

Дети, для гостей мы приготовили угощение. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, чем мы угостим Шарика? (косточкой) Чем угостим Мурку? (Молоком.) Сейчас мы будем рисовать простым карандашом прямые дорожки, по которым наши друзья доберутся до угощения. Рисовать нужно слева направо, не отрывая карандаш от бумаги.

(Объяснение логопед сопровождает показом.)

3. Итог занятия.

– Наши друзья Шарик и Мурка приготовили для нас сюрприз. (Дети должны намотать на катушку нитку, к которой привязана конфетка.) Поблагодарим кошку Мурку и собаку Шарика и скажем им: “До свидания!”