Таблица умножения на 9

Разделы: Начальная школа


Цель урока: раскрыть закономерности таблицы умножения на 9, изобретение способов для лучшего запоминания таблицы; закрепить название компонентов действий умножения, деления и рассмотреть взаимосвязи между ними.

1. В предметном содержании:

– Используя известные для детей способы работы, создать ситуацию для поиска нового способа, в точности составления таблицы умножения однозначного числа 9.

2. В форме организации деятельности детей:

– Умение распределить работу в группах.

3. В развитие коммуникативных способностей:

– Умение общаться, слушать, высказывать свои идеи, умение строить обсуждение и оценивать работу свою и в группе.
– Включать каждого ребёнка в совместную деятельность.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, умение преодолевать трудности.

Воспитательные: продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету.

Тип урока: Постановка учебной задачи.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Этап актуализации.

Цель данного этапа: формирование эмоциональной удовлворнности учащихся своими знаниями и умениями, положитльная оценка учиелм достижний учников;

 

 

Создание для детей “ситуации успеха”

Н доске:

Эпиграф нашего урока: “Кто думает – то всегда додумается!”

– Повторит по порядку слова, которые я вам назову: 1 множитель, 2 множитель, произведение, делимое, делитель, частное.
– Компоненты, каких действий я назвала?
– Что вы знает об этих действиях?

– Какие свойства умножения вы знаете?

– Кто пойдёт, запишите их в обобщённом вид.


– Что значит, увеличить число в несколько раз?
– Что значит, уменьшить число в несколько раз?
– Замечательно, вы таки молодцы, так быстро и чётко справились с заданием, настроились на урок?

 

 

 

– умножения и деления
– это операции (действия), обратные друг другу.
– перемест., распред., сочетат.
– а ·в = в · а;
а · в ·с = в · с ·а;
а · в + а · с = а · (в+с)
– умножить
– разделить
– Да

2. Этап мотивации.

Цель данного этапа: формирование внутренних и личных мотивов учебной деятельности

– С чего мы обычно начинаем урок математики?
– Для чего нам нужна разминка?

– Предлагаю вам в качестве разминки решить примеры, самостоятельно записанные на листочках вычисляя удобным способом (раздать листочки)

1) 55 · 11
2) 15 · 9
3) 320 · 99
4) 124 · 101
5) 9 · 24567

– Сколько времени вам понадобится?
– После того как решите примеры, сами себя проконтролируйте, оцените свою работу, а затем сверьте свои результаты с соседом и в группе? (пройти посмотреть, кто как решает)
– Какие примеры решили быстро?
– Каким способом действовали? Какое свойство умножения использовали?

– с разминки
– чтобы уметь быстро настроиться на рабочий лад, вычислять и т.д.
– дети решают самостоятельно

 

 


2-3 мин.

Сверка с результатами в группе

1), 2), 3), 4).
– распределительным законом умножения

4. Этап постановки учебной задачи.

Цель этого этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразованию конкретной практической задачи в учебную, открытие нового способа деятельности. На данном этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: “Что мы должны узнать, чтобы иметь возможность продвигаться дальше?”

– Хорошо, почему же не решили пример 5?

– А как же решили тогда 2, 3, и 4?

– Давайте проверим?

– А можно этим способом решить 5 пример?
– Но удобно ли таким способом постоянно пользоваться, или же может что-то, вы предложите, как нам выйти из данной ситуации, как поступить.
– Что мы должны узнать, чтобы иметь возможность продвинуться дальше?
– Какую цель поставим себе на урок? Чем будем заниматься?
– Да, я согласна.
– Как будем решать данную проблему: вместе, в группах, по одному? (ведь одна голова хорошо, а много лучше).
– Давайте сделаем заготовку! (конструирование способа)
– А теперь, предлагается в группах составить таблицу умножения 9 и вычислить результат удобным способом.

– Что интересного вам удалось заметить? Может Вы какие – то секреты увидели в таблице, которые вам помогут легко запомнить её?

– решили с помощью распред. закона умнож. относительно вычит. и сложения.

– надо знать таблицу умножения на 9

 

 

– Искать способ! сконструировать способ умножения на 9.

– в группах

– работа в тетрадях

– работа в группах составление таблицы умножения на 9

5. Применение открытого способа. – А хотите, расскажу вам историю, как дедушка одной девочки после войны, решил поступать в институт, и ему досталась таблица умножения на 9. Он говорит, помню только что 9 · 1 = 9, а остальные не помню. Дай, посчитаю, сколько примеров не знаю и начал 1, 2, 3, 4, а затем пошёл обратно считать проверю ещё раз, 8 примеров я не знаю. Не сдал экзамен и пошёл домой. На следующий день приходит, ему дают лист, а там зачёт с оценкой 5.

– А теперь давайте проверим себя, удалось ли нам запомнить таблицу умножения на 9.
– Переходим к работе с учебником страница 74 № 155, № 156, № 157.
– Поработайте в парах, а затем в группах проверьте свои результаты.
– Оцените свою работу.

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях, если есть, то выписывают, если нет, то пропускают.

Ставят отметку на полях

6. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель этого этапа:

1) рефлексия (мысленное возращение к прошлым действиям);

2) оценка собственной учебной деятельности;

3) положительные эмоции от познания нового.

На доске: 27, 54, 72, 36, 45, 81, 63.

– Произведения, каких чисел из таблицы умножения 9 равно 27, 54, 72, 36, 45, 81, 63.
– Назовите, произведения, которые начинаются цифрой 4; цифрой 7, цифрой 1.
– Назови произведения, которые оканчиваются цифрой 7, цифрой 8, цифрой 1.
– Удалось ли нам запомнить таблицу умножения на 9?
– Какие примеры из таблицы ещё не запомнили?
– Для чего необходима таблица умножения на 9?
– Какие трудности были?
– Достигли мы цели урока?
– Кто доволен своей работой?
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
– Молодцы, спасибо всем за работу на уроке!
– Домашнее задание. Объяснить родителям, как легче запомнить таблицу умножения на 9 и № 160 стр.75

 

9 · 3, 9 · 6, 9 · 4, 9 · 8,
9 · 5, 9 · 9, 9 · 7
9 · 5, 9 · 8, 9 · 2

9 · 3, 9 · 2, 9 · 9

 

 

 

Умножать многозначное число на 9.

Секреты изучения таблицы умножения на 9.

  1. На пальцах;
  2. 9 · 3 = 18 – если сложить цифры ответа, то получится 9;
  3. Каждый последующий результат на 9 больше предыдущего;
  4. В произведении количество десятков на 1 меньше, чем второй множитель: 9 · 5 = 45;
  5. Если сложить второй множитель и число единиц в произведении, то получится 10; 9 · 3 = 27; 9 · 6 = 54