Число 7. Цифра 7. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Формирование знания о числе 7 как о последующем для числа шесть и составе числа 7, обучение написанию цифры 7.
  • Развитие мыслительных операций, культуры математической речи, критического мышления через письмо и чтение.
  • Воспитание самоконтроля, аккуратности, познавательной активности учащихся.

Оборудование: числовой отрезок, "домики" состава числа 7, индивидуальные листы для каждого учащегося; карточки со словами, с пословицами "Семь бед - один ответ", "Семеро одного не ждут", "Семь раз отмерь, один раз отрежь". Дневники успеха.

Ход урока

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.

2. Актуализация знаний.

У.

Начинается урок,
Ротик свой пока закрыли на замок,
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки - все на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех.

У. Предлагаю вам сегодня выбрать такой девиз: ДУМАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ, ЗАПОМИНАЙ, ПОВТОРЯЙ, СТАРАЙСЯ (прочитать хором)

Математический диктант.

Какое число следует за числом 2?

Какое число при счете называют перед числом 5?

Какое число находится между числами 4 и 6?

Какое число меньше 5 на 1?

Какое число больше 4 или 2?

Запишите только ответы (задачи в стихах):

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (4)

***

Стайка - пять птиц.
Пять дружных синиц,
Вместе летали,
Потом две отстали.
Сколько осталось, все сосчитали? (3)

Проверка.

Шесть щенят плюс мама-лайка.
Сколько будет, сосчитай-ка. (7)

У. Что вы можете рассказать про число 7?

- Какой цифрой обозначается на письме число 7?

Минутка чистописания. Цифра 7.

У. На что похожа цифра? (Предположения детей.)

Вот семерка-кочерга.
У нее одна нога. (С.Маршак)

***

Семь, точно острая коса.
Коси, коса, пока роса. (Г.Виеру)

***

Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу! (В.Бакалдин)

- Написание цифры 7.

Физминутка для глаз.

3. "Открытие" нового знания и формулирование темы урока.

У. - Чему же мы должны научиться сегодня на уроке?

Д. Мы должны познакомиться с числом 7, научиться писать цифру семь, узнать, как можно получить число семь.

- А где мы можем встретиться с этим числом? (Высказывания детей.)

"Магия чисел". Историческая справка.

Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски этого почитания дошли до наших дней, когда мы в нашей речи употребляем пословицы и поговорки:

"Семь бед - один ответ". (Если придется отвечать, так за все сразу, одновременно. Говорится в решимости сделать что-нибудь рискованное.)

"Семеро одного не ждут". (Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих ждать себя.)

"Семь раз отмерь, один раз отрежь". (Перед тем, как сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все важные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.)

Семь считали священным, магическим числом. Возможно, это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь "отверстий" в голове (два глаза, два уха, две ноздри и рот). Нередко числу приписывали таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

Это волшебное число использовалось в сказках, мифах древнего мира. Великий пост у христиан длится семь недель. У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. У мусульман небесный свод состоит из семи небес, и все угодные Богу попадают на седьмое небо блаженства.

4. Физминутка. Упражнения на укрепление мышц спины.

5. Первичное закрепление.

Решение задач (графическое оформление условия, запись решения, ответ)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки,
Рыбак Корней поймал трех окуней,
Рыбак Евсей - четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (3+4=7)

***

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой? (2+2+3=7)

6. Тренировочные упражнения и задание на повторение.

- Состав числа 7. (1 и 6; 6 и 1; 2 и 5; 5 и 2; 3 и 4; 4 и 3.)

- Решение примеров, списывание с доски с комментированием.

(Примеры записаны под пословицами.)

7 - 1 = 2 + 2 = 3 + 3 =

5 - 2 = 6 - 2 = 4 - 3 =

7. Рефлексия (итог урока).

У. - Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что нового и интересного узнали для себя?

- Покажите графически или рисунком, что вам больше всего запомнилось на уроке.

- Оцените в Дневниках успеха свою работу сегодня на уроке.