Урок-путешествие "А.П. Чехов. Жизнь и творчество". 10-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: Личность Чехова А.П., путешествие по карте


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


(Слайд 1)

Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.П.Чехова, писателя разносторонне талантливого, независимого в своих убеждениях;

Задачи:

- расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту;

- развивать монологическую речь через сообщение к теме урока;

- развитие диалогической речи через инсценировку фрагментов юмористических рассказов А.П.Чехова.

- развивать интеллектуальные способности;

- развитие межпредметных связей.

Оборудование урока:

- портрет А.П.Чехова (художник Н.П.Ульянов);

- тексты произведений А.П.Чехова;

- иллюстрации к произведениям писателя, изученным в 5-9 классах;

- портрет И.И.Левитана, репродукции его картин;

- музыкальное произведение П.И.Чайковского “Времена года”,

- физическая карта Евразии

- атлас. География материков. 7 класс. /У каждого ученика/

- презентация.

- фильм “Я навсегда москвич” (Из серии “В мире русской литературы”, фильм 9).

Межпредметные связи: география, ИЗО.

Предварительная подготовка: за неделю до урока даны:

1) индивидуальные задания: подготовить сообщение, используя материал статьи Т.А. Сотниковой “Антон Павлович Чехов”.

а) Детство. Семья. Таганрог.

б) “Чувство личной свободы”. “Я навсегда москвич”.

в) “Занятие медицинскими науками”. “Малая пресса”.

г) Переломный год.

д) “Желание служить общему благу”.

е) “Течение мелиховской жизни”.

ж) “Последняя страница моей жизни”.

2) Всему классу перечитать тексты программных рассказов, которые изучили в 5-8 классах.

3) Задания для работы в группах: подготовить инсценирование фрагментов юмористических рассказов А.П.Чехова “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”, “Пересолил”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

А.П.Чехов. Жизнь его подобна произведениям - коротка и очень насыщена. (Слайд 2)

Провинциальный мальчик, проводивший утомительные часы за конторкой бакалейной лавки отца.

Гимназия в Таганроге.

Литературный дебют – 1880 г. в журнале “Стрекоза” - “Письмо к учёному соседу”.

Природное остроумие, лаконизм. 1886 г. – сборник “Пёстрые рассказы”.

Московский университет – медицинский факультет - первые годы литературной деятельности.

Всё в жизни делает серьёзно:

  • мог заняться научной деятельностью, начал работу над “Историей врачебного дела в России”;
  • получил диплом доктора, всю жизнь не переставал практиковать, особенно в Мелихове;
  • активная общественная жизнь - 1890 г. поездка на Сахалин для изучения жизни, быта поселенцев;
  • сбор средств для пострадавших от голода в Нижегородской и Воронежской губернии;
  • меценат - построил школы для крестьянских детей в Мелихово, хлопоты о строительстве санатория в Ялте для больных туберкулёзом “Яузлар”, отсылал книги в библиотеку Таганрога с автографами;
  • в последние годы жизни в Ялте – спасение школы в Махалатке.

При всей активности - в первые годы обучения в университете был поставлен диагноз – туберкулёз.

Его архив - рукописи, но большую часть составляет множество расписок, квитанций, писем.

Пример жизни, в которой было место для самой мелкой “чёрной” работы на общую пользу.

Эпиграфом к уроку могут послужить слова Антона Павловича:

“Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья”.

Это желание, как и потребность в творчестве, были свойственны Чехову органически.

Поэтому:

  • камерность сюжетов;
  • эпизоды и обстоятельства частной жизни людей.

Дар - придавать обыкновенным житейским историям значение сложных проблем; заинтересован во всём, что происходит вокруг.

Писал о жизни современной России, не сикал тем ни во времени, ни в пространстве.

В основе произведений - красота и грусть. Красота природы - острее неприкаянность героев, которые способны мыслить и страдать от несовершенства действительности.

“Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь” (Тузенбах из “Трёх сестёр”).

“Когда долго, не отрывая глаз, смотреть на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и всё то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далёким и не имеющем цены” (из “Степи”).

Феномен А.П.Чехова уникален во многих отношениях, без глубокого анализа его жизни не понятен и до сих пор не разгадан.

II. Сообщения учеников.

1. “Детство. Семья. Таганрог”. (Первый экскурсовод.)

(Слайды 3, 4, 5).

2. “Чувство свободы”. “Я навсегда москвич”.

Второй экскурсовод. (Слайд 6)

Фильм “Я навсегда москвич”. (5 минут)

3. “Занятие медицинскими науками”. “Малая пресса”.

Третий экскурсовод. (Слайды 7, 8)

4. “Переломный год”.

Четвёртый экскурсовод. (Слайды 9, 10, 11)

5. “Желание служить общему благу”.

Пятый экскурсовод. (Слайд 12)

6. “Течение мелиховской жизни”.

Шестой экскурсовод. (Слайды 13,14, 15)

7. “Последняя страница моей жизни”.

Седьмой экскурсовод. (Слайды 16,17, 18, 19, 20, 21, 22)

II. Работа с географической картой “Евразия”

Во время сообщения:

- ученик-экскурсовод показывает на карте “Евразия” географические названия, связанные с жизнью и творчеством А.П.Чехова;

- ученики отмечают эти пункты в географическом атласе на странице “Евразия” (с. 38-39).

Слово учителя: Чехов так прочно стоит в ряду великих русских классиков, что “забывается” существенное отличие его творчества. В отличие от большинства русских прозаиков он не написал ни одного романа. Его наследие - это прежде всего рассказы, а также повести и пьесы.

В 5-8 классах вы познакомились в основном с рассказами Антона Павловича.

Вашу внимательность при чтении этих рассказов проверим при помощи викторины “Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова”.

III. По страницам прочитанных произведений.

Викторина
“Самый внимательный читатель
рассказов А.П.Чехова”

(Ученики класса распределяются на две команды. . Задания командам предлагаются по очереди. За правильный ответ команда получает красный жетон. Игрок, давший правильный ответ получает синий жетон. В конце викторины определяется команда-победительница по большему количеству красных жетонов. Лучший знаток произведений А.П.Чехова определяется по большему количеству синих жетонов).

Конкурс 1. Определите произведение А.П.Чехова по фрагменту текста

- Надумал, ваше превосходительство! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. - Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! (“Лошадиная фамилия” )

- От мысли, что ему всю ночь придётся сидеть в тёмном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.

- Климушка! - закричал он. - Голубчик! Где ты, Климушка? (“Пересолил”)

- Клим стегнул по лошадёнке. Телега задрожала. Клим стегнул ещё раз, и телега покачнулась. После четвёртого удара, когда телега тронулась с места, землемер закрыл уши воротником и задумался. Дорога и Клим ему не казались уже такими опасными. (“Пересолил”)

- Ты думаешь, мужик, легко зуб рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил (дразнит). “Не умеешь, не умеешь!” Скажи, какой указчик нашёлся. Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Ивановичу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю! (“Хирургия”)

- А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. (“Лошадиная фамилия”)

- Я буду тебе табак тереть, -продолжал он,- богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. (“Ванька”)

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта-чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую держат?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! (“Хамелеон”)

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары. По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка… (“Толстый и тонкий”)

Конкурс 2. Кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?

- Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот-раз плюнуть… (Фельдшер Курятин, “Хирургия”)

- Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай всё-таки я взял с собой 3 револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться… (Землемер Смирнов, “Пересолил”)

- По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? (Полицейский надзиратель Очумелов, “Хамелеон”)

- Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернётся к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила ему такая дадена… (Приказчик Иван Евсеич, “Лошадиная фамилия”)

- Великолепный пёс! Заме-ча-тельная собака! Вы обратите внимание на морду! Морда одна чего стоит! (Поручик Дубов, “Дорогая собака”)

- Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Чечевицин, “Мальчики”)

Конкурс 3. Назовите имена и фамилии героев, которые их характеризуют

Как называется этот приём?

1) “Говорящие” фамилии в рассказах А.П.Чехова: дьячок Отлукавин, чиновник Червяков, дьячок Вонмигласов, землемер Смирнов, унтер Пришибеев…

2) (“Говорящие” фамилии) – красный жетон получает команда, назвавшая большее количество “говорящих” фамилий.

Конкурс 4. Исключите лишний персонаж

- Порфирий, Михаил, Семён (Порфирий и Михаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Луиза, Нафанаил, Пантелей (Луиза и Нафанаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Ярмонкин, Козьмодемьянский, Курятин (Ярмонкин и Козьмодемьянский - персонажи рассказа “Жалобная книга”)

- Курятин, Вонмигласов, Смирнов (Курятин и Вонмигласов - персонажи рассказа “Хирургия”)

- Григорьев, Акинфов и Пятигоров (Григорьев и Акинфов - персонажи рассказа “Злоумышленник”)

- Смирнов, Хохотов, Хрюкин (Смирнов и Хохотов - персонажи рассказа “Пересолил”)

Конкурс 5. Чеховская география

В каком рассказе фигурируют географические названия:

- Москва (“Ванька”)

- Саратов (“Лошадиная фамилия”)

- Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, Калифорния (“Мальчики”)

- Гнилушки, Девкино (“Пересолил”)

- Николаевская железная дорога (“Толстый и тонкий”)

Конкурс 6. Распределите предметы между владельцами - персонажами чеховских рассказов

- Решето с крыжовником (“Хамелеон”)

- Шинель (“Хамелеон”)

- Ситцевая крахмальная рубаха (“Хамелеон”)

- “Козья ножка”, щипцы (“Хирургия”)

- Просфора в красном платочке (“Хирургия”)

- Бутылочка с надписью “Карболовый раствор” (“Хирургия”)

- Ниточка с Афонской горы (“Хирургия”)

- Гайка (“Злоумышленник”)

- Пузырёк с чернилами (“Ванька”)

- Ручка с заржавленным пером (“Ванька”)

- Ионин Г.Н. “Русская литература XIX века.10 класс).

Прочитать “маленькую трилогию”: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.

Использованная литература

1. Атлас. География материков. 7 класс.- М.: Дрофа. Издательство ДИК. 2008. - С.38-39.

2. Бурдина И.Ю. Чехов в школе. М.: Дрофа, 2001. - С.111-113.

3. Родничок. Книга для внеклассного чтения в 6 классе. Т.: Арктоус, 1995. -С. 203-206.

4. Сотникова Т.А. А.Т.Чехов. Русские писатели XIX века. Большой учебный справочник. М.: Дрофа, 2000. – С. 426-460.

5. Уроки литературы в школе. М.: ЗАО Алмаз-пресс” - 2000. - №1 - С. 13-16.

6. Чехов А.П. Ионыч.- М.: Советская литература, 1985. -С. 3-5.

7. Чехов А.П. Мальчики. – М.: Советская Россия, 1986. - С. 20-23.

8. Чехов А. П. Толстый и тонкий. Рассказы. – М.: Советская Россия, 1989.- С.15-18, 45-50, 52-54.

9. Чудаков А.П. Чехов А.П. Книга для учащихся. М.: Просвещение. 1987. - С. 3, 9-10, 55-57, 77-80, 158-162.