Интегрированный урок (изобразительное искусство+ развитие речи). Тема: "Платье для зимы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: Углублять представление о связи орнаментальной композиции с природой земли, формирование навыков рисования простейших технических приёмов в стиле “гжель”.

Задачи.

Обучающие: Наблюдение за зимними изменениями в природе, развитие словообразовательных умений; отработка навыков описания предмета.

Развивающие: Развитие познавательных процессов, творческих способностей, воображения, памяти.

Коррекционные: Коррекция мышления, памяти, внимания. Развитие речи, мелкой моторики, наблюдательности, любознательности.

Воспитательные: Воспитание интереса к творчеству народных мастеров, национальным традициям русского народа.

Оборудование:

  • Презентация “Платье для Зимы”.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Листы альбомные.
  • Шаблоны с костюмом Зимы.
  • Гуашь синего и белого цветов.
  • Кисти, баночки с водой, простые карандаши.
  • Дифференцированные карточки для игры “Назови признак”.
  • Дифференцированные карточки для проверки знаний.

I. Оргмомент.

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Придут тёплые ветра -
Меня прогонят со двора.

- О ком идёт речь в загадке?

- Зима – главная героиня нашего урока. Его тема “Платье для Зимы”. (Слайд 1)

II. Сказка “Новое платье для Зимы”.

- У матери Природы есть четыре дочери – четыре времени года. Сёстры редко встречаются: сначала одна властвует на Земле, потом - другая.

Сестра Осень господствовала на Земле три месяца. Очень большая модница эта сестра. Сначала её платье было в зеленоватых тонах. Потом она добавила тёплых цветов.

- Ребята, а какие цвета называются теплыми?

Но и эти цвета ей надоели. Взяла она все свои наряды, хорошенько потрясла их и вытрясла все яркие краски. Остались только тёмные и блёклые оттенки. Пришла на помощь Осени старшая сестрица Зима. Явилась она в белом, словно невеста, платье. (Слайд 2)

- Три месяца ходить в одноцветном наряде – это совсем не стильно, - заявила Осень и гордо удалилась в отпуск.

Посмотрела Зима на своё платье и призадумалась. А ведь и, правда, она всегда в одном и том же наряде. Он такой белый, что практически не видно Зиму на белом снегу.

Обратилась Зима к известному модельеру Вячеславу Зайцеву. Вячеслав Михайлович сказал, что в моду входит народный стиль, и посоветовал Зиме выбрать что-нибудь из русских народных мотивов.

Задумалась Зима. Что ей выбрать? Ведь зимой холодно и её любимые цвета холодные.

- А какие цвета называются холодными?

III. Игра “Назови признак”. (Проверка домашнего задания)

- Дома вы подбирали признаки к словам. Прочитайте их.

Дифференцированные карточки: красные – низкий уровень развития, жёлтые – средний, зелёный – высокий.

Снег (какой?) __________ Зима (какая?)___________
Небо (какое?) ___________

Погода (какая?)__________

Солнце (какое?) _________

Земля (какая?)___________

Деревья (какие?) _________

Речка (какая?) ___________

Настроение (какое?)______

Мороз (какой?) __________

Воздух (какой?) __________

Лёд (какой?)_____________

- Какие красивые и точные слова – признаки вы подобрали. Возможно, они нам потребуются для описания работы.

IV. Беседа-презентация “Народные промыслы”.

- С некоторыми промыслами России мы уже познакомились. Давайте, ребята, вспомним, какие мы знаем народные промыслы и, возможно, поможем Зиме выбрать тот стиль, который ей подходит.

Учитель демонстрирует слайды презентации и читает текст о народных промыслах.

Хохломская роспись. (Слайд 3)

- Именем старинного торгового села в нижегородской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Хохлому называют “золотой” и “пламенной”. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых “травкой”, “яблочком”, “виноградом”, “листком”, “древком”, “кудриной”.

- Какие цвета использовали Хохломские мастера?

- Какие изделия использовались для Хохломской росписи?

- Подходит ли этот вид росписи для костюма Зимы?

- Какому времени года можно посоветовать наряд в хохломском стиле? Почему?

Городецкая роспись. (Слайд 4)

- В Нижегородской области широко известен и другой центр художественной росписи – город Городец. Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково и Хлебаниха. Здесь расписывали лубяные короба, игрушки, прялки, кухонную утварь. На изделиях, расписанных в стиле Городецкой росписи, изображались праздничная жанровая сценка из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующие всадники. Особое внимание уделялось растительному орнаменту, который представлялся “розанами”, “купавками”, “яблоками”.

- Какие основные цвета использовали Городецкие мастера?

- Какие изделия расписывались в Городце?

- Подходит ли этот вид росписи для костюма Зимы?

- Какому времени года можно посоветовать платье, расписанное Городецкими мастерами? Почему?

Дымковская роспись. (Слайд 5)

- На низком берегу реки Вятка напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С давних времён здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек. Дымковские мастера изображали коней, оленей, уточек, индюков, барынь, водоносок, всадников. Простота декоративных элементов, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекал интерес людей, как в древности, так и в настоящее время.

- Какие цвета использовали Дымковские мастера для росписи?

- Что расписывали Дымковские мастера?

- Подходит ли этот вид росписи для костюма Зимы?

- Какому времени года можно посоветовать наряд в стиле Дымковской игрушки? Почему?

Гжельская роспись. (Слайд 6)

- Гжель – древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. (Слайд 7)

- Своё название, как полагают, оно получило от слов “обжигать”, “жечь”, выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными белыми глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью.

- Подходит этот стиль Зиме? Почему?

- Что происходит с природой зимой?

- В 1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. (Слайд 8). Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок наносится на сырое изделие, т.е. до обжига.

- А теперь, чтобы познакомиться с этим промыслом, я предлагаю совершить экскурсию по фабрике. Мы попали в формовочный цех. (Слайд 9)

- Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы. Этим занимаются литейщики. (Слайд 10)

- В цехе оправки каждому изделию оправщицы придают более гладкий вид, подрезая литьевые швы и замывая губкой до гладкости. (Слайд 11). Затем – первый обжиг при температуре 900? С.

- А теперь самый интересный цех, где расписывают заготовки. (Слайд 12).Сначала рисунок наносится точками, затем точными движениями воссоздаётся сюжетная картинка. Расписываются изделия кобальтовой краской. Она чёрного цвета, как сажа и становится ярко-синей только после обжига. Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете, какое нужно иметь чувство цвета! В авторских работах видим картины нашей Родины, сказочные сюжеты. Каждое изделие мастер расписывает вручную и ставит свой вензель (роспись). Это авторские работы. Каждая из них неповторима.

- Завершается процесс изготовления гжельской майолики окончательным обжигом при t = 1350 °С. (Слайд 13)

- Наверняка вы видели посуду, расписанную в стиле “Гжель”. (Слайд 14)

- Очень интересны гжельские игрушки. (Слайд 15)

- В современной России гжельский промысел до сих пор популярен. (Слайд 16)

- Посмотрите, как оригинально смотрятся подсвечник, телефон, часы, маникюр, компьютерная мышь, мужской галстук и даже автомобиль.

- Издревле люди отражали гжельские мотивы в одежде (Слайд 17): сначала в игрушках, затем в женских нарядах, мужские одежды тоже не остались в стороне, гжель остаётся популярной и в современных нарядах.

- Давайте же, украсим платье нашей героини – Зимы (клик). А с элементами гжельской росписи мы познакомимся после физкультминутки.

V. Физкультминутка.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.

VI. Составление орнамента для костюма Зимы.

1. Знакомство с элементами росписи “Гжель”.

Учитель показывает слайды, рассказывая об элементах росписи, ученики на листах бумаги пытаются изобразить тот или иной элемент.

- Основной цвет гжельской майолики – синий на белом фоне. Гжельский узор – растительный. Самыми простыми элементами являются точки и линии (Слайд 18), из которых составляются различные бордюры. Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.

- Одним из основных элементов являются капельки, из которых можно составить опять же бордюр или нарисовать цветок.

- Отличительным элементом Гжели является роза, которая называется агашкой (Слайд 19).

- Давайте посмотрим поэтапно, выполняется работа над агашкой (клик мышью).

- Сначала мастер намечает линии будущего цветка (клик мышью), затем он широкой кистью “мазком с тенями” придаёт цвет (клик мышью), украшает бордюрами и точками (клик мышью), добавляет капельки, декоративные элементы так, как видит это самое настоящее произведение искусства (клик мышью).

- Ну что ж, проба пера прошла удачно, теперь пора украсить платье Зимы.

2. Выполнение работы.

Учащимся раздаются шаблоны с изображением Зимы, которые они должны разукрасить в стиле гжельской росписи.

- Что нам необходимо для работы?

- Постарайтесь, чтобы ваша Зима была нарядной и красивой. (Слайд 20)

В гости ребята Зимушку ждали.
Чем удивить её долго гадали.
Выслушать нужно вам ценный совет:
- Вы для Зимы нарисуйте портрет.
Тёплые краски свои уберите,
Гамму холодного цвета возьмите.
Наши художники краски смешали,
Платье они голубым расписали,
Бусы раскрашивать – взяли цвет новый -
Бледно-сиреневый и бирюзовый.
Ярко сапфиры в короне сверкают,
Серьги из жемчуга бледно мерцают.
Синею мантией плечи покрыты,
И серебром рукавицы расшиты.

- Какие цвета нам потребуются? (Слайд 21)

- Как получить голубой цвет? (Слайд 22)

VII. Проверка знаний.

1. Кроссворд “Керамика”. (Слайд 23)

По вертикали:

  • Глиняные изделия из обожженной глины.

По горизонтали:

  • Тонкий вид керамики.
  • Центр русской керамики.
  • Гжельская роза.
  • Вид керамики, изделия которого покрывались расписной глазурью.
  • Тонкий вид керамики.

Кроссворд разгадывается коллективно. Действия в презентации происходят по последовательным щелчкам: сначала появляется первый вопрос, при следующем щелчке – появляется ответ и пропадает предыдущий вопрос, при следующем щелчке - второй вопрос и т.д.

2. Дифференцированные индивидуальные карточки.

  • Карточки для учащихся с низким уровнем развития.

Соедини стрелками

 

ГОРОДЕЦ

ДЫМКОВО

ХОХЛОМА

ГЖЕЛЬ

  • Карточки для учащихся со средним уровнем развития.
Соедини стрелками
Роспись глиняных фигурок. Использовались яркие краски   ГОРОДЕЦ
Роспись деревянной посуды. Использовались краски: жёлтая, красная, синяя, зелёная ДЫМКОВО
Роспись керамической фигуры. Основные цвета: синий, белый. ХОХЛОМА
Роспись деревянной посуды. Основные цвета: красный, чёрный, золотой. ГЖЕЛЬ
  • Карточки для учащихся с высоким уровнем развития.
Запиши названия народных промыслов
Роспись глиняных фигурок. Использовались яркие краски    
Роспись деревянной посуды. Использовались краски: жёлтая, красная, синяя, зелёная  
Роспись керамической фигуры. Основные цвета: синий, белый.  
Роспись деревянной посуды. Основные цвета: красный, чёрный, золотой.  

VIII. Итог урока. Выставка работ учащихся. (Слайд 24)

- Невозможно выбрать лучший наряд! Пожалуй, мы все эти эскизы подарим Зиме.

Снежной, морозной Зима получилась.
Гостья портретом своим восхитилась!

- Теперь Зима, как и её сестра - Осень, будет модничать целых три месяца. Я думаю, она останется довольной!

- Опишите работы своих одноклассников, которые вам больше понравились. Употребляйте слова – признаки. Можете использовать слова, которые подобрали в игре “Назови признак”

IX. Домашнее задание: составить рассказ-описание “Зима”.

Использованная литература:

  1. Костерин Н. Учебное рисование, М: Просвещение, 1984.
  2. http://viki.rdf.ru/item/1099/download/ Синь России.