Конспекты двух открытых уроков в 3-м классе по русскому языку "Корневые орфограммы" и по математике "Решение задач, интегрированных с уроком литературного чтения по теме "Структурные элементы сказок""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цели уроков.

Русского языка:

- продолжить формирование представления о сходстве и различии основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов;

- формирование опыта правописания слов с корневыми орфограммами в корне и разными способами подбора проверочных слов;

- воспитание бережного и уважительного отношения к родному языку.

- закрепление знания таблицы умножения;

- совершенствование умения решать составные задачи;

- развитие вычислительных навыков;

- повторение формулы вычисления площади прямоугольника;

- развитие логического мышления, умения рассуждать.

Литературное чтение:

- формирование понятия литературного жанра – сказка;

- выявление различия между литературной и народной сказкой;

- повторение структурных элементов сказки.

Общие:

- развитие самостоятельности мышления и познавательной активности учащихся;

- повышение мотивации учебной деятельности.

УРОК 1. РУССКИЙ ЯЗЫК “КОРНЕВЫЕ ОРФОГРАММЫ”

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадях числа и чистописания. Слайд 1.

2. Актуализация знаний учащихся.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с того, чтобы вы вспомнили, какой жанр литературы мы называем сказкой. (Сказка - эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов). Слайд 2. Какие бывают сказки по тому, кто является автором сказки? (Сказки бывают народными и авторскими). Чем они отличаются? (У авторских сказок есть автор, а автор народных сказок неизвестен). Слайд 3. Сегодня я предлагаю вам самим попробовать стать авторами сказки. Согласны? Я начну, а вы продолжите.

3. Постановка темы и целей урока.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иванушка Дурачок. И всем он был хорош: и добрый, и красивый. Но вот только не хотел он учиться грамотно писать. При письме делал много ошибок. Слайд 4. И была у него невеста – Настенька. Умная, красивая, но что самое главное: она умела писать без ошибок. Слайд 4. В этом царстве жил добрый и справедливый дедушка Мороз Иванович, которому не очень нравился союз безграмотного Иванушки и грамотной Настеньки. И тогда он спрятал Настеньку от Иванушки до тех пор, пока он не научиться грамотно писать. Слайд 5. Узнал об этом Иванушка и загрустил… А сегодня я нашла записку, которую, как я теперь понимаю, написал Иванушка: Слайд 6.

“Здраствуйте, рибята!

Прашу вас помочь мне в маей беде. Знайте, я пишу красиво и акуратно, но делаю много ошибок. Выполните мою прозьбу! Иванушка”

Ну что, ребята, поможем Иванушке? Давайте пригласим его на наш урок. Может быть, для него это будет полезно? А начнём мы с анализа письма Иванушки. Попробуем разобраться, какие ошибки он совершил. Для этого найдём и распределим слова с ошибками в 4 столбика так, чтобы в одном столбике были слова на одну и ту же корневую орфограмму. Называйте слово, исправляйте ошибки, объясняйте их правописание. Работа проводится устно. Слайды 7–14.

Непроизносимые согласные

Безударные гласные

Удвоенные согласные

Парные согласные (в слабой позиции)

здравствуйте

ребята

аккуратно

просьбу

 

прошу

   
 

моей

   

Какие слова попали в первый столбик? (Слова с непроизносимой согласной в корне). А во второй? (С безударной гласной в корне слова). В третий? (С удвоенной согласной в корне слова). В четвёртый? (С парной согласной в слабой позиции в корне слова). Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока: Корневые орфограммы.

4. Актуализация знаний учащихся. Упражнения для закрепления.

Баба-Яга узнала, что мы согласились помочь Иванушке. И прислала нам несколько волшебных помощников. Зачем? Давайте разбираться. Это: Слайд 15.

- Ударение, - гласные и согласные звуки, - словарь.

' гласные и согласные звуки словарь

Мороз Иванович оставил несколько заданий, с которыми Иванушка должен справиться. И наша с вами задача помочь ему в этом, используя волшебных помощников Бабы-Яги.

1) Правописание безударных гласных в корне слова. Итак, задание I.

Упражнение 1.

В каждой тройке слов - одно не является родственным. Выпишите родственные слова и подберите к ним проверочное слово.

Лесок, лестница, лесничий.

Смешной, смешить, смешать.

Водичка, водитель, вода.

Перед тем, как начать выполнять это упражнение, давайте вспомним, какие слова называются родственными. (Слова, имеющие общую часть (корень) и общее лексическое значение). Слайды 16–24. В тетрадях детей должна появиться следующая запись:

Лесок, лесничий – лес. Смешной, смешить – смех. Водичка, вода – воды.

Дети выделяют в словах корень, ставят ударение и помечают безударные гласные.

5. Физкультминутка.

А теперь давайте отдохнём. Подберите однокоренные слова с корнем – вар -. Определите проверочное слово.

  1. Ягоды, фрукты, сваренные в сахаре – варенье.
  2. Мастер по приготовлению пищи – повар.
  3. Помощник повара – поварёнок.
  4. Большая ложка для разлива супа – поварёшка.

Варенье, повар, поварёнок, поварёшка – отвар. Слайды 25–29.

Давайте подведём итог. Как проверить правописание безударного гласного звука в корне слова? Для проверки безударного гласного в корне надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот звук оказался под ударением.

Какой волшебный помощник пришёл нам на помощь? Ударение. Слайд 30.

6. Упражнения для закрепления.

2) Правописание парных согласных в слабой позиции (в конце и в середине слова). Задание II.

Упражнение 2.

Прочитайте загадки. Запишите отгадки (слова с парными согласными в слабой позиции). Выделите орфограмму, подберите проверочные слова. Слайды 31–36.

1) Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)

2) Стоит Трошка на одной ножке,
Его ищут, а он молчит. (Гриб)

3) Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто его не соберёт
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)

4) Беленькая собачка
В подворотню глядит. (Сугроб)

5) На двенадцать рогож
Рассыпался горох. (Год)

Дети записывают слова, выделяют корень, обозначают орфограмму. У детей появляется следующая запись:

пруд – пруды, гриб – грибы, град – градинка, сугроб – сугробы, год – года, пирог – пироги

Подведите итог. Как проверить правописание парного согласного в слабой позиции в корне слова? Чтобы проверить парный согласный в слабой позиции (в конце или в середине слова) надо изменить форму слова или подобрать проверочное слово так, чтобы после проверяемого согласного звука стоял гласный или сонорный звук [н].

Какой волшебный помощник пришёл нам на помощь? Гласные звуки. Слайд 37.

3) Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Задание III.

Упражнение 3.

Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными в корне слова с проверочными словами. Слайды 38–40.

Наш берег солнечный такой –
Всегда нам солнце светит!
И до звезды подать рукой
Здесь звёздной ночью, дети!
Если же нельзя проверить,
То придётся так поверить!

Дети выписывают слова с проверочными словами, выделяют корень, обозначают орфограмму. У детей появляется следующая запись:

солнце – солнечный, звёздной – звёзды

Как проверить правописание непроизносимого согласного в корне слова? Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным.

Какой волшебный помощник пришёл нам на помощь? Гласные звуки и сонорный [н]. Слайд 41.

4) Правописание удвоенных согласных в корне слова.

А теперь немного отдохнём и поработаем устно. Замените следующие словосочетания одним словом (с удвоенной парной согласной в корне слова).

1) Вид городского транспорта. (Троллейбус).

2) Популярная игра на льду. (Хоккей).

3) Помещение в школе. (Класс).

4) День недели. (Суббота).

Дети называют слова. Слайд 42-45.

Троллейбус, хоккей, класс, суббота.

Как проверить правописание удвоенные согласных в корне слова? Эти слова надо запомнить. Если правописание слова не помнишь, то можно посмотреть в орфографическом словаре. Какой волшебный помощник пришёл нам на помощь? Орфографический словарь (или память). Слайд 46.

7. Подведение итогов.

Мы проделали с вами большую работу. Мы помогли Иванушке освоить трудную тему: “Правописание корневых орфограмм”. О каких орфограммах мы говорили на уроке? А вот и новое письмо от Иванушки. Да и не только от него. Слайд 47.

“Дорогие ребята,

я благодарен вам за то, что вы помогли решить мне мою проблему. Мороз Иванович вернул мне мою невесту, я доказал ей, что буду стараться и научусь писать без ошибок. Спасибо.

Иванушка”

8. Момент опережающего обучения.

Посмотрите, здесь не только письмо от Иванушки. Здесь есть письмо от Настеньки.

“Дорогие ребята,

спасибо вам за вашу помощь. А вот небольшая загадка от меня. Прочитайте предложения и вставьте пропущенные буквы:

Маша уже уб…ралась в классе. Сегодня Костя соб…рёт мусор.

Настенька”

Знаете ли вы точно, какие буквы надо вставить? Это говорит о том, что мы еще не всё знаем о нашем родном языке. Он хранит еще много тайн, пока нам еще неизвестных. Слайд 48.

Как вы думаете, у нас с вами получается сказка? Закончилась ли эта сказка? Была ли концовка? Тогда нас ждёт продолжение на следующем уроке. Слайд 49.

УРОК 2. МАТЕМАТИКА “РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ”

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадях числа и чистописания.

2. Постановка темы и целей урока – Слайд 50.

“Долг платежом красен. Помните, я помогла вам с Иванушкой, теперь ваша очередь помочь мне. Мне нужно всё пересчитать в моём лесном хозяйстве. А я это не очень умею. Надеюсь на вас.

Баба-Яга”

Ну что ж, будем помогать? Тогда этим и займёмся сегодня на уроке. Повторим таблицу умножения, считая мухоморы в хозяйстве Бабы-Яги, решим задачу (рассчитав правильное количество горшков для зелья), повторим формулу нахождения площади (узнаем площадь избушки на курьих ножках). Согласны?

Тема нашего урока: “Решение задач. Упражнения для закрепления”.

3. Арифметический диктант. Задание I.

Считаем мухоморы – Слайд 51-52.

1. Какое число надо разделить на 6, чтобы получилось 8?

2. Первый множитель 3, второй неизвестен, произведение 27. Чему равен второй множитель?

3. Какое число в 8 раз меньше 32?

4. Во сколько раз 50 больше 10?

5. На какое число надо разделить 18, чтобы получилось 3?

6. Вычислите сумму чисел 31 и 34.

7. Увеличьте число 92 на 8.

8. Вычислите разность чисел 50 и 32.

9. Сколько нужно отнять от 60, чтобы получить 37?

10. Вычислите, сколько будет 100 без 62?

Ответы: 48, 9, 4, 5, 6, 65, 100, 18, 23, 38.

После работы детьми осуществляется взаимопроверка (с соседями по парте).

4. Работа над решением составной задачи. Задание II.

Приготовив 30 литров волшебного зелья, Баба-Яга разлила его в 5 горшков. Сколько горшков потребуется ещё Бабе-Яге, чтобы разлить 42 литра зелья? Слайды 53–64.

Прочитайте условие задачи. Как удобно записать задачу кратко? (В таблице). Давайте начертим таблицу (9 см на 5 см). О чём говорится в задаче? (О горшочках с зельем). Как будут называться столбцы нашей таблицы? (Объём 1 горшка, количество горшков, общий объём). Что такое число 30? (Общий объём). Что такое число 5? (Количество горшков). Что надо узнать в задаче? (Сколько горшков потребуется, чтобы разлить 42 литра зелья?). Что мы знаем об объёме 1 горшка? (Он одинаковый). По ходу записываем данные в таблицу.

Объём
1 гор.

Кол-во
гор.

Общий
объём

?
Одинак.

5 шт.

30 л

?

42 л

Это простая задача, или составная? Почему? (Задача составная. Мы не можем сразу ответить на главный вопрос задачи).

Чего мы не знаем, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (Объём одного горшка).

Можем узнать? Как? Запишите. (30 : 5 = 6 (л) – объём одного горшка).

Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как? Запишите. (42 : 6 = 7 (гор.) – потребуется).

Запишите выражение и ответ к этой задаче самостоятельно. (42 : (30 : 5) = 7 (гор.) Ответ: 7 горшков потребуется Бабе-Яге).

Молодцы!!!

5. Физкультминутка.

6. Решение геометрической задачи. Задание III.

Баба-Яга решила сделать в своей избушке ремонт, совсем стала разваливаться избушка. Для этого ей надо узнать площадь своей избушки. Поможем в этом? Слайды 65–68.

Длина одной стены прямоугольной комнаты в избушке 8 метров, а другой – на 2 метра больше. Какова площадь комнаты в избушке на курьих ножках?

Что нужно сделать, чтобы найти площадь фигуры прямоугольной формы? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину).

Известны ли нам длины сторон комнаты? (Одна сторона равна 8 метрам, другая – неизвестна, но известно, что она на 2 метра больше).

Давайте запишем краткую запись задачи.

а = 10 м
в - ?, на 2 м б.

S - ?

Это простая задача, или составная? (Составная, мы не можем сразу ответить на главный вопрос задачи).

Что мы не знаем? (Длину второй стороны). Можем найти? (Да. 8 + 2 = 10 (м) – длина второй стороны).

Теперь можем найти площадь? (Да.)

S = а • в

S = 8 • 10

S = 80 (м2)

Дети записывают ответ задачи. (Ответ: 80 м2 - площадь поверхности пола избушки).

7. Подведение итогов. Слайд 69.

“Что ж вы, молодцы, и справились со всеми моими заданиями. В знак благодарности оставляю вам небольшое смешное стихотворение о геометрических фигурах и сладкий подарок. До новых встреч.

Баба-Яга”

КРУГ И ТРЕУГОЛЬНИК

Слайды 70–72.

На крылечке возле речки
Повстречались человечки.
- Как зовут тебя, дружок?
- Очень просто - Круг, Кружок.
- Треугольник звать меня!
Мы с тобою не родня? 

- Это вряд ли! Посмотри!
У тебя вершинки три.
Я с округлыми боками,
В чем же сходство между нами?
Я - и толще и важней!
Я для общества нужней!

Круглые луна и блин.
Круглый рыжий апельсин.
Круглы ягоды рябины,
И колеса у машины.

- Ну а я - кусочек торта,-
Молвил треугольник гордо.
И подошва утюга
Как сестра мне дорога.
Треугольник - крыша дома.
Ведь нельзя же по другому!
Треугольники на елке -
Зелены, пушисты, колки.

Так что мы с тобой друзья!
Ведь без нас прожить нельзя!

В качестве сладкого подарка детям можно предложить конфеты.

Здесь и сказки конец, а кто слушал молодец. Слайд 73.

8. Выводы.

Понравилась вам сказка? А получилась ли у нас сказка? Как вы думаете, у нас получилась народная или авторская сказка? Какие структурные элементы сказки вы заметили? (Дети перечисляют замеченные ими структурные элементы сказки:

- зачин,

- путешествие сказочных героев;

- троекратный повтор;

- волшебные предметы и волшебные помощники;

- добро одерживает верх над злом; - концовка).

9. Домашнее задание.

Это задание дети выполняют по желанию. Придумать математическую сказку или сказку к уроку русского языка так, чтобы она содержала структурные элементы сказки, и в то же время была посвящена одной из тем уроков.

При подготовке урока были использованы фотографии из фильма “Морозко” режиссёра Александра Артуровича Роу.