Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах - один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной , но и в основной школе. В психолого - педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.

Для развития познавательного интереса я использую сезонные экскурсии. Все сезонные экскурсии проходят в одном месте, чтобы проследить изменения в природе с приходом другого времени года. Выбирается место, где будут дети вести наблюдение. Важнейший прием наблюдения для учеников начальной школы - это прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки. Прием изменения свойств необходим для определения существенного признака предмета. Наблюдение начинается с выделения у предмета его признаков, свойств. В этот процесс должны быть включены все возможные органы чувств. Пусть дети, которые пришли на экскурсию в осенний парк, не только прослушают объяснения учителя, но и поднимут осенние листья, потрогают их, определят какие они стали. Пусть они подышат воздухом осеннего леса и расскажут, как пахнут опавшие осенние листья. На экскурсии в зимний парк мы с детьми говорили, как образуется снег, рассматривали снежинки. Говорили о свойствах снега, о пользе снега для природы.

Во время экскурсий, чтобы было детям интереснее, я провожу дидактические игры, (их можно проводить и в классе во время урока).

Зверь, птица, небылица.

Играющие становятся в кружок. Один из играющих, проходя мимо них, все время повторяет: " Зверь, птица, небылица" Внезапно он останавливается против какого либо игрока, громко называет одно из слов и считает до пяти. Играющий, против которого остановились, должен назвать соответствующего зверя или птицу. А если требуется сказать небылицу. То назвать то, чего не бывает в лесу. Кто не сумел выполнить задания, тот выбывает из игры.

Скажи шестое.

Играют несколько человек. Один из играющих - водящий. Он обращается к кому - либо с предложением - " скажи шестое" при этом он должен быстро назвать подряд пять растений (или зверей, птиц, рыб, насекомых и т.д.), а тот к кому водящий обращается должен успеть, как только он закончит, немедленно назвать шестое. Повторять сказанное водящий не имеет право.

Деревья и кусты.

Когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст - опускать вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево ( поднимает руки вверх), а потом куст ( опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют движения. Ведущий может назвать дерево, а руки опустить. Или назвать куст, а руки поднять. Ученики, которые ошиблись, выходят из команды. Выигрывает та команда, в которой останется больше учеников.

Для поддержания интереса к предмету использую различные средства и методы. Словесные методы, а это в основном беседы, позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении. Ученик приучается слушать и слышать учителя. У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы такого материала, который заставляет детей чувствовать себя защитниками природы, принимать те или иные решения. Например, проводя беседу на уроке по теме "Растения весной", я использовала такой текст.

Мальчик с ландышами.

В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики.

Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему , что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь цветок - погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли.

Вопросы.

- Почему ландыши вырывались и падали на дорогу, как живые? С чем или с кем их можно сравнить?

- Какие чувства вызывает у вас мальчик?

- Почему некоторые мальчики и девочки, да и взрослые так ведут себя на природе? Дайте оценку такому поведению.

- Опишите какой - либо цветок, дерево, куст или отдельные уголки природы, постарайтесь передать всю их красоту.

В процессе изучения тем по курсу окружающий мир в начальной школе виды работ могут быть разнообразные: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

По теме "Цепи питания" можно использовать групповую работу. Каждая группа получает конверт с заданиями.

  • 1 группа. Как связаны между собой орешник, полевки, ласки.
  • 2 группа. Как связаны между собой капуста, слизни, жабы.
  • 3 группа. Как связаны между собой рожь, мыши, змеи, орел.
  • 4 группа. Как связаны между собой сосны, дятлы, жуки- короеды.

Через 1-2 минуты один ученик из каждой группы выходит к доске, рассказывает о связях организмов и строят пищевую цепь.

Характерная особенность младшего школьного возраста - быстрая утомляемость. Поэтому на уроках окружающего мира для разгрузки я использовала стихи, песни, музыку, загадки, ребусы. Эти задания можно использовать в момент погружения в урок, при изучении нового материала, а также когда подводится итог урока.

Особое значение для создания интереса к изучаемому материалу имеют игровые ситуации, инсценирование. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение в уроке.

При работе над темой: "Животные весной" детям предлагается посмотреть сценку.

Встретились однажды на лесной полянке Ежонок, Бельчонок, Зайчонок.

Б.Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е. Да, шубка у меня колючая, имея такую шубку, я никого не боюсь. Появится опасность - свернусь в клубочек - попробуй - ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.А родился ты тоже с иголками?

Е. Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б. А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З. А я свою маму не помню, и дома у меня нет!

Б.Как это? Почему?

З. Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е. И тебе не хотелось есть?

З. Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

Б.А как же на следующие дни?

З. А когда мне захочется, есть, я начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

Обсуждение сценки.

- Каким рождается ежонок?

-Почему бельчонку не холодно в дупле?

-Почему зайчонок не знает свою маму?

Полезно предлагать детям "взгляд со стороны", которые развивают умение и желание видеть реальность глазами других, учат быть объективными, беспристрастными к себе и другим. Интересны для этого задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Напримеp:

  • "Встретились еж с белкой и разговорились:"
  • "Осенью в лесу проходило собрание животных на тему : "Кто как готовится к зиме?"
  • "Выглянул подснежник из- под снега, огляделся и подумал:"
  • "Стояли в вазе цветы: гордый пион, скромная бегония длинноногая ромашка. Пион сказал:"

Дети должны придумать и сыграть экспромтом продолжение ситуации. Это дает возможность детям понимать эмоциональное состояние других, умение сопереживать им.

Для развития учебно-познавательного интереса на уроках окружающего мира, я провожу викторины, экологические загадки, рассказы - задачи. Например, по теме "Растения болот" предлагаю детям следующую задачу.

"Росянка - хищник"

Сидит лягушка на кочке, головой вертит и удивляется. Рядом с ней растет росянка, травка такая, с большими листами. Как только сядет на листочек комар или муха, листочек начинает сжиматься в кулачок. А когда раскрывается - там никого нет. Куда деваются мухи и комары? Сидит лягушка, думает, догадаться не может. Объясните, как это может быть?

Изучив курс окружающего мира, ребенок пополняет свой личный опыт новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшении ее состояния, заботой о представителях растительного и животного мира, осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде, воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.