Степени сравнения имени прилагательного. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Класс: 6.

Цели урока:

  • Образовательная: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
  • Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; воспитание трудолюбия и аккуратности.
  • Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: м/медийный проектор, маршрутный лист (каждому учащемуся), сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приложение 1 Слайд 1.

Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.

II. Постановка целей и задач.

Слово учителя: Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок – путешествие по стране «Морфология», по городу «Имя прилагательное».

Учитель обращает внимание ребят на проектор. Слайд 2

– Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос который? Какой? какая? Какое?)

– Как изменяется имя прилагательное?

(у солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)

А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

ПЗ Перед вами три корабля (обращаю внимание на проектор. Слайд 3). Попробуйте найти в них отличия.

СУЗ Слайд 3

ПЗ 2. Рядом с кораблями написаны цепочки слов.

  1. маленький – меньше – более маленький;
  2. быстро – … – …
  3. высокая (мачта) – … – …

– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?

– Продолжите вторую цепочку. Один корабль плывёт быстро, второй – …, третий – … .

– Поработаем с трётьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у трётьего – …?

КВ В процессе работы.

ИВ Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Степени сравнения имён прилагательных». Слайд 4

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Цель нашего путешествия – узнать способ образования степеней сравнения имени прилагательного.

Итак, в путь!

А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 5).

III. Изучение нового материала.

УЗУ Дать понятие о простой степени сравнения прилагательных.

Ребята, как и полагается путешественникам, у нас есть специальная карта. Слайд 6. Итак, вперёд, покорять морские просторы!

ПЗ Первая наша станция «Исследовательская». Наша задача узнать, какие у имени прилагательного есть степени сравнения. И посмотреть, как они образуются.

У вас на партах лежат схемы «Маршрутные листы». Пододвиньте их к себе поближе.

СУЗ Приложение 2. Слайд 7

Читаем. Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная. Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.

Давайте заполним схему.

Простая сравнительная степень образуется (учитель обращает внимание на цепочки слов. Слайд 3) (при помощи суффиксов -ее-, -ей-, -ше-, -е-; составная – при помощи слова «более»)

ОРД Каждый учащийся работает со своим маршрутным листом. Заполняя схему совместно с учителем.

КВ В процессе работы.

ИВ Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?

А как – составная?

УЗУ Тренировать в образовании сравнительной степени имени прилагательного.

Молодцы, поплыли дальше. Следующая наша станция – «Практическая». Здесь нам предстоит выполнить упражнение.

ПЗ Постройте правильно пословицу.

СУЗ Слайд 9.

Здоровье (дорогой) золото.

– Что обозначает пословица?

– Сделаем синтаксический разбор предложения.

Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Дождливое лето (плохой) осени.

Морфологический разбор (делает один учащийся во время нашей работы)

(После) работы – существительное.

  1. После (чего?) работы. Н.ф. работа.
  2. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.; непост. – Р.п., ед.ч.
  3. После (чего?) работы.

ОРД Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

КВ В процессе работы.

ИВ Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

УЗУ раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.

ПЗ Следующая наша станция «Лингвистическая». Нам необходимо решить лингвистическую задачку. Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

СУЗ Слайд 11.

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)

– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.

ОРД Устно.

КВ В процессе работы.

ИВ Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?

Наш путь продолжается и мы прибыли на станцию под названием «Познавательная». Наша задача выполнить упражнение.

УЗУ Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.

ПЗ Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

СУЗ Слайд 12.

ОРД Сидя за партой, работа по цепочке.

КВ В процессе работы.

ИВ Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

Молодцы, ребята, следующая наша станция «Спортивная». Давайте сделаем физминутку. Первый раз делаю я. Вы за мною повторяете.

ФИЗМИНУТКА

Ча-ча-ча
(Хлопки по бедрам)
Печка очень горяча
(Прыжки вверх)
Чи-чи-чи
(Хлопки над головой)
Печёт печка калачи
(Приседания)
Чe-чу-чу
(Хлопки сзади)
Будет всем по калачу
(Прыжки вверх)
Чо-чо-чо
(хлопки перед собой)
Осторожно, горячо
(Топаем ногами).

УЗУ Закрепить навык образования простой и составной сравнительной степени имени прилагательного.

ПЗ Вот и отдохнули. А теперь – в путь! Следующая наша станция «Учебная». Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика. Первый – простая степень сравнения. Второй – составная.

СУЗ Слайды 14-15.

ОРД Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

КВ Самопроверка.

ИВ Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного? А как – составную?

Молодцы, вы очень хорошо работаете!

Поедем дальше?

Следующая станция «Мой город».

УЗУ Развитие коммуникативных навыков учащихся.

ПЗ Обратите внимание на проектор. Вы видите фотографии нашего города. Все прекрасно знают, что 12 декабря нашему городу исполняется 55 лет. Давайте вместе попробуем составить предложения о родном городе, употребляя в них сравнительную степень имен прилагательных.

СУЗ фото на м/медийном проекторе.

ОРД Устно, по цепочке.

КВ В процессе работы.

ИВ Как образовать простую сравнительную степень имени прилагательного?

Как образовать составную степень имени прилагательного?

IV. Итог урока.

Последняя наша станция «Рефлексивная»

УЗУ Учить ребят делать выводы о проделанной работе.

ПЗ У меня на проекторе несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста, это необходимо, чтобы понять, что нужно мне исправить.

СУЗ Слайд 17.

Сегодня на уроке

  • Я открыл…
  • Я научился…
  • Я постарался…
  • Я вспомнил…
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…
  • Мне было интересно…

Домашнее задание упр. 285.

Выставление оценок

Если останется время, тогда работа с сигнальными карточками.

УЗУ Проверить уровень сформированности знаний об образовании сравнительной степени имени прилагательного.

ПЗ У каждого из вас есть на партах сигнальные карточки. Возьмите их в руки. Я вам сейчас буду называть слова в простой и составной сравнительной степени. Если степень простая, вы мне показываете красный цвет, если составная – синий. Будьте внимательны!

СУЗ более ловкий, интереснее, лучше, хуже, более простой, проще, более модный, более яркий, безжалостнее, более жестокий.

ОРД Устно, сидя за партой.

КВ В процессе работы.

ИВ Молодцы, вижу, что тему урока вы усвоили.

Слайд 18.

Спасибо за урок!

До свидания!