Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
А. Сухомлинский

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.

На развитие творческих способностей детей по конструирования и ручному труду большое влияние оказывает использование игровых приёмов.

На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Например, занятие на тему “Город мастеров” начинается с рассказа о сказочном городе, который предлагают построить детям. В дальнейшем все происходящее в городе события требуют от детей создания разного рода построек. Так, благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры.

Создание игровой мотивации на занятиях по ручному труду осуществляется иначе. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы.

Далее хотелось бы остановиться на формах работы по конструированию и ручному труду в каждой возрастной группе.

Первая младшая группа

При работе с детьми третьего года жизни по конструированию выделяется четыре основные задачи:

  • вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала;
  • способствовать развитию у детей целенаправленного конструирования;
  • побуждать детей к практическому использованию выполненных ими построек;
  • знакомить детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, обстраивать предмет).

Далее рассмотрим эти задачи более конкретно.

Решаются эти задачи в единстве в процессе специально организованной работы с детьми по конструированию. Решать эти задачи в единстве подсказывает сама логика конструктивной деятельности. Ведь если строят, то обязательно овладевают какими-то способами конструирования. Выполненная постройка должна иметь практическое применение (построил мостик – по нему можно пройти), её можно использовать в игре (сделал машинку из модулей – можно ехать в гости к ёжику).

Задача способствовать становлению у детей целенаправленного конструирования довольно сложна. Целенаправленно конструировать – это значит ещё до начала работы знать, какой результат нужно получить в конце. Но ввиду психологических особенностей детей данного возраста формирование у них целенаправленности в конструировании не требует точного соответствия созданного задуманному, оно только формируется к трём годам.

Ведущими, главными в обучении конструктивной деятельности являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия. Прием показа способов действия – один из важнейших в обучении, так как у маленьких детей еще нет опыта изображения. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение). Из практических методов и приемов используются упражнения, в первую очередь игровые.

Для развития конструктивных навыков у детей целесообразно использовать различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки. Например: ребёнок ставит зайчика, и как бы вокруг него строит домик, обстраивая его строительными деталями со всех сторон. Делая крышу, ребёнок замечает, что заячьи ушки мешают – значит, нужно увеличить высоту стен.

Задача воспитателя, показывая способы конструирования обязательно называть строительные детали: кубик, кирпичик, столбик (цилиндр), но не требовать от детей называть их. Главное, чтобы они умели отыскать нужные детали среди других.

Для плодотворной работы в данном направлении необходимы разнообразные материалы, расширяющие диапазон способов, которыми может овладеть ребёнок. Следует использовать все виды “Строителя”, мягкие модули, коробки большие и маленькие и т.д. Очень нужны для конструирования различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева), всевозможные виды конструкторов (кроме металлического). Всё это полезно для ориентировочно – исследовательской деятельности, дают работу голове и рукам, позволяют много экспериментировать.

Вторая младшая группа.

Конструктивная деятельность и ручной труд детей 3-4 лет представляет собой особую форму собственно детской деятельности.

Отсюда и задачи педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Способствовать освоению, детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов;
  • Сформировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами;
  • Заложить созидательное отношение к окружающему миру.

Работа с детьми по конструктивной деятельности осуществляется по двум направлениям:

– создание условий для самостоятельных практических действий детей;
– проведение специально организованного обучения.

Для того чтобы проводимая работа по этим направлениям была более успешной необходимо использовать различный материал.

Для конструирования основным материалом является строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы с разными способами крепления деталей. Дети четвёртого года жизни предпочитают строить поодиночке. Поэтому строительному материалу необходимо выделить в группе свободное пространство. Конструкторы чрезвычайно полезны для детей данного возраста, так как развивают интеллектуально и развивают мелкую моторику.

Для совместной деятельности по ручному труду рекомендуется использовать следующие материалы: бумагу разных видов, вату, поролон, текстильные материалы (верёвочки, ленточки), природный материал, клей; инструменты: ножницы, кисть. В самостоятельное использование эти материалы можно предоставлять лишь после того, как дети научатся работать с ними и мастерить поделки в совместной с воспитателем.

Реализация потребностей детей требует организовать в группе уголок труда. Главное требование к нему – возможность свободного доступа к материалам и инструментам.

Необходимым условием самостоятельной работы детей в конструктивной деятельности является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым. Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными:

– очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести;
– более сложными, опережающими его возможности.

Во второй младшей группе обучение конструированию проходит по следующим направлениям:

– обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек;
– обучение конструированию из строительного материала и конструкторов с соблюдением определенных, заранее заданных условий;
– обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам;
– обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами;

Для обучения детей конструированию и элементам ручного труда наиболее приемлема игровая мотивация их деятельности. Увлечённый желанием помочь, ребёнок принимает эту проблемную ситуацию и действует в ней. Мотивация может быть двух типов:

– мотивация личного интереса, создание игрушек для себя;
– мотивация общения со взрослым.

Чтобы обучение на занятиях по конструктивной деятельности проходило успешно и приносило детям радость и удовлетворение, необходимо соблюдать следующие условия:

– любой результат должен положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;
– сделанная ребёнком игрушка или постройка должна стать его собственностью, чтобы мог распоряжаться ею по своему усмотрению;
– о результатах продуктивной деятельности детей необходимо рассказывать их родителям, приходящим в группу взрослым, следует показывать их поделки, публично выражая своё одобрение и похвалу;
– при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми необходимо учитывать разницу в интересах мальчиков и девочек.

Осознание ребёнком своего пола – чрезвычайно важный момент в его развитии. Поэтому любое проявление различия в интересах, поведении нуждается во внимании и поддержке со стороны взрослого.

Совместная продуктивная деятельность в данной возрастной группе можно организовывать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей, т.е. необходимо подбирать содержание, интересное всем детям.

Средняя группа

Учитывая изменения в общем психическом развитии детей 4 – 5 лет изменяется и расширяется детская деятельность, появляются предпосылки трудовой деятельности.

На пятом году у детей совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Детям становится доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы; в частности воспроизведением простейших образцов, изображённых на рисунке.

У детей данного возраста чётко выражена направленность на получение качественного результата. Ребёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка.

Особенности психического развития ребёнка на пятом году жизни позволяют определить задачи педагогической работы:

  1. Формировать психические предпосылки трудовой деятельности:
  2. В продуктивной практической и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  3. Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек (работа по рисунку).

В программе реализация поставленных задач предлагается по трём

направлениям:

1) изготовление индивидуальных игрушек, обеспечивающих детям возможность в течение длительного времени заниматься с ними;
2) изготовление различных игрушек эпизодически, индивидуально или совместно со взрослыми;
3) обучение работе по образцу (картинке, рисунку) с различными конструктивными материалами.

Совместная деятельность педагога и детей представлена разнообразной работой, направленной на закрепление пройденного материала, отделку и доработку игрушки, совершенствование способов работы с различными материалами и инструментами. В работе педагога главное, чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, их потребности и желания, а также уровень их умений и навыков.

Игрушки и поделки можно изготавливать из следующих материалов:

  • готовые формы (цилиндры, конусы и различные предметы бросового материала: банки, пакеты, крышки, коробки и т.д.);
  • текстильные материалы (лоскутки тканей, шнур, верёвка, сутаж);
  • синтетические материалы.

Если интересы детей можно как-то сгруппировать (например, большинство девочек захотело иметь кукол из ниток, а большинство мальчиков – машины), то показ и обучение детей способам изготовления игрушек можно провести по подгруппам. Можно также организовать работу более мелкими подгруппами или даже индивидуально. Не надо торопить детей сразу сделать всю игрушку полностью. Отделку и доработку игрушки целесообразно провести позднее.

После изготовления игрушки можно ставить другие цели: оборудование для нее жилища и предметов быта, изготовление средств передвижения, оборудование природного окружения вокруг домика и т. п.

Дети данного возраста не могут выполнять работу пооперационно: кто-то делает только вагоны, а кто-то – колёса к ним, и т. п. Дети могут только объединять готовый результат своего труда. Например, если все решили сделать железную дорогу для гномов, то каждый ребёнок получает задание сделать вагончик или платформу для

своего гнома и затем объединить их в общий поезд. Паровоз или электровоз делает воспитатель.

В совместной деятельности с ребенком педагог выступает не только в роли учителя, передающего малышу свой опыт, знания, способы работы. Он старается постепенно стать для ребенка его равноправным партнером по совместной деятельности. Появление элементов сотрудничества со взрослым в совместной деятельности – важный этап для дальнейшего формирования коллективной деятельности и установления между ними взаимоотношений в этой деятельности.

Работу по обучению детей конструированию по рисунку можно организовать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей.

Чтобы работа была успешной, необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к рисункам для конструирования:

– образцы должны быть расчлененными, т. е. каждая деталь постройки должна хорошо просматриваться и легко выделяться на рисунке;
– первые образцы должны быть легкими для воспроизведения. Это необходимо для появления у ребенка интереса к работе;
– усложнение в образцах должно нарастать понемногу и постепенно, чтобы ребенок не испытывал страха, разочарования, опасения, что снижает интерес к данной деятельности;
– предлагаемые детям для воспроизведения образцы должны соответствовать их интересам (робот и машина из конструктора — для мальчиков, мебель, карета, дворец — для девочек и т. п.).

Наиболее целесообразно использовать для этого мелкий и средний по размерам строительный материал и различные конструкторы, готовые объёмные формы, и т.д. Постепенно разнообразные образцы можно использовать в самостоятельной практической работе детей.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности.

Изменения, произошедшие в общем психическом развитии, возросшие возможности детей, а также интерес к продуктивной деятельности и желание заниматься ими позволяют решать следующие задачи:

  • формирование предпосылок трудовой деятельности;
  • привлечение детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач;
  • совершенствование у детей обобщённых способов работы (воспроизведение образцов);
  • готовить руку ребёнка к письму и развивать мелкую моторику.

Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей, воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей (сделать для листовичков дом, слепить для них мебель, посуду и т. п.), показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт.

Для конструктивной деятельности и ручного труда необходимо создать условия, которые способствую творческому развитию детей.

  • Наличие в распоряжении детей необходимых материалов для конструирования и рукоделия;
  • Обеспечение возможности для свободного и доступного пользования материалами;
  • Наличие образцов различных поделок и конструкций.

Изобразительные материалы, коробки с бросовым материалом, клей и т. п. должны всегда находиться в доступном месте – эти стационарные условия побуждают детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием конструируют, вышивают, плетут и т. д. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук. И такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства.

Необходимым условием для самостоятельной работы детей является наличие различных образцов игрушек и поделок (рисунки, схемы, чертежи и др.), подобранных взрослым. Это позволяет ребенку видеть возможности использования разных материалов, заимствовать новые идеи, знакомиться с вариантами применения известных ему приемов и способов работы, цветовых решений, конструкций.

Иногда в ходе самостоятельной детской работы возникает необходимость в индивидуальном или подгрупповом обучении различным видам конструктивной деятельности и рукоделия. Инициатива чаще исходит от детей, которые просят помочь, показать, научить, как выполнить задуманное. Так возникают условия для полезного и интересного общения между взрослым и одним ребенком или группой детей.

С детьми этого возраста возможны многие виды работ: бумажная пластика, изготовление игрушек, вязание крючком, моделирование конструкций, вышивание, работа с природным материалом, плетение, составление букетов, макраме.

Предложенный список может быть расширен за счет других видов ручных работ с учетом местных традиций, наличия необходимых материалов, условий в детском саду, уровня подготовки педагога и его личных склонностей и вкусов, умений и интересов детей.

Важно включать в конструктивную деятельность детей старшего дошкольного возраста различные задания, способствующие интеллектуальному развитию детей. Это конструирование по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам, работа с разнообразными плоскостными мозаиками и играми типа “Танграм”, преобразование поверхности листа бумаги и объемных форм их бумаги.