Основные признаки и многообразие животных

Разделы: Биология


Цели урока:

  • сформировать знания о характерных особенностях царства животных, об экологических группах животных;
  • развивать умение наблюдать, узнавать, сравнивать различные группы животных;
  • развивать информационную и коммуникативную культуру; творческий потенциал учащихся;
  • прививать бережное отношение ко всем объектам живой природы.

Оборудование: карточки для проверки знаний по теме “Растения. Грибы”; конверты и карточки с заданиями для проведения дидактической игры; мультимедийный проектор, программные средства, интерактивная доска, карандаши, листы ватмана.

Ход урока

I. Организация начала урока.

“Природа! Многоликая и разнообразная! Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться! Эти слова мы слышим постоянно. Кроме того, на каждом уроке их подтверждаем. Мы ознакомились только с двумя царствами живых организмов, предстоит знакомство еще с одним. Но, прежде чем открыть новую страницу нашего путешествия в мир живой природы, мы вспомним самое важное из предыдущих страничек.”

II. Проверка знаний (для актуализации опорных знаний)

Индивидуальная письменная проверочная работа по карточкам, рассчитанная на два варианта (Приложение I).

III. Изучение нового материала.

1. Демонстрация на интерактивной доске слайд-шоу “Братья наши меньшие!” под мелодию – заставка к телепередаче “В мире животных”.

– Ребята, а в какой телепередаче вы могли слышать эту мелодию?

– Да, верно! В телевизионной программе, которая называется “В мире животных”. А сейчас посмотрите, пожалуйста, небольшое слайд-шоу под названием “Братья наши меньшие!”

2. Мобилизующее начало урока.

а) “Мы с вами начинаем путешествие еще по одному царству-государству – Царству Животных! Животные разнообразны и интересны. Их можно встретить повсюду: в почве, воде, воздухе, на поверхности земли, в телах других организмов. Среди них есть гиганты и карлики, ползающие и прыгающие, плавающие и летающие, дикие и домашние. Со многими из них вы знакомы очень близко! Но давайте еще раз напомним необходимые, самые важные данные о живых организмах.

б) Презентация-опрос по интерактивной доске (Приложение II):

  • Назовите известные вам царства живых организмов?
  • Перечислите признаки, общие для всех организмов?
  • Все живое состоит из клеток. На доске подпишите основные части клетки.
  • Назовите отличительные признаки растений?
  • На доске подпишите основные органы цветковых растений.
  • Назовите отличительные признаки грибов?
  • На доске подпишите основные органы шляпочных грибов.
  • А чем же животные отличаются от других царств живых организмов? (проблемный вопрос)

3. Объявление темы и целей урока. На доске начинается демонстрация презентации к уроку (Приложение III).

– Итак, тема сегодняшнего урока “Основные признаки и многообразие животных”. Мы должны выделить отличительные признаки животных, ознакомиться с группами животных, научиться находить в любой твари что-то хорошее, полезное и любить их за это.

4. Признаки животных. Рассказ с элементами беседы.

“Самое существенное отличие животных – это способ питания.

– Способны ли мы сами производить органические вещества?

– А как мы их получаем?

– Действительно в готовом виде, за счет растений и других животных.

– Одинакова ли продолжительность роста у растений и животных?

– Верно, обычно растительный организм развивается всю жизнь, а животное растет до определенных размеров, либо до определенного возраста.

– Могут ли растения передвигаться?

– Конечно, нет! Они поворачиваются вслед за солнцем, но при этом остаются прикрепленными.

– Назовите теперь отличительные признаки животных”

После ответов детей на доске появляется слайд с перечисленными признаками, ребята записывают их в тетради.

5. Экологические группы животных по способу питания. Дидактическая игра.

– Одинаково ли пищей питаются животные? На какие группы их можно разделить по источнику питания?

– Есть большое количество животных, которые питаются растительной пищей – это растительноядные. Например: корова, заяц. Есть хищники, или плотоядные, которые поедают других животных. Например: волк, лиса. Есть насекомоядные – ласточка, крот, и всеядные – медведь, человек”

На доске появляется схема “Деление животных на группы”, ребята зарисовывают ее в тетрадь.

– А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На столах лежат листочки с названиями животных. Ваша задача распределить их по группам. Работаем в парах, каждой паре выдается конверт с наименованием группы, в него нужно собрать всех животных данной группы. По результатам игры детки, не допустившие ни одной ошибки, получают отметку “5”. Удачи вам, ребята!

6. Дикие и домашние животные. Беседа с последующим выполнением творческих заданий на компьютере или на бумаге (художественная мастерская).

– Посмотрите на изображенных животных и скажите, в чем коренное отличие между этими кошками?

– Да, одна из них домашняя, а другая – дикая!

– Каких животных называют домашними, а каких – дикими?

– Действительно, жизнь диких животных полностью зависит от условий окружающей среды, а жизнь домашних зависит от человека, так как он создает условия для их существования.

– Каких животных человек уже одомашнил?

– С какой целью мы одомашниваем диких животных?

– А теперь, ребята, предлагаю вам разделиться на пары и заняться творчеством. Вам нужно будет изобразить в течение 10 минут ваше любимое домашнее животное или “чудо-юдо” животное. Можно воспользоваться карандашами и бумагой, а можно компьютером, используя программы для рисования Paint и TuxPaint. Потом мы создадим свою картинную галерею и отметим лучшие работы по номинациям.

IV. Закрепление изученного материала. Презентация-опрос по интерактивной доске с элементами игры.

  • Перечислите отличительные признаки животных?
  • Назовите группы животных по источнику питания?
  • Приведите примеры растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных?
  • Игра: на доске перечислены в две колонки домашние животные и их ближайшие дикие родственники. Составьте пары.

V. Домашнее задание.

– О животных сложено много сказок, легенд, еще больше пословиц и поговорок. Найдите и выпишите в тетради, используя любые ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы, пословицы и поговорки, в которых упоминаются животные.

На интерактивной доске появляется д/з.

VI. Подведение итогов урока.

Выставляются оценки всем отличившимся, объявляются благодарности за хорошую работу и личная благодарность за отлично проведенное время.