Урок-практикум в 10-м классе "Принципы русской орфографии" по учебнику Н.Т. Гольцевой

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (123 кБ)


ЦЕЛЬ УРОКА: восстановить в памяти учащихся основные принципы русской орфографии, активизировать знания правописания орфограмм в различных морфемах, умение объяснить выбор нужных букв; воспитание любви и бережного отношения к родному языку.

1. Организационный момент.

Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, он хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы успех был на уроке, мы всегда придерживаемся следующих правил:

– слышать и слушать,
– вникать и размышлять,
– анализировать и реагировать,
– оценивать.

Сегодня у нас урок-практикум, и мне хочется, чтобы мы не просто повторили принципы русской орфографии, но и поговорили о великом русском языке.

Вы знаете, что 2007 год был объявлен годом русского языка.

Почему возникла такая необходимость?

– Да, действительно, русский язык засорен иностранными словами, сленгами. Речь стала менее богатой, выразительной, поэтому необходимо постоянно увеличивать лексический запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. И, конечно, образцовому языку нужно учиться у наших классиков.

“Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.” – писал Л.Н.Толстой…

Удивительный дар дала нам Россия. Тысячелетиями создавал народ родной язык.

Ты никогда не станешь тусклым,
Не охладеешь ни на миг.
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих.

(А. Марков.)

– Какова основная мысль данного стихотворения?

Обогащая свой лексикон, стремитесь к правильному произношению.

2. Орфоэпическая минутка.

КрасИвее, углубИть, чЕрпать, языковОй, языкОвая.

Нет языка красивее русского! Нужно углубить знания по предмету. Черпать новое хорошо в лингвистических словарях. Мы приступаем к языковому анализу текста.

3. Языковой анализ текста.

Почему язык хорош?
Потому что это творение…

А Островский.

1) Вел..чайшее богатство народа – его язык!
2) Тысяч..летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
3) И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогран(?)о (не) проявляется его ум, так кристал..ически (не) отлагается его национальная история обществен(?)ый строй быт мировоз(?)рение, как в пословицах.
4) Меткий и образный рус(?)кий язык особенно богат пословицами.
5) Их тысячи, десятки тысяч(?)
6) Как на крыльях, они перел..тают из века (в) век, от одного поколения к другому, и (н..) видна та безгр..ничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…
7) Различны эпохи породившие пословицы.
8) (Не) обозримо многообразие человеческих отношений которые запеч..тлелись в чекан(?)ых народных изр..чениях и аф..ризмах.
9) Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, чес(?)ость и обман, трудолюбие и лень, крас..та истин и уродство предрас(?)удков.
10) (Н..)когда (н..) померкнет наша патр..отическая гордость закован(?)ая в булат таких пословиц:” Наступил на землю русскую, да оступился”, “За правое дело стой смело”… (М. Шолохов)

Тема текста – величие и богатство русского языка. Главный вывод: пословицы – это крылатая мудрость народа. Микротемы: 1) слово – сокровище человеческой мысли; пословицы – богатство русскогоя зыка; отражение в пословицах многообразие человеческих отношений; патриотическая гордость в русских пословицах.

1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

  • Величайшее богатство народа – его язык!
  • Меткий и образный язык не богат пословицами.
  • Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому.
  • Различны эпохи, породившие пословицы.

2. Определите стиль и тип текста.

  • публицистический; рассуждение
  • художественный; описание
  • научный; повествование
  • разговорный; рассуждение

П. Воздействие на читателя, рассуждение – автор излагает, разъясняет, подтверждает свою мысль.

3.

Мы с вами закончили изучение темы “Принципы русской орфографии”

– Назовите основной принцип русской орфографии?

(Морфологический : все значимые части слова (морфемы)пишутся так, как они произносятся в сильной позиции (отчетливо)дуб-дубы, тропа-тропка, подлить )

– Какие ещё принципы русской орфографии вам известны?

(Фонетический (написание в соответствии с произношением)) заря-зорька, итог – подытожить, расписать – роспись.

Традиционный ( исторические), дифференцирующие написания(компания – кампания, ожег – ожог руки)

4.

Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания

Затем на магнитную доску прикрепляются слова из данного текста, относящиеся к тому или иному принципу русской орфографии.

Морфологический: тысячелетиями, перелетают, безграничная, честность,несметные, изречения, величайший, тысяч (Р.п.), красота.

Фонетический: безверие, отлагается, мировоззрение, предрассудков

Традиционный: кристаллический, патриотический, афоризмы, страдания, национальный.

5. Найдите в предложении 2 орфографические и 1 пунктуационную “ошибки”.

Запишите предложение в виде прямой речи.

Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело бы и животрипетало, как метко сказаное русское слово. (Н.В.Гоголь)

6. Работа с текстом.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

– Какие изобразительно-выразительные средства использовал И.С. Тургенев? (Могущественное орудие, умелые руки; эпитеты: прекрасный…)

– Перечислите все правила (орфографические и пунктуационные), не выучив которые, человек мог бы сделать ошибки в этом тексте.

  • Безударные гласные, проверяемые ударением в словах: берЕгите, достОяние, совЕршать (свершение), чудЕса, чИстота, свЯтыню.
  • Буква И после шипящей в слове “нашими”
  • Правописание приставок (пре-, при, пере– “переданное” “прекрасный”; пред– “предшественниками”; со– “совершать”)
  • Чередующиеся корни “блистает”
  • Суффикс -енн “могущественными, предшественниками”
  • Удвоенная согласная в слове русский (суффикс -ск_)
  • Частица “таки”
  • Правописание согласной в слабой позиции “клад”

1. Восклицательный знак
2. Двоеточие
3. Сравнительный оборот

7. Итог.

Каждый человек должен стремиться к высокой культуре, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать!

Удивительный дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. (И.А.Ильин)

8. Дом задание.

Написать сочинение-рассуждение по тексту М.Шолохова.

Приложение