Изготовление кукол-оберегов с применением интерактивных форм обучения

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

  • Развивать трудовые навыки при изготовлении тряпичных кукол-оберегов, развивать мелкую моторику пальцев.

  • Развивать творческие способности учащихся при оформлении костюма куклы, образное мышление.

Подготовка: элементы русского народного костюма для каждого ученика и учителя, русские платки, лотки для коробейников, содержимое лотков (лоскутки ситца, ленты атласные, бусы, нитки, тесьма), фонограмма песни “Кострома…”, Презентация к уроку, образцы кукол – оберегов.

Оборудование:

ТСО: мультимедийный проектор типа Micro lab, ноутбук, проекционный экран.

Демонстрационный материал: стенд с образцами готовых кукол-оберегов.

Раздаточный материал: инструкционные карты 4-х видов по выполнению кукол-оберегов.

Расходные материалы: лоскутки однотонного и цветного ситца, синтепон, вата, поролон, кружево, ленты, тесьма, катушечные цветные нитки, нитки-мулине красного цвета, шерстяная пряжа желтого, коричневого или черного цветов.

Инструменты: ножницы, иголки и портновские булавки в игольницах, напёрстки.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования.

II. Содержание занятия.

1. Мини инсценировка. (Презентация 1)

Учащиеся и педагог одеты в русские народные костюмы (сарафаны, на головах повязки). В руках держат лотки коробейников. На лотках лежат лоскутки ткани, ленты, тесьма, нитки, бусы. Под музыку “Кострома, Кострома …” заходят в кабинет, как на ярмарку, со словами:

1-й учащийся: Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!

2-й учащийся: А на ярмарке товары: продаются самовары!

3-й учащийся: Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары.

4-й учащийся: Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!

5-й учащийся: Ой, вы, гости дорогие! У нас игрушки непростые – веселы и ярки, примите их в подарки?

Гости из числа приглашенных педагогов Дворца и других учебных заведений города удобно сидят на противоположной стороне кабинета от учащихся. Учащиеся демонстрируют гостям содержимое лотков. Кладут лотки на рабочие столы и рассаживаются за столы кому, где удобно. На столах заранее разложены инструменты и приспособления (иглы, булавки, ножницы, наперсники).

2. Настрой на работу.

Педагог сообщает: “Этим весёлым, радостным задором мы начинаем занятие об игрушке”. Обращает внимание учащихся на экран. На проекционном экране написаны пословицы: “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”. (Слайд № 2).

Педагог обращает внимание учащихся на пословицы, сообщает, что они будут служить девизом этого занятия.

3. “Мозговой штурм” (интерактивные формы обучения).

Вопрос к учащимся: – Что вы можете сказать об игрушке?

Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях. На проекционном экране появляются ответы учащихся.

Ответы: – Игрушка – одно из наиболее дешевых произведений искусства.

– Игрушка доступна всем.

– Игрушка сопровождает человека с рождения до самой старости.

– Создание игрушки – это ремесло, оно прекрасное, древнее, веселое и всегда молодое.

– Это благородное ремесло: с игрушки начинается познание прекрасного, как с первых сказок, стихов и песен.

– Игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого.

– Игрушка украшает, освещает наш быт улыбкой. (Слайды № 3 и № 4).

Обсуждение высказываний учащихся, спроецированных на экране: Педагог зачитывает их последовательно. Если дети согласны, против высказывания ставится галочка. Если нет – зачеркивает.

4. Сообщение темы занятия.

Сегодня речь пойдет об игрушке особой – народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории Руси. (Слайд № 5).

В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали либо родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы. (Слайд № 6).

5. Рассматривание образцов тряпичных кукол.

Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью нехитрых приемов.

В каждой местности были свои способы их изготовления. (Слайд № 7). Вот как делали кукол в Полтавской, Киевской и Черкасской областях: брали кусок белой ткани, клали посередине кусок ветоши и перетягивали суровой ниткой – голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вон и вся кукла.

А в Подмосковье кукол – пеленашек сворачивали из 2-х платков и перевязывали ленточкой. (Слайд № 8).

На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накладывали платочек. Оставалось перетянуть верх валика – получалась головка, завязать 2 конца платочка – получались руки. Часто к голове куклы еще прилаживали кудельную косу. (Слайд № 9).

В любой самодельной игрушке отразились лучшие черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные. Дети, Вы знаете, какие существуют куклы-обереги? Назовите их. Учащиеся называют. (Неразлучники, Мартинички, Красота, Берегиня). Педагог демонстрирует их на экране. (Слайд № 10).

6. Практическая самостоятельная работа в малых группах.

1. Сегодня вам предстоит изготовить самые простые тряпичные куклы. Работать будем в “малых группах” – (интерактивные формы обучения). Задание по изготовлению оберегов каждая группа выбирает сама для себя. Задания проецируются на экране. (Слайд № 11).

а) Изготовление свадебной куклы "Неразлучники" (Рис. 1)

б) Изготовление "Куклы-оберега" "Мартиничка" (Рис. 2)

в) Изготовление Куклы "Красота" (Рис. 3)

г) Изготовление Куклы – Берегини (Рис. 4)

Для работы Вам понадобятся лоскутки ситца, нитки, ленточки, кружево. (Слайд № 12).

Настройтесь на интересную работу, и вы получите огромное удовольствие. Можно пользоваться инструкционными картами. (Слайды № 13-16)

Педагог наблюдает за работой учащихся, при необходимости дает советы по выбору цвета ткани, ниток, помогает практически, обращает внимание на схемы инструкционных карт.

7. Оценка работ

Один из учащихся в “малой группе” выходит из-за стола, показывает сделанную куклу и рассказывает об истории своей игрушки.

Свадебная кукла "Неразлучники". Куклы пришли к нам из Тульской губернии. Их дарили на свадьбу. Ситец должен быть однотонного цвета (белого), а нитки – контрастного с тканью (красными). Для оформления куклы брали тюль или кружево. У "Неразлучников" одна общая рука, как символ единства 2-х новобрачных. (Слайд № 17).

Кукла "Красота". Эта кукла пришла к нам то же из Тульской губернии. Куклу делала невеста перед своей свадьбой. Здесь она показывала навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде куклы судили о мастерстве невесты. Кукла "Красота" выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центр каравая ставилась кукла "Красота", поднос украшали ржаными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение невесты, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодоженов. После свадьбы кукла бережно хранилась в семье. Делать куклу несложно. В ее основе рулон из поролона (можно использовать журнал, свернутый трубочкой и обшитый тканью). Украшение одежды сделали из лоскутков ткани. (Слайд № 18)

Кукла-оберег "Мартиничка". Всегда считалось, что хозяйка дома должна быть экономной. Поэтому никогда не выбрасывала старые нитки, кусочки ситца. Из них делала кукол. Есть такая примета: когда в семье дети бережно и долго играют куклами, в семье – прибыль. Если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она везде рядом с ним: и в играх, и во сне. Особенно поощрялись в народе игры с куклами у девочек. Так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. (Слайд № 19)

Кукла "Берегиня". В Древней Руси куколкой Берегиней пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".

О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству. (Слайд № 20).

III. Подведение итогов. Рефлексия. Оценка.

Вопрос учащимся:

– Для чего сегодня на занятии мы делали кукол-оберегов? (Чтобы вспомнить русские традиции).

– Зачем мы с вами этим занимаемся? (чтобы не забыть процесс изготовления кукол-оберегов).

Педагог: Хочу дать вам совет: вырастите большими, научите своих детей делать таких кукол, рассказывайте им о народных традициях русского народа.

Дети встают и дарят гостям, присутствующим на занятии кукол-оберегов со словами:

Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки непростые -

веселы и ярки,
примите их в подарки!

Педагог: А теперь обратите внимание на этот красочный цветок (Слайд № 21).

Отметьте, какое у вас сегодня на занятии было настроение.

Дети выбирают из множества лепестков, лежащих на столе нужный. (Каждого цвета по 6-8 штук). Педагог отмечает для себя выбор учащихся и делает выводы.

Разговор на бумаге.

"Я" (как чувствовал себя на уроке, с каким настроением работал)

Фиолетовый лепесток – приподнятое настроение

красный – восторженное настроение
оранжевый – бодрое настроение
жёлтый – приятное настроение
зелёный – спокойное настроение
голубой – грустное настроение
чёрный – унылое настроение

"Мы" (комфортно ли было работать в малой группе)

– да
– нет
– если “нет”, то почему?

"Дело" (достигли цели учения, какие затруднения возникли)

– да
– нет
– Затруднения:
а) в выборе материалов
б) плохие навыки раскроя
в) недостаточные навыки в практической работе
г) другое (что именно?)
д) некачественные инструменты (плохо режут ножницы, толстая игла, маленькое ушко в игле, другое)
и) знаю мало об истории народной игрушки