Урок окружающего мира в 4-м классе "«Золотой век» русской культуры"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Познакомить детей с великими писателями XIX века, творчеством А.С.Пушкина, Габдуллы Тукая, Ризы Фахретдина, Каюмом Насыри.
  2. Воспитывать любовь и гордость к своему народу, прививать интерес к чтению книг татарских поэтов и писателей XIX века. Воспитывать любовь и уважение к своим родителям и товарищам.
  3. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.

Оборудование урока: презентация к уроку по творчеству А.С.Пушкина, Габдуллы Тукая, Ризы Фахретдина, Каюмом Насыри, портреты и книги А.С.Пушкина, Габдуллы Тукая, Ризы Фахретдинова, Каюмом Насыри, костюмы для инсценировки сценок, тесты на компьютере, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, дипломы, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (Тесты на мультимедии Общество,Русь – Россия. Тесты – 7 ,6, 2.)

III. Сообщение темы урока.

На доске – надпись: XIX век - “золотой век” русской культуры.

- Почему так говорят?

- Обрати внимание на слово золотой. Что обычно называют этим словом?

- Что хотят подчеркнуть во всех этих случаях словом “золотое”, “золотая”?

- Молодцы, конечно, и ценное, и полезное, и красивое.

- Так почему же XIX век назвали “золотым веком” русской культуры?

- Чтобы узнать полный ответ на вопрос, познакомьтесь со статьёй учебника на стр. 99(Дети самостоятельно читают статью учебника и дают ответ).

- Учитель сообщает тему урока. А, как вы думаете о ком мы должны с вами говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы поговорим о поэтах и писателях XIX века.

IV. Беседа.

1. Солнцем русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин. (кадр)

- Что вы знаете о А.С. Пушкине?

- Какое его произведение нравится вам больше других?

- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

Звучит вальс А.С.Грибоедова. Включаю презентацию. Знакомство с семьёй А.С. Пушкина. (кадр)

- Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нем его няня, простая крестьянка — мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она “окала”. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой. А вы, дети, помните, как ее звали?

Ученики. Арина Родионовна.

- Хотите познакомиться с Ариной Родионовной? Хотите услышать ее сказки? Тогда давайте позовем ее в гости. (Закрываем глаза и считаем до 10 включаем машину времени и переносимся в XIX век). (кадр)

Арина Родионовна. Здравствуйте, детушки мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей. Родители его говорили между собой только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все ж, Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить. Бывало, начну ему сказки сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. (кадр)

Свет в зале гаснет, зажигается свеча. Звучит романс “Зимний вечер”.

Арина Родионовна. Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая — что одним куском сукна оденет, третья - что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решила ее погубить. А царица тем временем разрешилась чудесным мальчиком: ножки у него по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу - звезда, в затылке - месяц. Послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца в дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась “не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой”. Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться его приезда. Мачеха опять подменила письмо и написала повеление, чтобы царицу с сыном посадили в бочку и бросили их в море. Так и сделали. Долго плакала царица с царевичем в бочке.

А.С.Пушкин написал для няни стихотворение, которое так и назвал “Няне” (кадр)

Ученик.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Образы, о которых он услышал в детстве и которые увидел в своем воображении, перешли в сказки. Удивительные сокровища!

Ученик.

У лукоморья дуб зеленый; (кадр)
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

- Этими словами Пушкин начинает тетрадь, куда записывает сказки своей няни: “Некоторый царь надумал жениться”, “Поп поехал искать работника”, “Царевна заблудилась в лесу” и др. На их основе он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

(Дети отвечают на вопросы. Учитель разбивает класс на три команды.)

1. Задание. “Распредели надписи”, название сказки к иллюстрации. (кадр)

2. Блицтурнир

I

  1. Каким фруктом отравилась царевна в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”? (Яблоком.)
  2. В какой сказке Пушкина “В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут”? (В “Сказке о царе Салтане”.)
  3. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколке)
  4. Какая сказка заканчивается словами: “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”? (“Сказка о золотом петушке”.)
  5. Какая сказка Пушкина заканчивается словами: “Я там был; мед, пиво пил - и усы лишь обмочил”? (“Сказка о царе Салтане”.)
  6. Мимо какого острова проплывали гости-господа? (Мимо острова Буяна.)

II.

  1. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? (30 лет и 3 года.)
  2. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (“Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил”.)
  3. В какой сказке “Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился”? (В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
  4. Что кричал золотой петушок с высокой спицы при приближении врага? (“Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!”)
  5. За какую плату нанялся Балда на работу к попу? (В год за три щелчка по лбу.)
  6. В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля.)

III.

  1. Как звали царя в “Сказке о золотом петушке”? (Дадон.)
  2. Под каким деревом белка грызла орешки? (Под елью.)
  3. Как звали жениха царевны в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”? (Елисей.)
  4. Что обещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка? (“Волю первую твою я исполню, как мою”.)
  5. Где встретились поп и Балда? (На базаре.)
  6. Какую песенку пела белка при честном, при всем народе? (“Во саду ли, в огороде”.)

3 задание Инсценировка сказок А.С.Пушкина – 3 отрывка.

- Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. А сколько еще стихов, поэм и повестей им создано! И все они наполнены красотой и вдохновением. Особый подъем творческих сил поэт испытывал с наступлением своего любимого времени года.

Звучит “Осенняя песня” П. И. Чайковского. Ученик читает стихотворение “Осень” (“Унылая пора...”.)

2. Габдулла Тукай (кадр)

Каках татарских писателей и поэтов XIX века вы знаете?

“На небосклоне мировой поэзии он взошел крупной и яркой звездой, в созвездии Пушкина. Почему Пушкина? А потому, что многое роднит этих поэтов разных времен и разных языков.

Быть в созвездии Пушкина! Это была самая сокровенная мечта поэта. Еще на заре творчества в 1906 году он писал:

“Моя душа близка твоей, но как различны силы!
О, если бы такой талант судьба мне подарила!”

Может быть, именно это чувство родства помогло Тукаю сделать для своего народа то, что сделал Пушкин для России. Он стал великим татарским поэтом и писателем.

Габдулла Тукай (Тукаев) прожил короткую и трагическую жизнь. (фильм) Родился он 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Казанской губернии. Рано лишившись родителей, он скитался по чужим углам в деревнях Училе, Сосна, Кырлай. (Пути сиротства привели его в 4-летнем возрасте в Казань, в дом кустаря.

В 1894 году Тукай уезжает в Уральск и живет в семье дальнего родственника. Далекий степной город стал для будущего поэта своеобразным университетом. Здесь он учится в медресе, изучает языки: русский, арабский, персидский, турецкий; древнюю поэзию Востока; русскую и мировую классику. В это время и сам берется за перо. Сохранились рукописные журналы с его ученическими стихотворениями. Какие произведения Г. Тукая вы читали? Чему учат его стихи. В своих стихах, сказках, поэмах поэт воспевает любовь к родному языку (Стихотворение “Родной язык”), народу, земле(Стихотворение “ Родная деревня”) . Не иссякает поток людей в деревню Кырлай, где находится Дом музей поэта. Большими тиражами на многих языках издаются произведения Г. Тукая.

(кадр) 26 апреля, день рождения Тукая, объявлен Днем родного языка. В этот день в Татарстане проходит большой праздник поэзии. Писатели выезжают в Тукай-Кырлай, Арск, где они проводят литературные встречи. В Казани к памятнику Тукаю возлагают цветы. Все, кто любит поэзию, в этот день слушают выступления известных писателей и поэтов. (Дети зачитывают “Шурале”.)

3. КАЮМ НАСЫРИ (кадр)

Габделькаюм Габденнасырович Насыров — Каюм Насыри — родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне с. Малые Ширданы Зеленодольского района ТАССР). Отец и дед его были образованными людьми.

Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

Здесь он изучал турецкий, арабский и персидский языки. В совершенстве усвоил родной язык и тайно от других изучал русский. Благодаря своему усердию н любознательности Каюм Насыри превзошел других шакирдов (учащийся медресе). Он издает книги о воспитании и морали (Привожу примеры из “Книги о воспитании), написал много сказок, пословиц и поговорок, загадок. Есть у него и научные исследования.

 4. Риза Фахретдин (фильм)

Выдающийся ученый – мыслитель, педагог и просветитель, историк, писатель и журналист. 17 января (по старому 31 декабря) наш народ отмечал 150 – летие этого великого человека.

Родился Риза Фахретдинов в 1859 в деревне Кичучатова Альметьевского района Татарской АССР. Благодаря своему трудолюбию обучал детей еще будучи сам учеником. Списывая книги от руки, он собрал свою библиотеку, самоучкой усовершенствовал полученные в медресе знания в арабском, иранской, турецкой, татарской языках и литературе, истории и других науках и стал выдающимся ученым энциклопедистом своего времени, самоучкой изучил русский язык.

V. Работа в тетрадях. СТР. – 18 – 19 №46, 47, 51, 52, 48.

VI. Итог урока

- С какими великими писателями и поэтами XIX века мы познакомились на уроке?

VII. Домашнее задание: Прочитать и пересказать стр.99-102. Составить задания для литературной викторины, выучить стихотворение поэта XIXвека.

Презентация.