Российский Дальний Восток в конце XIX – начале ХХ века. Даленевосточная политика России

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока.

Образовательные

  • Ознакомить студентов с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ вв.
  • Рассмотреть влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока.
  • Обеспечить систематизацию изученного материала по теме в форме опорного конспекта.

Развивающие

  • Создать условия для развития исторического мировоззрения, логического мышления.
  • Формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой.
  • Формировать умения анализировать исторические документы.

Воспитательные

  • Воспитывать уважение и интерес к истории Отечества, истории родного края и города Владивостока.

Основные понятия: Восточносибирское генерал-губернаторство, Владивостокская крепость, форт, социальная структура, экономика, добывающая и перерабатывающая промышленность, колонизация.

Оборудование урока:

  • Карта “Российская Империя. Начало ХХ века”.
  • Учебник: История России, конец XVII-XIX в.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. – М.: Просвещение, 1995. – 304 с.: ил.
  • Мультимедиа проектор.
  • Презентация темы урока “Российский Дальний Восток в конце ХIХ – начале ХХ вв. Дальневосточная политика России”.
  • Лист ватмана, клей, раздаточный материал – квадратики белой бумаги 10*10 см, на которых нарисованы значки: “!”, “?”, “…”, “!?”.
  • Раздаточный материал (Приложения  1,   2)

Ход урока

Организационный момент урока: проверка присутствующих, мотивация учебной деятельности на уроке, постановка целей и задач урока. Актуальность темы.(Слайд № 1)

Преподаватель: Сегодня на уроке мы рассмотрим административно-территориальное устройство дальневосточных окраин России, национальный и социальный состав населения, выявим особенности экономического и культурного развития региона, этапы переселения на Дальний Восток. Для систематизации материала урока Вам необходимо вести конспект в учебных тетрадях.

План урока

  1. Административно-территориальное устройство Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ вв.
  2. Первооткрыватели и исследователи Дальневосточного края.
  3. Население Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ вв.: национальный и социальный состав. Переселение на Дальний Восток.
  4. Крупные административные и промышленные центры Дальнего Востока. История образования г.Владивостока.
  5. Экономика дальневосточного региона.
  6. Культура и образование.
  7. Дальневосточная политика России в конце ХIХ – начале ХХ вв. (Слайд № 2)

Основная часть

1. Административно-территориальное устройство Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Преподаватель. Вопрос к студентам: Что Вы знаете из истории Дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока? (Студенты чаще говорят о наличии на территории Дальнего Востока древних поселений, государства Бохай, Империи Чжурчженей, о русско-японской войне 1904-1905 гг., о Гражданской войне на Дальнем Востоке, об основании городов)

Преподаватель: А какой был Дальний Восток в конце ХIХ – начале ХХ вв.? Начнем с административно-территориального устройства. (Работа с картой “Российская Империя. Начало ХХ века”. Преподаватель показывает территорию российского Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ вв.). В октябре 1856 г. в составе Восточносибирского генерал–губернаторства была образована Приморская область, куда вошли Камчатка, Охотское побережье, Анадырско-Чукотский край, Приамурье, о. Сахалин, Курильские острова, а с 1860 г. территория Приморского края. Административный центр области находился в г. Николаевск-на-Амуре. В июне 1880 г. областное управление переводится в г. Хабаровск.

В 1884г. было создано Приамурское генерал-губернаторство с центром в г. Хабаровске. В него вошли Амурская, Приморская, Забайкальская области. Приморская область делилась на 9 округов. (Слайд № 3)

За более чем 30-летний период существования Приамурское генерал-губернаторство возглавляли, в основном, деятельные и энергичные люди, среди них: А.Н.Корф, С.М. Духовской, Н.И. Гродеков, П.Ф. Унтербергер. Своей политикой они способствовали быстрому экономическому развитию края, расцвету здесь культуры и образования.[2]

Наиболее известным, выдающимся генерал-губернатором был Н.Н. Муравьев-Амурский. (Слайд № 3)

Студент: Историческая справка о жизни и деятельности Н.Н. Муравьева-Амурского.

2. Первооткрыватели и исследователи Дальневосточного края.

Преподаватель: С середины XIX века исследование освоенных территорий приобрело целенаправленный характер. Начало исследовательской деятельности было положено экспедициями кораблей российского флота, посылаемых с Балтики. Экспедиция, которую возглавил генерал – губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев – Амурский, в 1859 г. обследовала северо-западное побережье Японского моря и определила, в частности, место для основания Владивостока. Целью экспедиций, которые организовывал в 50-60-х годах XIX в. Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, было физико-географическое, геологическое, экономическое и этнографическое исследование региона. Так, геолог Н.П. Аносов открыл золотоносные месторождения в регионе. Биолог Р.К. Маак наряду с основными исследованиями подробно описал жизнь и быт ульчей, нанайцев и др. Географ и путешественник М.И. Венюков произвел топографические съемки всех селений на левобережье Амура, исследовал его судоходность, участвовал в закладке постов Хабаровки (ныне город Хабаровск) и Усть-Зейского (ныне город Благовещенск). Он первым пересек хребет Сихотэ-Алинь и сделал географическое описание Уссурийского края между бассейном Уссури и берегом Японского моря. Большой вклад в исследование территории юга Дальнего Востока внес К.Ф. Будогосский. На Дальнем Востоке начал географические исследования, принесшие ему мировую известность, Н.М. Пржевальский.

А.Ф. Будищев в 1859-1868 гг. возглавлял экспедицию, обследовавшую леса на территории Приморья и Нижнего Амура, им была составлена "“Карта Приморского и Приамурского краев и побережья Японского моря”. Начало систематическим гидрографическим исследованиям на Дальнем Востоке было положено Амурской экспедицией Г.И. Невельского, картографировавшей побережье от залива Святого Владимира до р. Тюмень – Ула (Туманная). В 80-х годах под руководством выдающегося русского флотоводца и ученого С.О. Макарова морские офицеры вели гидрографическое, метеорологическое и океанографическое изучение Японского моря. В 1900 г. на Дальний Восток приехал В.К. Арсеньев.

В 1890 г. во Владивостоке открылся первый на Дальнем Востоке краеведческий музей, созданный Обществом изучения Амурского края. Позже подобные музеи появились и в других городах. В 1896 г. членами Общества был заложен Ботанический сад во Владивостоке. [3]

Студенты. Доклады об исследователях Дальнего Востока: “Н.Я. Шкот”, “В.К.Арсеньев”, “Н.М.Пржевальский”. (Слайд № 4)

3. Население Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ вв.: национальный и социальный состав. Переселение на Дальний Восток.

Преподаватель: Национальный состав населения региона был очень разнообразным. По данным Всероссийской переписи 1897 г., русские, украинцы и белорусы составляли большинство населения Дальнего Востока. Кроме жителей славянского происхождения здесь проживали малые народности маньчжуро-тунгусской языковой группы и некоторое количество иностранцев. Со второй половины XIX в., с согласия русских властей, стали прибывать корейские крестьяне, китайские отходники. Их появление было связано с голодом, наводнениями в Китае и Корее. Китайцы и корейцы бежали со своей родины за границу в различные государства, в том числе и в Россию. Они селились по берегам рек и бухт, нанимались на строительные работы, уходили на золотые прииски. Большинство отходников после окончания сезонных работ возвращались в свою страну. [2] (Слайды № 5-6)

Тяжелые условия и трудности переселения на Дальний Восток. Этапы переселения. (Слайд № 7). Результаты переселения. (Слайд № 8-10). Земледельческая колонизация имела определяющее значение, однако, все возрастающую роль приобретал неземледельческий отход, являвшийся следствием развития капитализма в центре страны.

Формирование рабочего класса происходило за счет представителей различных слоев населения – казаков, мещан, запасных нижних чинов, кустарей, ремесленников, и т.п., подавляющее большинство происходило из крестьян. Процесс складывания дальневосточного рабочего класса принципиально не отличался от общероссийского. Продолжительность рабочего дня на Дальнем Востоке не регламентировалась и фактически зависела от произвола предпринимателей. Рабочий день на сезонных работах (строительных, в рыбодобывающей отрасли, в горной промышленности) достигал 18–22 часа в сутки. Повсеместно бытовали сверхурочные. Жилищная проблема для осваиваемой окраины отличалась наибольшей остротой: жили в землянках, шалашах, палатках, бараках, крайне редко – в казармах, летом зачастую ночевали под открытым небом. [3]

В регионе формировался слой предпринимателей – промышленников, финансистов, торговцев. Среди них: Я.Л. Семенов, М.И. Янковский, М.Г. Шевелев и целые династии Старцевых, Пьянковых. Несмотря на разные виды деятельности, всех их объединяет одно – активнейшее участие в общественной и культурной жизни края. Огромен их вклад в развитие и научное изучение края. Социальный состав населения ДВ. (Слайд №11)

Преподаватель: рассказывает об условиях жизни и уровне доходов жителей ДВ. О чем свидетельствуют данные статьи “Жить было можно. 1911 г.” из газеты “Владивосток” (1994 г.) (Слайды № 12-14)

Вопросы к студентам: Определите примерную среднемесячную зарплату горожан? Что и сколько можно было купить на эту зарплату?

4. Крупные административные и промышленные центры Дальнего Востока. История образования г. Владивостока.

Преподаватель. Крупными городами считались: Чита, Благовещенск, Хабаровск, Иркутск, Никольск-Уссурийск, Николаевск-на-Амуре, Владивосток. Крупными они были относительно. В западной части нашей страны такие города считались средними по количеству жителей и уровню развития. (Слайд № 15)

Студенты. Доклады: “Образование города Владивостока”, “Владивостокская крепость” (Слайды № 16-30)

5. Экономика дальневосточного региона

Преподаватель. Промышленное развитие дальневосточного региона, как и всей страны, в пореформенный период было связано с утверждением капитализма. Ему способствовало переселение мелких предпринимателей и ремесленников из Европейской России, а также приток иностранных отходников (из Китая, Кореи, Японии). Развитие ремесленного производства происходило медленными темпами. Объяснялось это не только нехваткой свободной рабочей силы и капиталов, но и активным ввозом фабричных товаров как отечественного, так и иностранного производства. (Слайд № 31)

Развитие обрабатывающей промышленности происходило в первую очередь за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России и зарубежных стран, имели прочную сырьевую базу и давали большие прибыли. Наиболее активно развивались отрасли по переработке природных и сельскохозяйственных продуктов; ведущими отраслями являлись мукомольная, винокуренная, кожевенная, маслобойная, рыбная. В середине 90-х гг. XIX в. сумма годового производства дальневосточной обрабатывающей промышленности по основным отраслям распределялась следующим образом (в %): мукомольная — 40,8; винокуренная — 31,0; кожевенная, свечная, мыловаренная — 7,4;силикатная (производство кирпича, цемента, извести и т.д.) — 9,3; маслобойная и жировая — 4,9; металлообрабатывающая — 3,5; спичечная — 2,1; лесообрабатывающая — 1,0 ". Эти данные иллюстрируют аграрную направленность экономики Становление дальневосточной металлообрабатывающей промышленности относится к 60-м гг. XIX в., когда во Владивостоке были построены в порту судоремонтные мастерские. [2]

В 1872 г. в связи с переводом во Владивосток главного тихоокеанского порта мастерским передано оборудование Николаевского (на Амуре) судоремонтного завода, они преобразованы в Дальзавод. (Слайд № 32). В конце XIX в. создавались капиталистические предприятия в лесообрабатывающей промышленности, которая особенно быстро развивалась в Приморской области. Эти предприятия имели самую высокую в обрабатывающей промышленности энерговооруженность — 210 л. с., на них работало 78 человек. [3]

Развитие и особенности золотопромышленности Дальнего Востока. Большое значение в хозяйственной жизни Дальнего Востока имела добыча угля. Каменноугольная отрасль занимала второе место (после золотодобычи) в горнодобывающей промышленности региона. Имела низкий уровень механизации.

Были организованы зверобойный и морской промыслы. Добыча рыбы в морях, реках и озерах производилась крупными предприятиями (Г.Ф. Демби, Г.Г. Кейзерлинг). На долю добывающих отраслей приходилось более 80% всей суммы годового производства промышленности. Развитие промышленного капитализма на Дальнем Востоке, происходившее в условиях слабой заселенности и нехватки рабочих рук, осуществлялось намного медленнее, чем в центре страны. Основание крупных промышленных предприятий, приглашение специалистов, покупка машин, дорогого оборудования требовали больших капиталовложений, которыми не располагала местная буржуазия. Сдерживающим фактором была также позиция российской буржуазии, рассматривавшей Сибирь и Дальний Восток в первую очередь как источник сырья. В результате вплоть до конца XIX в. Дальний Восток оставался отсталой окраиной с аграрно-сырьевой направленностью экономики. Переход на рельсы крупного фабричного производства, завершившийся в центре страны в начале 80-х гг., здесь еще только начинался. Однако в 90-е гг. произошли существенные сдвиги как в сторону общего ускорения развития экономики.[3]

Особенности развития сельского хозяйства. (Слайд № 33)

Работа студентов с данными таблицы (Приложение № 1). Выполнение задания.

Преподаватель. Процесс освоения дальневосточной окраины, включение ее в общероссийскую систему хозяйства во многом зависел от развития транспорта. До постройки железной дороги важным средством сухопутного сообщения был гужевой транспорт. Однако дороги были в плохом состоянии. Между многими селениями не было даже простых колесных дорог и сообщение в период весенней и осенней распутицы совершенно прекращалось. Существенное значение имел морской транспорт. На развитие речного флота отрицательно сказывалась недостаточная изученность фарватеров Амура, Аргуни, Зеи, Уссури, а также нехватка специалистов. В 1891 г. с закладкой во Владивостоке “первого камня” Уссурийской железной дороги началось огромное по своим масштабам железнодорожное строительство.[3] (Слайд № 34)

Студент. Историческая справка “Строительство Транссибирской магистрали”. (Слайд № 35)

Преподаватель. Развитие торговли на Дальнем Востоке. (Слайды № 36-37) В 1890-е гг. значительно повысился общий оборот внешней торговли. Изменился состав ввозимых товаров: в связи с постройкой Уссурийской железной дороги резко возрос ввоз на Дальний Восток изделий тяжелой промышленности.

С Китаем, Кореей и Монголией развивалась в основном сухопутная торговля. Через забайкальскую границу развивался товарообмен с Маньчжурией и Монголией. Сухопутная торговля с Кореей развивалась медленно.

Торговый баланс сухопутной торговли был активным, вывоз преобладал над ввозом. Как показывает структура вывоза, по отношению к соседним Монголии, Маньчжурии и Корее Дальний Восток играл роль промышленно развитого края, однако значительная часть товаров, продаваемых дальневосточными купцами за границу, доставлялась из Европейской России, а не производилась на месте.

По мере заселения и освоения дальневосточного региона русскими людьми развивалась внутренняя торговля. Однако темпы этого развития были незначительными. Вследствие неудовлетворительного состояния дорог и удаленности многих районов от торгово-промышленных центров продолжала сохраняться меновая торговля. Ярмарочная и базарная торговля развивалась медленно. В начале 90-х гг. XIX в. в Забайкальской области насчитывалось три ярмарки — Верхнеудинская, Чертовкинская и Агинская. Существовал и торговый капитал, который он способствовал росту экономических связей Дальнего Востока с Россией, стимулировал развитие товарно-денежных отношений, способствовал накоплению капиталов, часть которых потом вкладывалась в промышленность. Крупными торговыми фирмами являлись “И. Я. Чурин и К°”, “Кунст и Альберс”, Русское товарищество котиковых промыслов и Амурское товарищество. Значительную часть розничного товарооборота на юге Приморской области сосредоточили к концу 90-х гг. в своих руках китайские торговцы, которые являлись агентами крупных китайских фирм . [2]

6. Культура и образование

Студент. Сообщение “Развитие культуры и образования на Дальнем Востоке”. (Слайды № 38-44)

Преподаватель. Вопрос к студентам: А как был устроен досуг жителей? Чем они занимались в свободное от работы время?

Студенты: работа с текстами документов “Владивосток - 70-е годы ХIХ в. “Клуб ланцепупов”. [1] (Приложение № 2)

7. Дальневосточная политика России в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Задание для студентов: в тетради составить хронологическую таблицу “Дальневосточная политика России в конце ХIХ – начале ХХ вв.”

Студенты: работа с учебником “История России, конец XVII-XIX в.”, с. 259-260. (Слайд № 45) Проверка выполнения таблицы. (Слайд № 46)

Закрепление нового материала

Преподаватель. Вопрос к студентам: Назовите особенности развития Российского Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ вв. (Слайд № 47). Студенты отвечают, пользуясь конспектами, перечисляют особенности развития Дальнего Востока. (Слайд № 48)

Выставление оценок и рефлексия

Преподаватель: выставляет оценки студентам за устную работу, студентам, которые подготовили сообщения и доклады, электронные презентации.

Преподаватель просит студентов оценить, отметить их участие в уроке, понимание и усвоение нового материала урока, интересность и актуальность представленной информации. Каждый студент приклеивает к листу ватмана квадратик со значком - “!”, или “?”, или “…”, или “!?”.

Значение символов:

- “!” - мне урок понравился, материал интересный и нужный;

- “?” - по мере изучения нового материала у меня возникли вопросы (вопрос), ответ на которые я попробую найти и рассказать об этом на следующем уроке;

- “…” - затрудняюсь ответить, надо подумать над информацией;

- “!?” - меня многое удивило в новом материале; есть то, чего я не знал.

Совместно со студентами преподаватель делает выводы из той “картинке”, которая получилась на ватмане.

Домашнее задание

  1. Подготовиться к тестированию по теме урока.
  2. Подготовить сообщения с электронными презентациями по теме “Русско-японская война (1904–1905 гг.)”: С.О.Макаров – страницы жизни и деятельности; Оборона Порт-Артура; Цусимское сражение; Владивосток в годы русско-японской войны 1904–1905 гг. (Слайд № 49)

Использованная литература и интернет-ресурсы при подготовке урока и презентации

  1. Город нашенский/Ответственный редактор и составитель Л. Иващенко. - Дальневосточное книжное издательство, Владивосток. - 1970.- 431 с.;
  2. Деревянко А.П. Российское Приморье на рубеже тысячелетий (1858-1998 гг.) – Владивосток: Дальнаука. – 1999. – 445 с.
  3. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII – февраль 1917 г.) / Отв.ред. Крушанов А.И. - М.: Наука. – 1990. – 471 с.;
  4. http://www.fegi.ru
  5. http://www.protown.ru
  6. http://www.statehistory.ru
  7. http://www.allclub.net.ru
  8. http://www.edv.clubdv.ru.
  9. http://www.bg-znanie.ru
  10. http ://www.oldvladivostok.ru
  11. http://www.ruschudo.ru
  12. http://www.shamora.info (Слайд № 50)