Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Тема урока: «Анализаторы. Зрительный анализатор»
(Переход по щелчку)
Объявление целей урока
(Переход по щелчку)
Актуализация знаний
– Нас окружает множество предметов, объектов, мы наблюдаем разнообразные явления, (вопрос  на слайде, обсуждение).
– Например, с помощью чего мы получаем информацию о предметах, изображенных на слайде? (Ответы учащихся, можно показать предметы, включить музыку).
(Ответы на слайде по щелчку, переход по щелчку).
Анализ схемы
– Какие у человека есть органы чувств? Уши, глаза, язык и другие органы – это только части сложных систем, которые формируют ощущения и образы. Система, отвечающая за анализ какого – либо вида информации, получила название анализатора.
Звук по щелчку. (Попробуйте составить  в рабочей тетради схему «Строение анализатора», сверте свою схему со схемой на слайде). Гиперссылка на рабочую тетрадь по щелчку. Переход по щелчку.
Анализ схемы «Строение анализатора». (Из каких звеньев состоит, что включает в себя каждое звено?)
Переход по щелчку.
Вопрос на слайде. (Ответы учащихся).
Обсуждение ситуации с горячим чаем. Учащемуся дается стакан с горячим чаем, после того как он его попробовал, отвечает, какие ощущения он испытывал в ротовой полости. После этого формулируются выводы (по щелчку «Попробуем сформулировать выводы»)
Переход по щелчку.
Выводы: возникают не отдельные ощущения, а целые комбинации; анализаторы работают не изолированно, а взаимодействуют друг с другом; человек получает полную и реальную картину мира.
Переход по щелчку.
Вопросы к классу на слайде. Ответы учащихся, обсуждение. (Вопросы: как вы понимаете смысл поговорки «Лучше один раз увидеть, чем один раз услышать»?    Какое значение для человека имеет зрение? Можем ли мы контролировать двигательную и трудовую активность  без зрения? Приведите пример.)
Учащиеся формулируют вывод, что большую часть информации человек получает, благодаря зрению.
Переход к диаграмме по щелчку.
Переход по щелчку. 
Анализ схемы «Строение зрительного анализатора»
Звук автоматически.
Переход по щелчку.
Рассмотреть строение зрительного анализатора на рисунке, найти  звенья, из которых он состоит, просмотреть  анимацию «Зрительный анализатор».
– Подумайте, почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
Переход по щелчку.
– Каким образом защищены наши глаза? Какие защитные приспособления они имеют?
Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку,
Глаз как стражи они охраняют,
– Подумайте, от чего его защищают? (Ответы учащихся)
Ответ по щелчку,
Переход по щелчку.
– Подумайте: Для чего мы постоянно моргаем? Чем вырабатывается слезная жидкость? Из чего состоит эта железа? Почему слезы горько – соленые?
По щелчку: Как вы понимаете выражение «Сдерживать слезы»? (обсуждение)
Звук по щелчку.
Переход по щелчку.
– Что вы можете сказать о подвижности глаза?
Звук автоматически.
После прослушивания дополнительной информации, учащиеся рассматривают рисунок на слайде и отвечают на вопрос: Сколько мышц приводит глазное яблоко в движение?
Ответ высвечивается по щелчку (4 прямые и 2 косые)
Переход по щелчку.
Изучение строения глазного яблока
Звук автоматически
Прослушивание звукозаписи, анализ рисунка на слайде.
В рабочей тетради заполнить таблицу «Строение глазного яблока», с помощью текста учебника. Гиперссылка на рабочую тетрадь по щелчку. Далее идет анализ результатов заполнения таблицы (Ответы учащихся).
Переход по щелчку.
Демонстрация слайда  «От чего зависит цвет  глаз человека», прослушивание  информации из звукозаписи, рассматривание радужки.
 Звук автоматически.
После прошу поднять руки тех, кто имеет голубые глаза, затем, кто имеет зеленый цвет глаз, затем – коричневый, В результате смотрим, какой цвет глаз преобладает среди учащихся данного класса.
Переход по щелчку.
Небольшая беседа о зрачке глаза. Можно провести простой опыт: взять фонарик и поставить напротив друг друга два ученика, одному из них аккуратно посветить в глаза фонариком, другой наблюдает и делает выводы, что происходит с размерами зрачка.
Учащиеся просматривают анимацию и делают выводы.
Звук автоматически.
Переход по щелчку.
Как устроена сетчатка глаза.
– Попробуйте объяснить смысл поговорки: «В темноте все кошки серы» (Ответы учащихся).
Учащиеся возвращаются к своей таблице и еще раз вспоминают, какие особенности строения имеет сетчатка глаза, и какие функции она выполняет.
Переход по щелчку.
Анализ схемы «Рецепторы сетчатки»
Прослушивание звукозаписи.
Звук по щелчку. Рассматривание рисунка «Колбочки и палочки».
Учащиеся находят в тексте учебника определение понятий «желтое пятно», «слепое пятно».
Переход по щелчку.
– Как же формируется  изображение на сетчатке? Как видит человек?
Прослушивание звукозаписи.
Звук автоматически.
Анализ схемы «Формирование изображения на сетчатке»  на слайде.
Переход по щелчку.
Учащиеся просматривают анимацию, еще раз видят, какое изображение формируется на сетчатке, прослушивают дополнительную информацию по звукозаписи.
Звук автоматически.
Проводится небольшая беседа о том, почему человек видит предметы такими, какие они есть.
Переход по щелчку.
Знакомство учащихся с аккомодацией глаза
Аккомодация – видение на разных расстояниях.
Учащиеся просматривают анимацию и делают выводы, что происходит с хрусталиком при изменении расстояния между глазом и предметом.
Гиперссылка на дополнительную информацию об аккомодации глаза  по щелчку.
Переход по щелчку.
Причины нарушения зрения. Прослушивание звукозаписи. Звук автоматически.
В ходе беседы учащиеся должны сформулировать причины нарушения зрения заполнить на слайде схему, после того как названа причина, она открывается по щелчку на слайде.
Переход по щелчку.
Беседа с учащимися о необходимости гигиены зрения.
Проведение физкультуры для глаз по инструкции на слайде.
Звук по щелчку.
Переход по щелчку.
– Какие бывают самые распространенные нарушения зрения?
1. Астигматизм. Звук по щелчку (информация об астигматизме). Какими линзами исправляют астигматизм? Ответ по щелчку. 
2. (По щелчку) дальнозоркость. Звук по щелчку (информация о дальнозоркости). Какими линзами исправляют дальнозоркость? Ответ по щелчку. 
3. (По щелчку) близорукость. Какими линзами исправляют  близорукость? Ответ по щелчку.
Переход по щелчку.
Рассмотреть анимацию и ответить на вопросы: Как видит близорукий человек близко и далеко расположенные объекты? Гиперссылка на дополнительную информацию о близорукости и дальнозоркости по щелчку. Вопрос к классу: Есть ли у кого-нибудь  нарушения зрения?
Переход по щелчку.
Рассмотреть анимацию об астигматизме. Краткая беседа в ходе просмотра.
Переход по щелчку.
–«Глаза – зеркало души». Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы  и рассуждения учащихся).
Переход по щелчку.
Заключительные слова к уроку о зрении человека.
Переход по щелчку.
Закрепление пройденного на уроке  материала
1. Убери лишнее.
Каждая строчка появляется по щелчку. Лишнее слово также убирается по щелчку.
2. Вставьте в текст пропущенные слова. Текст в рабочей тетради.
Гиперссылка на рабочую тетрадь по щелчку.
Переход по щелчку.
Закрепление знаний с использованием имеющихся информационных ресурсов по данной теме.
Итоги урока.