Формирование у младших школьников учебно-познавательного интереса

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Не только интересное делать,
а все, что нужно, делать с интересом

Развитие у обучающихся творческого мышления одна из важнейших задач современной школы. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в знаниях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой. Именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления.

Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется во взаимодействии с миром, материальной и духовной культурой, искусством. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних значений в новой ситуации. В соответствии с видами творчества можно выделить три вида проблемного обучения.

Первый вид – теоретическое творчество – это теоретическое использование, то есть поиск, и открытие учеником нового для него правила, закона, теоремы и так далее. В основе этого вида лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

Второй вид – практическое творчество – это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.

Третий вид – художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и так далее.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием продуктивной, творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Первый вид чаще всего бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы; второй вид – на лабораторных, практических занятиях, предметом кружке, факультативе, на производстве; третий вид – на уроке или внеурочных занятиях.

В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделяю четыре уровня проблемного обучения:

  • уровень несамостоятельной активности – восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение учеником самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;
  • уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие школьников в поиске способа решения поставленной учителем проблемы;
  • уровень самостоятельной активности – выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя и так далее;
  • уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений.

Для развития у ребенка творческого мышления необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации учащимися своих задатков. Особенно эффективными могут быть занятия во внеурочное время. Такие занятия, как Клубы по интересам, факультативы по математике, русскому языку, где всем детям, независимо от их уровня творческого мышления, будет интересно, следует проводить регулярно.<Рисунок 9, 10, 11, 12 >

Специфическое значение внеклассных занятий для развития творческого мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для испробования разных подходов, разных путей поиска.

Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения.

Мышление, размышление – способность познавать, сопоставлять, обобщать, находить и решать задачи.

Что способствует развитию мышления?

  • Желание самовыразиться и выглядеть значительным.
  • Сильная мотивация в какой-либо деятельности.
  • Врожденные способности, талант.
  • Психологическая установка и волевые усилия.
  • Трудолюбие, целеустремленность. Умение сосредоточиться на проблеме. Упорство, умение доводить дело до конца.
  • Вера в успех и даже уверенность. Успех приходит от деятельности, но не надо упускать и удачу.
  • Стимуляция мышления: внутренняя - самонастрой, желание, долг, самовнушение; внешняя – убеждение, приказы…
  • Знание методик решения задач.
  • Эрудиция. Широкие и глубокие знания, теоретические и практические.
  • Сильные и управляемые память и внимание.
  • Сомнение, критическое отношение к себе. Умение посмотреть на результаты своего труда “со стороны”.
  • Соблюдение правил умственной гигиены. Периодический отдых, переключение на другой вид деятельности, душевное спокойствие, чувство защищенности.
  • Разговоры с умными людьми на умные темы.
  • Уединенные размышления.
  • Теплое дружеское отношение окружающих людей к ребенку, его идеям.
  • Творческая атмосфера непрерывных исканий.
  • Умение рисовать.
  • Знание и выполнение правил производительной работы.

Цель:

Научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, решать творческие интересные нестандартные задачи.

Рекомендации по ведению занятий:

  • Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход.
  • Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, повторяя их ответы изменять незаметно в нужную сторону. На занятии должна быть раскованная обстановка равноправия и высокая активность детей.
  • Установление традиций.
  • Задачи подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.
  • Необходимо воспитывать мысль о бесконечности совершенствования человека , неограниченности его возможностей и процесса образования и развития.
  • Никогда не высказывать решение самому, а подводить к нему детей.
  • Ум рождается в борьбе. Не следует бояться заданий, которые еще детям не по плечу, это замечательная возможность расти.
  • Довольно высокий темп занятий не позволяет отвлекаться и приучает интенсивно думать долгое время.
  • Включение “разрядочных” вставок и “сансов” общего смеха.
  • За один урок делать несколько переключений с одного вида деятельности к другому.
  • На уроке можно много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач.
  • Уроки мудрости и счастья творчества.

Сравнение – приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. При выделении свойств очень важно, чтобы признаки были названы. Например: красный – синий (по цвету).

Аналогия или смысловое соотнесение – мысленное сопоставление предметов или явлений по их смыслу – функциям, назначению, другим внутренним свойствам и признакам (часть - целое; противоположность функций; принадлежность к одному виду; и т.д.).

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Для выполнения этой операции детям нужно знать как можно больше обобщающих слов

Формулировка понятий. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.

Внутренний план действий – способность действовать в уме, умение планировать свои действия в уме, строить программу действий без каких-либо внешних опор.

Каждый ребенок мечтает стать участником игры, которую он каждую неделю наблюдает с экрана телевизора, блеснуть своей эрудицией. Используя информационные технологии, учителя смогли предоставить детям такую возможность, пусть пока только в рамках нашего лицея. Мы начинали с простых, но увлекательных развлекательно-познавательных игр: “Алфавит”, “Я такой…”, “Я такая…”, “Своя игра…” и другие <Рисунок 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9>

Для подготовки к “Большой игре”, <Презентация> включающей задания за весь курс Клуба, ученики решали множество заданий, большинство из них было представлено им в виде компьютерного тренинга и тестирования. Компьютерное тестирование, как и любое, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.<Приложение 1>, <Приложение 2>.

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческого мышления младших школьников:
  • Определённый фонд знаний и умений, их качество (верные или неверные, твёрдые или нетвёрдые) и степень их обобщённости.
  • Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой творческого мышления.
  • Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.), которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности, и владение обобщенными приёмами познавательной деятельности.
  • Владение приёмами поисковой и творческой деятельности.

Используемая литература

  1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.
  3. Гин С.И. Мир фантазии. – М: Вита-Пресс, 2001.
  4. Гин С.И. Мир логики. – М: Вита-Пресс, 2001.
  5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М: Новая школа, 1996.
  6. Нурмухаметова А.Б., Нурмухаметова И.Ф. Играя, развиваем. Развивая, обучаем. – Набережные Челны. Институт непрерывного педагогического образования, 1997.
  7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М: Издательский центр “Академия”, 2001.
  8. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // Начальная школа плюс “До и После”, 2004, №7, с.31.
  9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  10. Система “ТРИЗ-ШАНС” ПЕДАГОКИКА+ТРИЗ: Сборник. Выпуск 1. – Гомель: ИПП “Сож”, 1996.
  11. Система “ТРИЗ-ШАНС” ПЕДАГОКИКА+ТРИЗ: Сборник. Выпуск 2. – Гомель: ИПП “Сож”, 1997.
  12. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М: Рольф,2000.
  13. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001
  14. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать Санкт-Петербург, 2002 год
  15. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
  16. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.
  17. Гин С.И. Мир фантазии. – М: Вита-Пресс, 2001.
  18. Гин С.И. Мир логики. – М: Вита-Пресс, 2001.
  19. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М: Новая школа, 1996.
  20. Нурмухаметова А.Б., Нурмухаметова И.Ф. Играя, развиваем. Развивая, обучаем. – Набережные Челны. Институт непрерывного педагогического образования, 1997.
  21. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М: Издательский центр “Академия”, 2001.
  22. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // “Начальная школа плюс До и После”, 2004, №7, с.31.
  23. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  24. Система “ТРИЗ-ШАНС” ПЕДАГОКИКА+ТРИЗ: Сборник. Выпуск 1. – Гомель: ИПП “Сож”, 1996.
  25. Система “ТРИЗ-ШАНС” ПЕДАГОКИКА+ТРИЗ: Сборник. Выпуск 2. – Гомель: ИПП “Сож”, 1997.
  26. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М: Рольф, 2000.
  27. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  28. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать Санкт-Петербург, 2002 год.