Компетентностно-ориентированный урок "Естественный винегрет" по теме "Пищеварение". 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

  • Личностные: развитие интереса и познавательных способностей учащихся на основе добывания ими знаний и приобретения опыта познавательной деятельности.
  • Метапредметные: формирование информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся; предоставление возможности каждому учащемуся проявить и развить свои способности, смекалку, эрудицию.
  • Предметные: углубление знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний и формирования предметных компетенций учащихся по теме “Пищеварение”.

Задачи:

Предметные: овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательство:

  • соответствия строения функциям органов пищеварения;
  • роли пищеварительных желез и ферментов в пищеварении;
  • правил гигиены питания;
  • мер профилактики желудочно-кишечных и глистных заболеваний;
  • вреда алкоголя и никотина на органы пищеварения, мер оказания первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях.

Метапредметные:

  • формировать ключевые компетенции через систему общеучебных универсальных учебных действий;
  • обучать осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
  • формировать творческое мышление.

Личностные:

  • обеспечить познавательную мотивацию учащихся;
  • акцентировать внимание на проблему питания, как важнейшую составляющую здоровья и культуры современного человека;
  • формировать коммуникативную компетенцию: выстраивать продуктивное взаимодействие
  • с учащимися и учителем, обучить приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятия решений, умение отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения: таблица “Строение органов пищеварения”, учебник, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас сегодня в нашем клубе ЗПС. Сегодня здесь встречаются команды, которые блеснут своими знаниями по теме “Пищеварение”. Мы побываем в гостях у разных телепередач и выполним, задания, которые они нам предложат. В нашем клубе встречается три команды по пять человек.

За каждый правильный ответ команда получает свою биологическую “валюту” – один биоллар. Победа будет присуждена той команде, которая наберет больше всего биолларов. Кроме этого, все члены команды получат отметку “пять”. Остальные участники встречи получат отметки в зависимости от коэффициента полезного участия каждого.

Работу будет оценивать компетентное жюри в составе классного руководителя…, приглашенного родителя… и учащегося вашего класса…

2. Закрепление, углубление, обобщение и контроль знаний.

Розыгрыш хода

Расшифруйте название клуба, в котором мы сегодня встречаемся: ЗПС (знатоки пищеварительной системы).

В ходе работы команды по очереди снимают с доски символ телепередачи и выполняют задание.

Разминка. Фрагмент телепередачи “Счастливый случай”. Работаем по принципу гейма “Дальше, дальше, дальше…” Думаем все, отвечаем быстро, время на обдумывание не дается.

Приложение 1, Приложение 2

Команда №1

  1. Самая большая железа в организме (печень).
  2. Самый длинный орган пищеварительной системы (тонкий кишечник).
  3. Отдел, следующий за желудком (двенадцатиперстная кишка).
  4. Воспаление слизистой оболочки желудка (гастрит).
  5. Миниатюрный радиопередатчик для изучения органов пищеварения (радиопилюля).
  6. Разрушение печени под действием алкоголя (цирроз).
  7. Советский физиолог, изучавший процесс пищеварения (И.П. Павлов).
  8. В этом отделе пищеварительной системы начинают расщепляться белки (желудок).
  9. Реакция среды во рту (щелочная).

Команда №2

  1. Кишка в форме подковы (толстая).
  2. Вырабатывает желчь (печень).
  3. Проводит пищу в желудок (пищевод).
  4. В этом отделе пищеварительного канала вода всасывается обратно в кровь (толстый кишечник).
  5. Место образования гликогена (печень, мышцы).
  6. Часть зуба, выступающая в ротовую полость (коронка).
  7. Общее название лекарств, применяемых в лечении кишечных заболеваний (антибиотики).
  8. Кишечная миндалина (аппендикс).
  9. В этом отделе пищеварительной системы происходит всасывание алкоголя в кровь (желудок).

Команда №3

  1. Функция ворсинок (всасывание в кровь питательных веществ).
  2. В этом отделе мозга находится центр пищеварения (продолговатый мозг).
  3. Мягкая часть зуба с кровеносными сосудами и нервами, заполняющая полость зуба (пульпа).
  4. Резиновая трубка, вводимая в желудок с целью исследования желудочного сока (зонд).
  5. Плотное вещество зуба, похожее на кость (дентин).
  6. Вещества белковой природы, ускоряющие скорость химических реакций в клетках (ферменты).
  7. Результат нарушения гигиены ротовой полости (кариес).
  8. Это вещество определяет кислотность желудочного сока (соляная кислота).
  9. Острое инфекционное заболевание, вызванное дизентерийной палочкой или амебой (дизентерия).

Фрагмент телепередачи “Любовь с первого взгляда” (к задачам).

№1. Многим известно, что при неоднократном приеме большого количества пищи или принятии алкоголя может возникнуть ощущение жжения в области пищевода, тяжести в подложечной области.

  • Что это такое?
  • Каковы способы устранения этого неприятного ощущения?
  • Облегчит ли состояние прием внутрь раствора пищевой соды?

Ответ: Ощущение жжения в пищеводе вызвано выбросом содержимого желудка, содержащего раствор соляной кислоты, в пищевод. Прием раствора пищевой соды может лишь усугубить состояние выделяющейся углекислотой.

№2. Раньше солдат в летних походах с целью утоления жажды кормили соленой селедкой. Сейчас по этой причине в горячих цехах рабочих обеспечивают подсоленной водой.

  • Как вы можете объяснить данные факты?
  • Как соленая селедка и подсоленная питьевая вода могут способствовать утолению жажды?
  • Может быть, целесообразнее газированные напитки производить не сладкими, а слегка солеными?
  • Что в жаркую погоду употреблять полезнее: минеральную воду или очищенную питьевую воду?

Ответ: Рабочие в горячих цехах теряют с потом много солей, и подсоленная вода с концентрацией 5% восстанавливает нарушенный солевой баланс.

№3. На чашку весов помещают мышь под металлическую сетку и весы уравновешивают. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по стене. Через 20–30 минут после начала опыта можно заметить, что чашка с мышью поднялась вверх.

  • Как можно объяснить такой результат?
  • Получится ли подобный результат, если мышь просидит это время: а) неподвижно, б) будет спать, в) понизить температуру окружающей среды на 15–20 градусов?

Ответ: Пища служит строительным материалом и источником энергии, в данном случае происходит потеря энергии, за счет чего снижается вес животного. Во втором и третьем случаях произойдет подобное, но за большее время: трата энергии (тепловой, химической и электрической) происходит медленнее.

Фрагмент телепередачи “Спасение - 911”

  • Определите по симптомам заболевание.
  • Как необходимо оказать первую помощь?
  • Какое назначить лечение?
  • Какое предложить важное профилактическое мероприятие?

№1. В типичных случаях начинаются боли в животе, повышается температура до 39º, появляется жидкий кровавый стул. Возникает тошнота, рвота, головная боль, обезвоживание организма. (Дизентерия – острое инфекционное кишечное заболевание с интоксикацией и жидким стулом, доставить пострадавшего в инфекционное отделение больницы, назначить антибиотики. Соблюдать правила личной гигиены: мыть чаще руки с мылом.)

№2. Подросток все чаще общается в компании молодых людей, старше себя по возрасту, склонных к бессмысленному времяпровождению, стал плохо учиться, нарушает общепризнанные нормы поведения, как в семье, так и в школе, отстает от сверстников в умственном и физическом развитии, подвержен нервно-психическим расстройствам. (Алкоголизм – тяжелое хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением спиртными напитками.)

№3. Заболевание наступает через две недели после заражения. Появляется общая слабость, быстрая утомляемость, головная боль, головокружение. Периодически возникают поносы и запоры, тошнота, рвота, боли в животе, слюнотечение по ночам, иногда скрип зубами во сне, повышение или понижение аппетита. (Аскаридоз: соблюдать правила личной гигиены: мыть часто руки с мылом.)

Фрагмент телепередачи “Что? Где? Когда?”

Командам предлагается обсудить вопрос, найти решение и дать обоснованный ответ.

№1. Давно замечено, что если за завтраком употребить сладкое, то голод почувствуется гораздо раньше, чем после белковой или жирной пищи. Почему? (Расщепление углеводов идет гораздо быстрее, чем расщепление белков, следовательно, и всасывание продуктов распада в кровь идет тоже быстрее; через нервные сигналы пищеварительная система будет сигнализировать об этом в головной мозг, в результате формируется чувство голода.)

№2. Почему не перевариваются стенки желудка голодного человека, ведь они образованы поперечнополосатой мышечной тканью, сходной с таковой животных, мясо которых употребляется в пищу? (Защищает слой слизи.)

№3. Почему после приема антибиотиков врачи рекомендуют, есть кисломолочные продукты? (Они восстанавливают бактериальную среду, нарушенную антибиотиками.)

№4. Служитель, ухаживающий за собаками, у которых была оперирована поджелудочная железа, заметил, что их моча привлекает мух. Анализ показал в моче сахар.

  • Какая связь существует между этими явлениями?
  • Почему это важно знать?
  • Могут ли такие явления происходить с человеком?
  • Если да, то в какой помощи нуждается человек?
  • Если нет, то почему?

№5. Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им страдают более 96% населения. Одна из мер профилактики – тщательный уход за зубами. Желательно их чистить щеткой после каждого приема пищи, но есть одно исключение: если вы ели кислые ягоды и фрукты, лучше в течение часа зубы не чистить, особенно жесткой щеткой.

Почему? Ответ обоснуйте, пользуясь подсказкой: химический состав зубной эмали близок к составу минерала гидроксилапатита Ca5OH(PO4)3

Ответ: Гидроксилапатит относится к основным солям, которые легко растворяются в кислотах, даже в таких слабых, как яблочная, лимонная, щавелевая, содержащиеся в кислых продуктах. Поэтому эмаль частично размягчается и при чистке зубов ее легко повредить. Лучше сразу же после того, как вы поели кислые ягоды или фрукты, прополоскать рот раствором питьевой соды.

№6. В книге М.М. Гуревича “Домашняя диетология” есть такая рекомендация для больных мочекаменной болезнью: “Из зелени и овощей в рацион включают те сорта, которые считаются бедными кальцием и щелочными валентностями: горох, брюссельскую капусту, тыкву.

Прокомментируйте эту формулировку с точки зрения химика, а, если сможете, то и с позиции агронома и биолога.

Ответ: В состав овощей входят, наряду с ионами кальция, также ионы калия, натрия, рубидия, лития, т.е. щелочных металлов. Можно предположить, что их - то автор и называет “щелочными валентностями”. Поскольку причина мочекаменной болезни заключается в нарушении солевого обмена в организме, минеральный состав пищи очень важен для больного, и ему необходимо следить за содержанием в его рационе всех минеральных веществ, в т.ч. и щелочных металлов. Более корректно с точки зрения химика, этот совет может быть сформулирован так: “Из зелени и овощей в рацион включать те сорта, которые бедны ионами кальция и щелочных металлов”. В этом тексте есть формулировка, некорректная с точки зрения биолога: термин “сорт” следовало бы заменить термином “вид” или “культура”.

№7. Демонстрируем фрагмент видео “Автолиз”, 2 минуты.

  • Какой тип пищеварения происходит в желудке?
  • Почему живая лягушка растворилась в желудочном соке хищника, а вареная не растворилась? Что же в ней есть такого, чего нет в вареной лягушке?
  • Какие продукты надо употреблять в пищу?

Ответ: Кроме собственного пищеварения, в желудке есть саморастворение или автолиз. Организм жертвы растворяют его же собственные энзимы (ферменты), включают этот процесс микроскопические ионы водорода, содержащиеся в желудочной кислоте и обладающие удивительной проникающей способностью. Организму хищника остается лишь питать образовавшиеся вещества. Продукты должны быть свежими и содержать ферменты. Термически обработанная пища не содержит ферментов и плохо усваивается организмом.

Фрагмент телепередачи “Поле чудес”

Уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств (Дезинфекция).

Фрагмент телепередачи “Звездный час”

Дайте научное обоснование фразам, пословицам и поговоркам:

№1. Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть. (Крылатая фраза французов)
№2. Кто долго жует, тот долго живет.
№3. Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь.
№4. Аппетит приходит во время еды.
№5. Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
№6. Когда я ем, я глух и нем.

Конкурс “Отдыхаем с пользой”:

Придумайте и разыграйте сценку “На приеме у стоматолога”, в которой раскройте вопросы гигиены ротовой полости:

  • Известны случаи, когда молодые люди не чистили зубы до юношеских лет и не имели при этом ни одного кариесного зуба. Можно ли обойтись без чистки зубов?
  • Что такое зубной налет: польза или вред от него организму?
  • Как правильно чистить зубы?
  • Какой должна быть зубная щетка, и как часто ее следует менять?
  • Какие зубные пасты вы посоветуете использовать с целью профилактики кариеса: отбеливающие или фторсодержащие? Обоснуйте.

Конкурс “И грянул бой”

По ходу прослушивания стихотворения “Пищеварительная система” составьте таблицу “Роль ферментов в пищеварении”, подсчитайте общее количество отмеченных ферментов и найдите ошибку:

№ п/п Название фермента Значение фермента

Стихотворение “Пищеварительная система”

Полон стол различных яств,
Очень радуется глаз.
Язык вкус определяет,
Зубы пищу измельчают,
Лизоцим заразу бьет,
Птиалин крахмал дерет.
Лишь муцин комок скрепил,
Не заметил, проглотил.
Кислота HCl в желудке:
Берегись ее, микроб.
Химозин есть у малютки,
Выпьет молока – творог.
А пепсин здесь самый главный
Расщепит жиры не сразу.
Ну а масло, супец сальный
Дружат только лишь с липазой.
В дуоденум сложный сок:
С поджелудочной и желчью
Щелочной состав высок,
Расщепляет пищу мельче.
Вдруг закончился пепсин,
Но белков еще так много.
Приступает тут трипсин,
Для него теперь дорога.
В самом тонком, в самом длинном,
В основном, ферменты те же.
Тянут лямку по старинке
Эрипсин белковый свежий,
Здесь работают ворсинки,
Все с водой всосется в кровь.
А остатки и соринки
В толстом путь продолжат вновь.
Желчь омыливает жир
И липазе помогает.
Здесь ферментов целый мир:
Углеводы расщепляют.
Амилаза и липаза. Ох!
У них нелегок труд:
До глюкозы и фруктозы
Углеводы перетрут!
Там они гниют и бродят,
Уплотняются слегка,
К анусу в конце подходят,
Громко говорят: “Пока!”

Ответ: Всего семь ферментов: птиалин, химозин, пепсин, липаза, трипсин, амилаза, эрипсин. Ошибка: расщепит жиры не сразу, правильно: расщепит белки не сразу.

Фрагмент телепередачи “Неизвестное рядом”

Предположим, ученые изобрели, аппарат по переработке пищи в готовые для усвоения организмом молекулы, содержащие все необходимые компоненты для полноценного питания. Форма выпуска: таблетки и пилюли: удобны в использовании, экономят время, идущее на приобретение продуктов питания и приготовление пищи. Аппарат запущен в широкое производство.

  • Спрогнозируйте возможные изменения в человеческом организме.
  • Есть ли будущее у такой искусственной пищи?
  • А вы хотели бы так питаться? Обоснуйте.

Конкурс “Домашнее задание”. Команды должны продемонстрировать выполненное домашнее задание, придумать и защитить оригинальную рекламу на новую зубную пасту так, чтоб любой человек захотел ее приобрести и пользоваться.

Конкурс “Четвертый лишний”

Определите лишнее слово и укажите причину. Каждой команде предлагается по два задания:

№1. Язык
Зубы
Ворсинка
Слюна
№4. Всасывание
Измельчение
Переваривание
Свертывание
№2. Желудок
Печень
Холера
Поджелудочная железа
№5. Дизентерия
Сальмонеллез
Брюшной тиф
Ворсинка
№3. Пищевод
Желчь
Трахеи
Аппендикс
№6. Двенадцатиперстная кишка
Желчный пузырь
Мочевой пузырь
Глотка

3. Подведение итогов работы, выставление отметок, которые складываются из трех отметок: самооценки, отметки, выставленной группой, и отметки учителя.

4. Дача домашнего задания.

Придумайте на ваш выбор сказку, драму или спортивный репортаж с места событий “Путешествие бутерброда”. В доступной форме представьте материал о строении и функциях органов пищеварения.