Организация работы МФ с целью повышения профессиональной компетентности педагогов начальной школы

Разделы: Администрирование школы


Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” сформулировал требования к современной школе. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. При построении “Новой школы” должны произойти существенные изменения в разных направлениях одним из которых является – статус учителя. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей.

Методическая работа – одно из приоритетных направлений в развитии школы нового уровня. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям.

Методические объединения российских школ в течение ряда десятилетий были ориентированы только на методическое совершенствование, в настоящее время основным направлением деятельности объединений должно быть обновление содержания образования. Число задач, выходящих за рамки возможностей конкретных методобъединений, росло, и стало ясно, что с этими задачами одни учителя, уже справится не могут. Нужны контакты с учеными, нужно иное содержателение деятельности, иной уровень общепедагогической, психологической, управленческой подготовки, нужны иные формы работы.

Основным подходом в организации деятельности МО учителей начальных классов нашей школы стала работа на диагностической основе. Первично – это мониторинг профессионального мастерства педагогов.

При проведении мониторинга используются различные диагностические методики: собеседование, анкетирование, изучение мнения.

Результаты диагностики и кадровый состав педагогов начальной школы используются как основа для планирования всей методической работы.

Мониторинг показал необходимость разработки системы работы по самообразованию каждого педагога школы, были определены перспективы профессионального роста педагогов и разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу освоения современных технологий и формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы, позволяющие повысить качество образования.

В результате диагностики из числа педагогов были сформированы группы, в основе которых лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства:

  • I группа – начинающие молодые специалисты, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности;
  • II группа – педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения; имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности;
  • III группа – педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, которые владеют профессией, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности и достаточный уровень научной подготовленности.

Также в начальной школе создаются творческие подвижные группы по освоению программ, современных технологий, и в зависимости от выбранной проблемы. Для каждой группы педагогов были определены задачи и рекомендуемые формы методической работы.

Существующие формы методической работы довольно разнообразны. Их можно классифицировать на две группы: коллективные и индивидуальные.

Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находится учебное учреждение.

Наша практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы.

1. Организация и контроль повышения квалификации учителей через курсовую переподготовку.

Большое внимание в методической работе уделяется и обучению педагогов на курсах повышения квалификации.

Форма ПК Курсы ПК (более 72 ч.) Курсы менее 72 ч. Всего прошли обучение
2007–2008 4 2 6
2008–2009 2 3 5
2009–2010 7 4 10

2. Сотрудничество с ВУЗами г Соликамска и Перми.

3. Участие в научно-практических конференциях.

г. Ульяновск:

  • Международная научно-практических конференция “Психолого–педагогические ресурсы развития современного урока в достижении нового качества образования”

г. Пермь:

  • Краевая научно-практических конференция

г. Соликамск:

  • Проблемы регионального образования от ДОУ до вуза в условиях Верхнекамья
  • Проблемы регионального образования в условиях Верхнекамья
  • Профессиональная активность в городе

4. Семинары – являются продуктивной формой повышения квалификации педагогов. Необходимым условием должно быть посильное участие всех педагогов. Это расширяет границы профессиональной деятельности педагога и создаёт предпосылки для повышения его статуса.

5. Круглые столы играют значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов. Они позволяют проанализировать работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать свои недочёты.

6. Проведение и участие в смотрах-конкурсах – это способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Форма конкурсы профессионального мастерства различного уровня Всероссийский фестиваль “Открытый урок”, “Портфолио”
2007–2008    
2008–2009 1 1
2009–2010 5 3

7. Участие в работе проблемных групп, мастер-классов:

Уровень профессионального мастерства педагогов начальной школы позволяет не только обучать в мастер-классах других школ, но и самим организовывать высокий уровень проведения мастер-классов по различным темам.

Таким образом, мы считаем, что эффективно организованная система методической работы является важным звеном в непрерывном профессиональном образовании педагогов, цель которого – организовать его с максимальной пользой для каждого педагога в соответствии с его запросами, целенаправленно используя методические возможности.

В целом в результате такой организации методической работы над темой мы получили следующие положительные результаты:

  • заметно изменяется соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе. Учителя максимально стараются строить уроки на основе сотрудничества, ученик стал субъектом поисково-исследовательской деятельности;
  • разнообразились типы уроков, на уроках начинают использоваться новые информационные технологии;
  • учителя активно и смело стали участвовать в конкурсах, дают открытые уроки на уровне школы, города;
  • повысилось качество методики преподавания предметов, что отразилось на повышении качества успеваемости.

МО начальных классов в течение 3 последних лет занимает 1 место в школе по итогам методической работы. О высоком уровне профессиональной компетентности говорит и тот факт, что учителя начальных классов являются руководителями проблемных, творческих групп, МО.

Немаловажную роль в работе МО играет благоприятная психологическая атмосфера, которая создается благодаря неформальным заседаниям.