Правописание гласных О и А в корнях -кос-, -кас-. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Расширить сведения учащихся о чередующихся гласных в корне слова, рассмотрев условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-.
  • Совершенствовать орфографические умения учащихся.
  • Вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая работа.

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор написания.

Предл…жил другу, прил…гать усилия, изл…жил просьбу, образное прил…гательное, соб…ру траву, выт…рать доску, зам…реть от восторга, выд…рать гвозди, колючее р…стение, маленький р…сточек, выр…сти рядом, красивый Р…стов, выр…щивать перцы.

(Пока учащиеся работают с орфограммами, один из сильных учеников класса по памяти воспроизводит схему “Гласные в корнях слов”, готовит сообщение по ней)

Гласные в корнях слов:

  • Проверяемые.
  • Непроверяемые.
  • Чередующиеся.

2. Взаимопроверка орфографической работы, дополнительные задания к ней.

– Какие единицы синтаксиса встретились в работе? Дайте определение.

– Какие два вида словосочетаний вы помните? Приведите примеры из выполненной работы.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

  1. Сообщение учащегося по схеме “Гласные в корнях слов”.
  2. Рецензия учащихся данного сообщения.
  3. Какая группа гласных нас сегодня на уроке интересует? Что следует помнить о чередующихся гласных?
  4. Какие задачи стоят сегодня на уроке перед каждым учащимся?

(Учащиеся самостоятельно формулируют задачи: З-1—узнать условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-, З-2—научиться правильно писать эти корни,

З-3—отличать эти корни от похожих проверяемых и непроверяемых корней.

Задачи учащиеся условно прописывают на полях тетради и в течение урока оценивают результаты своего труда на уроке).

IV. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

1.Наблюдение за примерами на доске, выдвижение гипотезы.

Коснулся касаться
Прикоснулся прикасаться
Прикосновение касание

Учащиеся, наблюдая за примерами, опираясь на графическое обозначение орфограммы, выдвигают гипотезы по условию выбора гласной о или а в корне, учитель по мере необходимости направляет их.

2.Выбор правильной гипотезы, её обсуждение, обоснование.

3. Сравнение выбранной гипотезы с материалами учебника, её редактирование (если в этом есть необходимость), запись правила в тетрадь-справочник.

V. Закрепление изученного материала.

1.Словарный диктант.

Коснуться воды, касаюсь стены, коснуться вопроса, легкое прикосновение, соприкасаться с огнем, прикасаться к ране, касались этих тем.

2. Выяснение лексического значения корня -кос-, -кас-:

1)дотрагиваться до кого-либо или чего-либо,
2)затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме,
3) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

3.Выборочно-распеделительный диктант с последующей взаимопроверкой и взаимооценкой. Учащиеся записывают слова, распределяя их по столбикам: в 1 столбик записывают слова с гласной А, во 2 столбик – с гласной О.

Коснулись, касательная, касались, прикоснется, коснуться, соприкосновение, не касается, касайся.

VI. Углубление материала с помощью лингвистической сказки.

1. – Сложное ли правило правописания корней –кос-, -кас– , которое мы узнали на уроке? Для наблюдательного и внимательного человека это совсем не трудно. Но иногда и с этими корнями приходится нелегко.

В государстве Морфемике жили-были в одной избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались, одной единственной буквой. Это были корни -кос– и -кас-. Они были настоящие трудяги, очень внимательные ко всем предметам, не могли пройти мимо, не касаясь их или хотя бы слегка не коснувшись. Братьев часто соседи путали, особенно при разговоре. И вот однажды они попросили близнецов:

– Как бы мы хотели различать вас, ходите в разной одежде или найдите другой отличительный признак.

– Не можем мы ходить в разной одежде, – отвечали дружно братья, – мы ведь близнецы, но просьбу вашу не оставим без внимания. Один из нас будет носить в правой руке сумочку-суффикс -а-. – О! Это буду я, – закричал -кас-, – мне легче будет эта ноша, так как во мне уже есть эта буква.

На том и порешили и зажили по-прежнему в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах коса и кость благополучию братьев и решили их разлучить.

– Я твой настоящий брат,– нашептывало слово кость корню -кос-, -мы ведь такие одинаковые, настоящие близнецы.

– А я твой настоящий брат,– утверждало слово коса корню -кас-, -послушай, как мы одинаково мелодично звучим.

Засомневались братья, зачесали свои затылки да призадумались. Как же тут быть? Помогите братьям!

(Ребята легко справятся с этой задачей: корни в этих словах только кажутся одинаковыми внешне, в слове кость корнем является все слово, а в слове коса буква А не является суффиксом, оба эти корни несут иное лексическое значение и не являются чередующимися, а подчиняются другому правилу: корни с проверяемой гласной).

2.Запомним предлагаемую рифмовку и постараемся различать омонимичные корни в словах:

Одинаковы мы внешне, схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде ты подумай, не спеши.
Размышляй над нашим смыслом, в содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты, лишь тогда не будет тайн.

3. Игра “3-лишний”. Определите, какое из записанных слов лишнее, объясните.

1) касаться, косить, прикосновение; 2) косный, коснулся, прикасаться; 3) соберу, берегу, выбирать; 4)вытер, терем, утирать.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.