КВН "Математика – царица всех наук"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Классы: 5-7.

Цели проведения КВН:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • сплочение детского коллектива;
  • пробуждение интереса к математике.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • презентация к занятию (Приложение 1);
  • танграм.

План проведения КВН:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Приветствие команд.
  3. Разминка.
  4. Музыкальный.
  5. Цифры в пословицах и поговорках
  6. Художественный.
  7. Геометрический.
  8. Конкурс «Семь раз отмерь».
  9. Конкурс капитанов.
  10. Конкурс «Домашнее задание».
  11. Подведение итогов. Награждение команд.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя

(слайд 1)

Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН – для кого, для чего?..».

Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здоро­вого азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой.

Слово «математика» возникло в Древней Греции примерно в V в. до н. э. Происходит оно от слова «матема» – «учение», «знания, полученные через размышления».

Древние греки знали четыре «матемы»:

  • учение о числах (арифметика);
  • теорию музыки (гармонию);
  • учение о фигурах и измерениях (геометрию);
  • астрономию и астрологию.

Я хочу, чтобы вы убедились, что математика - чудесная, не су­хая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

Итак, мы начинаем КВН.

II. Приветствие команд.

Команды приветствуют друг друга, зрителей, жюри.

III. Разминка

(слайд 2)

Чтобы все в КВНе прошло без заминки,
Его мы начнем…
Ну, конечно, с разминки!

Командам по очереди задаются шуточные вопросы:

  • Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается…
  • Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно…
  • Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается…
  • Говорил учитель Ире, что два больше, чем…
  • Меньше в десять раз, чем метр, всем известно…
  • Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно …
  • У меня собачка есть, у нее хвостов аж…
  • У доски ты говори, что концов у палки…
  • Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит…
  • На уроках будешь спать, за ответ получишь…
  • Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -…
  • Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего…

Подведение итога конкурса, слово жюри.

IV. Музыкальный

(слайд 3)

Отгадайте песню, в названии которой используется число (слайд 3).

Подведение итога конкурса, слово жюри.

V. Цифры в пословицах и поговорках

(слайд 4)

В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл.

Каждой команде вручается карточка с пословицами и поговорками, в которых пропущены числа. Ваша задача вставить необходимые данные.

  • … за всех и все за … .
  • … в поле не воин.
  • За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
  • … сапога – пара.
  • … голова – хорошо, а … лучше.
  • Скупой платит …, а лентяй … работает.
  • Бог любит … .
  • Обещанного … года ждут.
  • Знать, как свои … пальцев.
  • … раз отмерь, … раз отрежь.
  • … … не ждут.
  • В … царстве, в … государстве.

Подведение итога конкурса, слово жюри.

VI. Художественный

(слайд 5)

На листах бумаги запишите ответы на следующие вопросы:

  • Сколько охотников изображено на картине Перова“Охотники на привале”?
  • Сколько медведей на картине Шишкина “Утро в сосновом бору”?
  • Сколько персиков на картине Серова “Девочка с персиками”?
  • Сколько бурлаков на картине Репина “Бурлаки на Волге”?    

Давайте проверим ваши ответы (слайд 5).

Подведение итога конкурса, слово жюри.

VII. Геометрический

(слайд 6)

Танграм. Команды получают в конвертах разрезанный на 7 частей квадрат. В Китае такую головоломку называют «чи чао тю», что означает «хитроумный узор из семи частей». Кто быстрей сложит квадрат.

Подведение итога конкурса, слово жюри.

VIII. Конкурс «Семь раз отмерь»

(слайд 7)

Отрежьте (без использования линейки) бумажную полоску длиной 10 см.

Подведение итога конкурса, слово жюри.

IX. Конкурс капитанов

(слайд 8)

Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!

Задания для капитанов:

  1. Разгадать ребусы (слайд 8).
  2. Ответить на вопросы.

Для капитана 5 класса:

  1. Сколько цифр вы знаете? (Десять)
  2. Результат сложения? (Сумма)
  3. Сколько секунд в минуте? (60)
  4. Над чертой дроби – числитель, а под чертой – … (знаменатель)
  5. Сколько сантиметров в метре? (100).
  6. Бывают дроби обыкновенные, а бывают – …. (десятичные)
  7. В каких единицах измеряется площадь? (в квадратных)
  8. Сколько лет в одном веке? (100)
  9. Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
  10. Название третьего месяца летних каникул? (август)

Для капитана 6 класса:

  1. Сколько минут в часе? (60)
  2. Результат вычитания? (Разность)
  3. Наибольшее натуральное число? (нет)
  4. Радиус окружности 6 см. А диаметр? (12)
  5. Как называется часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)
  6. Формула длины окружности. (С=2πr)
  7. Наибольшее двузначное число? (99)
  8. Прибор для построения окружности? (Циркуль)
  9. Сколько граммов в килограмме? (1000)
  10. Процент – это одна сотая или одна десятая часть числа? (сотая)

Для капитана 7 класса:

  1. Сколько часов в сутках? (24)
  2. Прибор для измерения углов? (Транспортир)
  3. Результат умножения? (Произведение)
  4. Наименьшее натуральное число? (1)
  5. Что получится, если скорость умножить на время? (расстояние)
  6. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
  7. Как называется часть прямой, ограниченная с одной стороны? (Луч)
  8. Что легче: 1 кг ваты или 1 кг гвоздей? (одинаково)
  9. Три в кубе? (27)
  10. Прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются? (Параллельные)

Подведение итога конкурса, слово жюри.

X. Конкурс «Домашнее задание».

И у нас последний конкурс «Домашнее задание». Каждой команде необходимо показать сценку (Приложение 2).

Подведение итога конкурса, слово жюри.

XI. Подведение итогов. Награждение команд.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Жюри объявляет результаты КВН. Награждаются команды за победу и участие.

Литература:

  1. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006.