Интегрированное развлечение "Веселая ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Цели:

  • Дать детям представления о музыкальной культуре русского народа. Пробудить интерес детей к народному искусству. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение. Развивать музыкальные способности детей: учить ритмично играть на различных музыкальных инструментах; петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; ритмично, выразительно двигаться под музыку.
  • Закреплять умение составлять узор на силуэте, используя элементы дымковской росписи. Поддерживать интерес к народному творчеству, воспитывать уважение, эстетическое восприятие.
  • Воспитывать бережное отношение друг к другу, мальчиков к девочкам; бережное отношение к собственному голосу, музыкальным инструментам.

Материал: народные костюмы (для всех детей); костюмы персонажей (Хозяйка, Фома, Ерёма, медведь, Коробейник, Самовар); силуэты игрушек 9по количеству детей), фломастеры; 3 маски – «лошадки», дуга с бубенцами; 4 лотка с товаром (с орешками, сельдью, пирожками, тесемками, лентами, заколками и т.п.); кукла Малаша (на самовар), ковш с квасом; ширма, куклы би-ба-бо (Петрушка, купец); деревянные ложки (для матрёшек); детские музыкальные инструменты: бубны, колокольчики, музыкальные молоточки, шарики-шуршики (различной величины, сделаны из погремушек, внутри крупа) 2 металлофона; гири; овощи и фрукты (по 5 шт.), 2 корзины, обруч, обтянутый зеленой тканью; карусель с лентами; короб с расписными игрушками (для Коробейника); мешочки с песком (10-14 шт.); 2 лошадки – палочки, 2 ориентира, 2 обруча; 8 бубнов для цыганок, «золотые» монеты; угощение.

Словарная работа: систематизация слов: ярмарка, гжель, дымковская, городецкая игрушка, активизация слов: бочата, щеголихи, отрада.

Предварительная работа:

  1. Разучивание рус.нар.песни «Поехал наш батюшка на базар», песни-танца «Мы – матрешки», музыка С. Насауленко, оркестра «Едет матушка Весна!», музыка Е.В. Биевой, хоровода «Веселая капель», музыка Т. Морозовой; разучивание стихов.
  2. Чтение художественной литературы.

Ход мероприятия

Занавес закрыт, дети в русских народных костюмах под музыку заходят в зал во 2-ю дверь. Их встречает Хозяйка.

Музыкальный руководитель. (далее М.р.) Здравствуй, хозяюшка! Встречай гостей!

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь, хоть брось.

М.р. Да, мы пришли специально помочь. Правда, ребята? Давайте тогда принимайтесь за работу. Делу – время, а потехе – час!

Звучит музыка, дети садятся за столы, расписывают силуэты игрушек (дымковская роспись).

Хозяйка. Вот и закончили свою роспись народные умельцы!

М.р. Кончил дело – гуляй смело!

Хозяйка. Отправимся мы с вами на ярмарку? Себя показать и на людей посмотреть! Поедем

мы на тройке быстрых лошадей!

Русская народная песня «Поехал наш батюшка на базар» [4] Приложение 1

(Дети садятся на стульчики)

М.р. Вот мы и приехали на многоцветную и шумную ярмарку.

Хозяйка. Народ собирается, наша ярмарка открывается (Открывается занавес.) Пойду и я найду себе место для торговли. (Хозяйка уходит.)

Звучит музыка в зал вбегает Фома.

Фома.

Сюда, сюда, почтенные господа!
Кто к нам поспешает –
Удовольствие получает!
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте товары наши!

Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники», в зал заходят продавцы – зазывалы (дети). У них в руках лотки с товаром.

1 продавец.

Вот орешки! Хорошие орешки!
Вкусные, на меду, давай в шляпу накладу!

2 продавец.

Ай да кукла, ай да Малаша!
Неслыханное чудо, невиданное диво!

3 продавец.

Сами мы рязанские, сельди – астраханские!
Давай покупай! Забирай – выбирай!

4 продавец.

Кому пирожки, горячие пирожки?
С пылу, с жару, гривенник за пару!

5 продавец.

Ай да квас, с медком, с ледком,
И густой, и забористый!

6 продавец.

Иголки не ломки, нитки, тесёмки,
Румяна, помада, кому что надо?
Булавки, иголки, стальные приколки!
За один пучок плати пятачок!

Фома.

Тары-бары-растабары!
Расторгуем все товары

(продавцы-зазывалы проходят по кругу и выходят из зала.)

М.р. А на городской площади идёт представление веселого, неунывающего Петрушки!

На ширме под русскую народную мелодию появляется Петрушка.

Петрушка.

Я Петрушка – веселая игрушка!
Ноги дубовые, кудри шелковые!
Сам хожу, брожу, шевелюсь,
Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята (Петрушка кланяется), здравствуйте! Сколько ребят собралось – умных да смышленых. Сейчас я вам загадки загадаю про товары, что на ярмарку купцы привезли!

Загадки про товары Приложение 2

Фома.

Эй, матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка, подружки!
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей!

Под музыку в зал заходят матрешки (девочки средней группы).

1 матрешка.

Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки!
Трое водят хоровод,
А четвертая поет!

2 матрешка.

Наши руки крендельком,
Щечки – будто яблочки!
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!

3 матрешка.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские!

4 матрешка.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Песня-танец «Мы – матрешки», слова и музыка С. Насауленко [3]

(Девочки-матрешки кланяются и уходят под музыку из зала.)

Петрушка. Все загадки отгадали, уважили Петрушку! А теперь я проверю, как вы знаете русские народные пословицы! Ведь пословица – душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь, и хвала труду, и народная мудрость. Я скажу первые два слова пословицы, а вы назовете её полностью!

  1. Лес рубят… (щепки летят).
  2. Волков бояться… (в лес не ходить).
  3. Шила в мешке… (не утаишь).
  4. Сделал дело… (гуляй смело).
  5. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
  6. Делу время… (потехе час).

Петрушка. Молодцы, ребята!

Под музыку на ширме появляется Купец.

Петрушка. А это кто к нам явился, такой важный и серьезный?

Купец. Я – купец, в торговых делах удалец!

Петрушка. А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец. Торговать!

Петрушка. Воровать?

Купец. Да не воровать, а торговать!

Петрушка. А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.

Купец. Ладно, пировать, так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка. Пять гвоздей? Сейчас принесу!

Купец. Да не гвоздей, а рублей!

Петрушка. Да не гонял я голубей!

Купец. Не смеши, Петрушка, людей.

Петрушка. Просишь меня, побей? С удовольствием! (петрушка берет палку, бьёт купца и приговаривает)

Пей, купец, чай,
Головой не качай,
Над деньгами не трясись,
А с Петрушкою делись!

(Купец убегает.)

Петрушка. Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята! Спойте песню и сыграйте с усердием на музыкальных инструментах.

Оркестр «Едет матушка Весна!», рус. нар. закличка [7]

Во время оркестра Петрушка убегает. В зал под музыку вбегает Ерема.

Фома. Здравствуй, брат Ерёма!

Ерема. Здравствуй, брат Фома!

Фома. Куда путь держишь?

Ерема. На ярмарку иду!

Фома. На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых! А кого ты на ярмарке видел?

Ерёма. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у ней узенькие, а лоб широкий!

Фома. Это ведь медведь был!

Ерёма. Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Фома. Да это же волк.

Ерёма. Всё ты, брат, говоришь не втолк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Фома. Это заяц!

Ерёма. Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелётывает да почирикивает.

Фома. Да это ведь горностай! И байки, брат Ерёма, сказывать-то перестань! Давай лучше силой меряться!

Танец-импровизация с гирями (танцуют Фома и Ерёма).

Фома. Ерёма, а давай проверим, какие мальчишки у нас сильные?

Игра «Кто сильнее?»

(Фома и Ерёма вызывают мальчиков, дают задание: отжаться от пола. Кто больше всех отожмется, тот и победил.)

Ерёма. А на ярмарке много разных товаров продают. Я купил полную корзину овощей и

фруктов. Помогите мне их разобрать!

Игра «Разбери покупки»

(Участвует 2 команды по 5 человек. 1-я команда собирает овощи, 2-я – фрукты.)

Фома (дразнится).

Шёл Ерёма мимо рынка,
Спотыкнулся о корзинку,
Полетел в канаву – бух!
Раздавил пятнадцать мух!

Ерёма.

Засиделись вы, ребята!
Для всеобщего веселья
Побежим на карусели!

Русская народная игра «Карусель». [8]

(Ерема держит палку с прикрепленным к ней крутящимся колесом, к которому прикреплены разноцветные ленты. Во время игры Фома выходит за Медведем.)

Дети садятся на стульчики. Звучит плясовая, в зал входит Фома, ведёт Медведя.

Фома.

Расступись, честной народ!!!
Идёт медведюшка со мной!!!
Много знает он потех,
Будут шутки, будет смех!

Ну-ка, Мишенька, поклонись честным господам да покажи свою науку, чему тебя в школе научили, каким разумом наградили! (Медведь раскланивается.)

Ерёма. А как красны девицы белются, румянятся да в зеркальце смотрятся? (Медведь прихорашивается, смотря на выставленную перед собой лапу.)

Фома. А как стрелец лук натягивает да в яблоко с трехсот аршин попадает? (Медведь берет палку, пытается её согнуть, долго прицеливается, с трудом натягивает воображаемую тетиву и стреляет, да так, что теряет равновесие и падает.)

Ерёма. А как солдаты маршируют? (Медведь с палкой-ружьём вышагивает, косолапя и спотыкаясь каждые три-четыре шага.)

Фома. А как дети малые лазили горох воровать? (Медведь ползает.)

Ерёма. А покажи нам, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет?

Медведь под музыку пляшет.

Вед. Наши ребята, тоже очень любят веселиться и плясать. Правда, ребята? Ты, Мишенька, сядь, отдохни, а наши ребята станцуют для тебя!

Песня-танец (хоровод) «Весёлая капель», музыка Т. Морозовой.

(во время танца Фома и Ерёма незаметно уходят.) Дети садятся на стульчики.

М.р.

Вдоль ярмарки во конец
Шёл с Хозяйкой молодец!
Шли товары продавать,
Себя людям показать!

Под р.н.м. «Коробейники» входит Коробейник с Хозяйкой.

Коробейник.

Всем ребятишкам: девчонкам и мальчишкам –
Свистульки да игрушки,
Веселые частушки!

Хозяйка.

Свищет глиняная птичка,
Козлик, лошадь и синичка…
На боках орнамент ярок,
Вот какой для вас подарок!

Коробейник. Ну-ка, ребятки, отгадайте наши загадки!

Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка).

Хозяйка.

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая …. (гжель).

Коробейник.

Вот игрушки непростые,
Все волшебно-расписные.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не смеем взор

Что же это за волшебные игрушки? (дымковские игрушки)

Хозяйка. Да не перевелись на Руси народные умельцы. Да и наши ребята помогали расписывать свистульки и игрушки к ярмарке.

Коробейник. И не возможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: «Глазам – радость, душе – отрада!»

М.р. Что ж на радости такой мы частушки пропоем!

Частушки Приложение 3

Коробейник. А какая ярмарка без игр и забав?

Игра «Попади в цель».

В игре участвует 2 команды по 5-7 человек. Напротив каждой команды на расстоянии 2м кладут на пол обруч. Каждый участник по очереди бросает мешочек с песком в обруч. Команда, попавшая дольше количество раз в обруч, побеждает.

Хозяйка. А я предлагаю сыграть в другую игру!

Игра «Смелые наездники».

В игре участвует 5 человек. По команде начинают «ехать» на лошадке – на палочке – первые участники. Они объезжают ориентир и передают «лошадку» следующему участнику. Побеждает команда, приехавшая первой.

Коробейник.

Расступайся, народ!
Цыганский табор к нам идет!

Звучит музыка, в зал заходят девочки-цыганки.

Цыганка (к Коробейнику). Позолоти ручку, дорогой, погадаю, всю правду скажу! (коробейник дает пятак.) Богатым будешь, дорогу дальнюю вижу – в отпуск, наверное, поедешь?

Ну, а я пойду плясать,
Народ надо развлекать!

Девочки исполняют «Цыганский танец»

Звучит музыка, входят Фома и Ерёма; ведут Самовар.

Фома.

Ах, какой самовар!
Из него валит пар!
Чай попьём, посидим,
Про самовар поговорим!

Ерёма.

В Суксуне на Урале
Самовар родился,
В веке девятнадцатом –
Он в Туле очутился.
Самовары делали
Медные, стальные,
А для знатных и богатых –
Даже золотые!

Самовар. Здравствуйте, любители чая! Давайте познакомимся! Я – Самовар Самоварыч! Без меня вам никак не обойтись! Я самый желанный гость на ярмарке.

Фома. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

Ерёма. Пей чай, беды не знай!

Фома. С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет!

Ерёма. Чай не пьёшь – где силу берешь?

Самовар. Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает!

Коробейник.

Повеселились очень дружно.
Подкрепиться всем вам нужно!

Хозяйка.

Всем спасибо за вниманье,
Всех друзей на чай зовём!
Угощаем ароматным,
Вкусным чаем с пирогом!

Хозяйка угощает детей пирогом, праздник продолжается в группе – чаепитие.

Литература:

  1. «Народное искусство в воспитании детей», под ред. Т.С.Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 1993.
  3. Журнал «Колокольчик» № 20
  4. Журнал «Музыкальная палитра» №2, 2003.
  5. Журнал «Музыкальная палитра» №4, 2005.
  6. Журнал «Музыкальная палитра» №6, 2006.
  7. Журнал «Музыкальный руководитель» №4, 2004.
  8. Журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2007.