Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Рассмотреть понятие “реального” и “фантастического” в творчестве Н.В.Гоголя (повесть “Ночь перед Рождеством)
  • Учить проводить самостоятельные исследования текста, выяснять значения непонятных слов.
  • Объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана: реальный и фантастический.
  • Прививать любовь к чтению произведения Н.В.Гоголя. Пробудить интерес к истории и культуре украинского народа.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, экран, магнитофон, записи украинских песен, колядок, иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”, рисунки детей, магнитофон, презентация в Power point, видеоклип, музыка из к/ф. “Ночь перед Рождеством”

ХОД УРОКА

I .Учет знаний учащихся. Организационный момент.

1 Проверка домашнего задания.

– Кем созданы повести, собранные в книгу “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

– А под каким псевдонимом они вышли в свет?

Слайд 1.

– В каком году это произошло? Возраст автора? (1831г, в возрасте 22 лет) О чем это говорит?

– Почему Гоголь в своих повестях обращается к жизни и обычаям малороссиян? (Обращение Гоголя к украинской жизни было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. Он сообщает матери, что “… в Петербурге занимает всех всё малороссийское”)

– При подготовке домашнего задания вы должны были найти воспоминания современников Гоголя об этом периоде творчества писателя – выпуске “Вечеров…”. Пожалуйста, прочитайте то, что вы нашли. ( Ботаник Максимович: “Строчки его произведений, словно песни, подслушанные им на вечерах, куда собирались парубки и девушки. Какая сила! Какое одухотворение! Какая радость чтения!)

– Наивысшую оценку сборнику повестей дал величайший поэт России А.С.Пушкин. Гоголь боготворил Пушкина, и мнение поэта было очень важным для начинающего писателя. Послушайте высказывание А.С.Пушкина о сборнике“Вечеров на хуторе близ Диканьки”.

(Видеоклип)

2.Словарная работа. Викторина.

– В своем произведении “Ночь перед Рождеством” Н.В.Гоголь использует “…слова, которые в книжке этой не всякому понятны”. На прошлом уроке мы разобрали значения непонятных слов, но с некоторыми вы должны были поработать дома. Проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать предложения из текста, а вы должны определить значения этих слов.

Слайд 2.

1. “Он знал, что богатый казак Чуб приглашен дьячком на кутью”

/Кутья – каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества./

2. “Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки”

/Паляница – небольшой хлеб несколько плоский./

3. “У тебя новые черевички”

/Черевички – башмаки /

4. “Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки”

/Китайка – сорт хлопчатобумажной ткани /

5. “Железо на окову положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву”.

/Таратайка – повозка /.

– Эти слова связаны с жизнью украинского народа, который простодушно верил вымыслам, верил в существование темных и светлых сил, верил и надеялся, что добро всегда побеждает зло. Гоголь в своем произведении сразу же погружает нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе беленые хаты-мазанки, чтоб очаровались песенным укладом украинской речи, познакомились с бытовыми обычаями украинского народа.

II. Сообщение темы и цели урока.

1.Организация работы.

Ребята, на сегодняшнем уроке я предлагаю вам стать научными сотрудниками, изучающими творчество Гоголя. Наш кабинет – это научная лаборатория, а гости, присутствующие на уроке,– это ученый совет, оценивающий нашу работу. А предметом исследования станет повесть Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”

Мы сегодня продолжаем работать над повестью Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Тема урока: “Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Слайд 3.

Цель урока: …

Слайд 4.

2. Постановка проблемного вопроса

– Посмотрите на тему урока и скажите: “На какой вопрос мы должны с вами ответить?” /Сегодня на уроке мы должны определить, что в повести реально, а что фантастично./

– Как вы думаете, что такое реальность? /Реальность-это то, что действительно существует не в воображении.

Слайд 5

– А что, по-вашему, означает слово “фантастика”? /Это то, что придумано, вымышлено, что-то волшебное, невероятное./

– Вывод. Мы выяснили смысл важных для нас понятий: реальность и фантастика.

– Чтобы сопоставить время и место действия в произведении, давайте перенесемся в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Послушаем описание природы, попробуем услышать звуки, увидеть цвета, почувствовать запахи.

– Чтение отрывка наизусть.

Слайд 6

/Картина зимы, музыка Римского-Корсакова /

III. Работа над повестью.

3. Беседа по вопросам.

– Скажите, где происходит действие повести ? /Действие происходит в Малороссии, на хуторе близ Диканьки./

– Когда, в какое время происходит действие? /В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю./

– Что это за праздник – Рождество? /Христианский праздник, День рождения

Иисуса Христа.

Слайд 7.

– Посмотрите на экран, прочитайте объяснение о происхождении этого праздника. А вот как объясняет Гоголь, что такое “колядовать”, мы прочитаем в тексте.

4. Выразительное чтение отрывка.

(Колядовать у нас называется…)

5. Беседа по вопросам с выводом.

– Что же такое колядки? /

Слайд 8.

А в наше время сохранилась ли традиция колядовать ?/

– Ребята, а какие колядки вы знаете ?

– Мы выяснили, что это праздник Рождество, зачем поют колядки.

– А как вы думаете, почему самые интересные события в повести происходят ночью?

(Все чудеса происходят ночью – в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило).

6. Работа с картинками.

Ребята, давайте вспомним события, описываемые в повести. В этом нам помогут

картинки, отражающие жизнь селян.

Слайд 9

Вывод. Что реально, а что фантастично в повести? /Место и время – реальны или возможны, а события, которые происходят – фантастичны/ – запись в таблице

7. Инсценирование отрывков произведения.

Вспомните, ребята, а все ли герои повести существуют на самом деле? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно с ними встретиться.

Сценка 1.

– Чудная девка! – прошептал вошедший тихо герой (кузнец), – и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

"Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, -– продолжала хорошенькая кокетка, -– как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!"

(Вакула, Оксана: реальные герои)

Сценка 2.

Мороз подрал по коже героя (кузнеца); испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься... Но второй герой (черт), ему на правое ухо, сказал:

– Это я – твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, -– пискнул он ему в левое ухо. -– Оксана будет сегодня же наша, – шепнул он снова на правое ухо.

(Черт: нечистая, фантастическая сила)

Сценка 3

– Пропадать приходится мне, грешному! ничто не помогает на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что ж? – произнес герой (кузнец), видя неизменное молчание, -– как мне быть?

– Когда нужно черта, то и ступай к черту! – отвечал другой герой (Пацюк), не подымая на него глаз и продолжая убирать галушки.

(Пацюк: фантастический герой

– Назовите героев, показанных в отрывках. Кто реальный герой, а кто фантастический?

– Среди кого живут волшебные герои? / Волшебные герои живут среди обыкновенных людей, их не боятся. /

8.Распределительная работа.

Слайд 9.

Перед вами герои повести, определите их отношение к реальному и фантастическому миру. Герои повести.

Оксана, Солоха (“заодно с чертом”), Дьяк, царица Екатерина, Кум, Чуб, Голова, Пацюк(“сродни черту”), Вакула, черт, запорожцы, дивчины и парубки.

9. Работа над эпизодом.

“Ночь перед Рождеством” – одно из самых насыщенных народной поэзией, обычаев произведение Н.В. Гоголя. Вся повесть построена на сложном переплетении человеческих и бесовских взаимоотношений и страстей. Давайте подробнее рассмотрим те события, в которых участвуют фантастические герои. Для этого мы проанализируем самые яркие эпизоды. Перед вами план анализа эпизода.

Слайд 11.

План анализа эпизода.

  1. Что необычно, неожиданно в этом отрывке?
  2. Кто участвует в событии?
  3. Как реагируют обыкновенные герои на волшебство?

Мы создали 4 творческие группы для работы с эпизодами.

Группа 1.

Описание ночи перед Рождеством.

Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом черными смушками, с дьявольски сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил ее, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет.

Группа 2.

Черт ворует месяц.

…можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

Группа 3.

Пацюк ест вареники.

“Посмотрим, – говорил он сам себе, – как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану”.

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

“Вишь, какое диво!” – подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже выказал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила, заметя притом, что один только Пацюк может помочь ему.

Группа 4.

Полет Вагулы в Петербург.

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен.

  1. Описание ночи перед Рождеством Слайд 12
  2. Черт ворует месяц Слайд 13
  3. Пацюк ест вареники Слайд 14
  4. Полет Вакулы в Петербург Слайд 15

– Скажите, пожалуйста, фантастические события, представленные в этих эпизодах, противостоят реальности, или между ними нет границ.

(Фантастическое событие представлено Н.В. Гоголем как обыкновенное. То есть границы между реальным миром и фантастическим размыты. Действительно, язык Рудого Паньки ( рассказчика) прост, понятен и невозмутим. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело.

Вывод.

– Итак, добро, как и положено, победило зло. Однако эти силы существуют не сами по себе, а воплощены в конкретных героях. Именно они – носители добра и зла – вступают в борьбу. – Почему же хорошим людям удалось преодолеть все препятствия ?

– Страшны ли персонажи, олицетворяющие нечистую силу? Почему их смогли победить обычные люди?

(Причина победы – вера, упорство, трудолюбие, ум, любовь. Да и зло в Рождественскую ночь не страшное, а какое-то домашнее. Без такого зла, пожалуй, и скучновато было бы. Оно не страшно, потому что смешно. Когда мы смеемся, нам не страшно.

– Какую роль играет юмор в произведении?

(Юмор помогает передать чудесные события как обыкновенные).

– Откройте последнюю страницу повести.

– Прочитайте, какова дальнейшая судьба Вакулы? /То есть Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал черта в аду.

Вывод. Так что же можно отнести к реальному миру, а что к фантастичному?

10. Тест.

1) Сколько гостей Солоха спрятала в мешках?
А) 3;
Б) 2;
В) 4;
Г) 1.

2) Кто вынес мешки из дома Солохи?
А) чёрт;
Б) кузнец Вакула;
В) дьяк;
Г) они остались в доме.

3) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу?
А) валенки, как у Солохи;
Б) черевички, как у царицы;
В) сапоги, как у козака Чуба;
Г) платье, как у царицы.

4) Что сделал Вакула с горя?
А) утопился;
Б) повесился;
В) отравился;
Г) он решил, что не всё ещё потеряно.

5) С кем Вакула пошёл к царице?
А) с купцами;
Б) со слугами;
В) с запорожцами;
Г) один.

6) Чем окончилось произведение?
А) Вакуле не дали черевичек;
Б) Вакуле дали черевички, но Оксана их не приняла, сказав: “… я и без черевичков”;
В) Вакуле дали черевички, и Оксана их приняла, сказав: “Спасибо, но замуж не выйду!”;
Г) Вакула побоялся просить.

IV. Итог урока.

– Скажите, ребята, почему интерес у читателей к повести “Ночь перед Рождеством” в век глобализации и научно-технического процесса не ослабевает? Почему мы любуемся точностью каждого слова, каждого события?

(Потому что в повести показан народный быт, юмор, национальная культура, близкая и понятная нам. Рождественские традиции сохранены до сих пор).

Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Она приехала с Украины, хочет к вам обратиться. (Обращается на украинском языке)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана, я учусь в шестом классе украинской школы. Я родилась на Родине великих людей, таких как Тарас Григорьевич Шевченко, Н.В.Гоголь, Иван Франко. Мой родной язык – он полон жизни и очарования. Корни его переплетены с русским. Поэтому мы с вами братья и сестры. Давайте любить наши языки, наши традиции, наши верования. Пусть наша дружба никогда не закончится. Приближается всеми любимый нами праздник Рождества, и я привезла национальный рецепт приготовления рождественской кутьи. Я дарю его вам с добрым сердцем. Добро пожаловать на Украину!

– Ребята, вы услышали красоту и напевность украинской речи. Неслучайно “Вечера на хуторе близ Диканьки”, куда вошла повесть. “Ночь перед Рождеством”, были встречены восторженной публикой.

V. Д/З.

Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду.

А теперь обратимся к ученому совету. Уважаемые гости, скажите, была ли работа младших научных сотрудников сегодня плодотворной?

Презентация