Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся и качественной подготовки к ЕГЭ

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (291 кБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (120 кБ)


Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Мой педагогический опыт позволил сделать вывод о целесообразности применения проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ для развития творческих способностей, качественной подготовки к сдаче ЕГЭ.

Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию и планированию, представлению результатов, презентации в различных формах, поиску и отбору актуальной информации, практическому применению школьных знаний, выбору, освоению и использованию подходящей технологии, проведению исследования. Для обучающегося учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально, в паре или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эффективность проекта повышается с использованием информационных технологий.

У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых осязаемый результат творческой деятельности учащихся.

Проект формирует и развивает такие умения учащихся, как формулирование цели предстоящей работы, умение анализировать, выбирать виды практической деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Все это, безусловно, развивает творческие способности личности ребенка. Но главное, что отличает проект – это то, что в ходе его реализации нет "отдыхающих", "проигравших". Изначально условия задаются так, что каждый ученик переживает ситуацию успеха, каждый становится активным участником общего дела. Преимущества проектной деятельности учащихся неоспоримы, т.к.она позволяет:

  • сформировать ключевые компетентности,
  • повысить уверенность ребенка в своих способностях,
  • развивать критическое мышление, оценочные умения, коммуникабельность, сотрудничество,
  • организовать исследовательскую деятельность,
  • качественно подготовиться к ЕГЭ.

Именно поэтому в течение пяти последних лет работы на своих уроках я внедряю проектную деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В основе технологии проектного обучения – идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат (опыт деятельности) становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Познакомившись с проектной методикой, учащиеся сформулировали для себя требования к проекту, которые назвали “Правила шести "П". Шесть “П” -это проблема-проектирование-поиск информации– продукт– презентация– портфолио.

  • 1П – наличие социально значимой проблемы (исследовательской, информационной, практической),
  • 2П – планирование действий по разрешению проблемы (проектирование проекта, определение вида продукта и формы презентации),
  • 3П – исследовательская деятельность учащихся, поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы,
  • 4П – продукт-это результат работы над проектом, выход проекта, это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы,
  • 5П – представление(презентация) подготовленного продукта,
  • 6П – портфолио– это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта: черновики, планы, отчеты и др.

Используя проектную технологию, учитываю возрастные особенности учащихся и их учебные возможности, т.е. дифференцированно подхожу к выбору проекта в основной и старшей школе. По доминирующей деятельности учащихся в основной школе это чаще всего творческие или ролевые проекты, а в старшей– исследовательские, информационные или практико-ориентированные. По продолжительности в основной школе – минипроекты или краткосрочные, а в старшей– годичные. По количеству участников в основной школе-групповые, в старшей– парные или персональные. По форме продукта –газета, словарь, инсценировка, мультимедийный продукт в основной школе; буклет, журнал, памятка, страницы электронного учебника в старшей школе.

Использование технология проектного обучения на уроках облегчает внеурочную работу над годичными проектами. Такими проектами стала работа "Как мы говорим...Наблюдения за детской речью", которую учащиеся защитили на школьной научно-практической конференции. В качестве годичного проекта стала презентация работы "Диалектизмы – наши друзья или враги?" Результатом работы стало выступление на школьной и городской научно-практических конференциях по теме "Родная речь родного края (наблюдения за диалектными словами жителей микрорайона школы №67)" (см. Презентация 1).

В 7 классе годичным проектом стала работа по теме "Ассоциативный эксперимент как способ изучения речи подростков", в результате которой был составлен словарь подростков школы №67. Авторы проекта стали победителями городской и региональной научно-практической конференций учащихся.

При выполнении подобных проектов учащиеся реализуют свои творческие способности: одни собирают материал, общаясь с респондентами, другие обрабатывают материал, описывают его, третьи подбирают иллюстративный материал, четвертые сами делают рисунки к собранному материалу, пятые представляют работу и т.д.

Ценность этих и подобных проектов заключается еще и в том, что они становятся “помощниками” учителя в его работе, своеобразным дидактическим материалом к урокам (см Презентация 2).

Все проекты, выполняемые учащимися в течение года, используются выпускниками при подготовке к ЕГЭ. Такие проекты позволяют систематизировать теоретический материал по определенным темам курса русского языка и подобрать соответствующие тестовые задания из КИМов ЕГЭ прошлых лет (см Презентация 3).

На уроках русского языка в 6 классе появились первые буклеты, презентации частей речи, где обязательной составляющей было творческое задание (ребус, загадка, кроссворд) для своих одноклассников.

Постоянными стали индивидуальные, групповые мини-проекты и краткосрочные проекты как на уроках-зачетах обобщения и систематизации знаний, так и на уроках формирования новых знаний, когда учащиеся в форме проекта представляют блочное восприятие материала.

Моя деятельность как учителя в условиях модернизации системы образования и внедрения метода проектов в нашем частном случае включает следующие позиции:

  • определение темы, целей проектной деятельности на уроке, выработка критериев оценивания проекта,
  • отбор средств обучения, содержания образования в соответствии с целями образования,
  • анализ и выбор учебных предметных программ и корректировка тематического планирования,
  • пересмотр форм организации учебного процесса и перевод их в личностно-ориентированную плоскость,
  • определение роли и места при изучении темы компонента целеполагания и рефлексии,
  • организация труда учителя по планированию проектной деятельности на уроке,
  • осуществление педагогической диагностики с целью выявления эффективности,
  • корректировка и составление перспективной программы по развитию умений проектирования.

Технология, применяемая мною при организации проектной деятельности уч-ся на уроках русского языка и литературы, разработана на основе рекомендаций Е.С. Полат и заключается в следующем:

  1. Установочное занятие, на котором ставятся цели, задачи проектных работ, определяется основной замысел, дается примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
  2. Рекомендации будущим авторам по выбору темы, формулирование требований к проекту, сроки его выполнения, графики консультаций.
  3. Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов.
  4. Формирование проектных групп. На этом этапе используется анкета, в которой учащиеся отвечают на такие вопросы:
  • На уроке тебе нравится работать

*индивидуально,
*в паре,
*в группе?

  • Новые сведения ты предпочитаешь

*получать от учителя,
*находить самостоятельно в разных источниках,
*слышать из уст твоих одноклассников?

  • Нравится ли тебе выполнять проект по какой-либо учебной теме? Почему?
  • Какую форму проекта ты бы выбрал? Почему?
  1. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
  2. Поисковый этап.
  3. Промежуточные отчеты учащихся.
  4. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  5. Оформление результатов.
  6. Подготовка к публичной защите проектов.
  7. Формирование групп рецензентов, оппонентов (привлекаются старшеклассники, учащиеся другого класса параллели, а также те учащиеся класса, которые по каким-либо причинам не участвовали в конкретном проекте).
  8. Публичная защита проектов (презентация).
  9. Подведение итогов. Анализ выполненной работы.
  10. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Моя педагогическая практика показывает, что данный подход обладает большим положительным потенциалом, а его недостатки под силу преодолеть увлеченному своим делом, целеустремленному педагогу.