Географическая номенклатура на уроках географии

Разделы: География


Важной частью содержания заданий по географии является знание географической номенклатуры. На первом этапе знакомства с новым географическим понятием учащийся должен услышать его четкое и правильное произнесение и увидеть четкое и правильное написание на географической карте, на доске или в учебнике, и, наконец, написать его.

Учащимся необходимо дать возможность произнести название, а в случаях введения новых и трудных географических названий (в курсе географии материков и океанов они встречаются в изобилии) не следует избегать их хорового проговаривания. Название объекта конкретизируется в образе объекта на карте. Для быстрого нахождения географического объекта на карте используются сигнальные значки красного цвета. С их помощью учащиеся, сидящие за партами, быстрее зрительно запоминают местонахождение объекта на карте. Затем учащийся должен увидеть объект в его ближайшем окружении. Для этого нужно провести краткое местоположение объекта по отношению к другим объектам, сопровождая снова показом объекта на карте. Показывая объект, учащийся должен уметь элементарно объяснять, где он находится.

Таким образом, мобилизуется и зрительная, слуховая и мускульная память учащихся, возникает ряд ассоциаций, на основе которых и формируется знание географической номенклатуры.

Проводить работу по знанию номенклатуры можно по трем вариантам:

а) Индивидуальная работа.

Нахождение объектов по фрагменту или целой контурной карте. Географические объекты обозначены цифрами. Нужно указать какой цифре соответствует объект (см. Приложение №1).

Пример:

  • Карское море.
  • оз. Чаны.
  • п-ов Ямал.
  • Гыданский п-ов.
  • Васюганская равнина.
  • Ишимская равнина.
  • р. Обь.
  • р. Иртыш.
  • р.Енисей.
  • Обская губа.
  • г. Сургут.
  • г. Уренгой.
  • пролив Карские ворота.
  • г. Томск.
  • г. Тюмень.
  • Сибирские Увалы.
  • Гора Народная.

б) Работа на парах.

Эта работа предусматривает проверку номенклатуры на 5 минут. Учащиеся загадывают друг другу названия объектов на географической карте.

Например: Первый ученик: “Покажи Красное море”.

Второй ученик: “Покажи Эфиопское нагорье”.

в) Работа по карте у доски.

I вариант

Желающий ученик совершит путешествие или “плавание” по карте (по заданному маршруту, меридиану, параллели, вдоль береговой линии материка и т.д.) выходит к доске. Путешествуя, он должен перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования. Класс с особым вниманием следит за ответом, так как нужно оценить ответ одноклассника и существенные дополнения также оцениваются.

II вариант

У карты работают два ученика. Один называет объекты, другой закрепляет сигнальные кружки красного цвета на местонахождении объекта. Сидящие за партами учащиеся очень хорошо видят правильность показа объекта на карте и соответственно оценивают ответ (см. Приложение № 2).

Пример.

Закрепление сигнальных кружков красного цвета на местоположении объектов.

Объекты:

  • оз. Маракайбо.
  • Гвианское плоскогорье.
  • о. Огненная Земля.
  • Карибское море.
  • мыс Париньяс.
  • залив Ла-Плата.
  • Бразильское плоскогорье.
  • мыс Кабу-Бранку.
  • оз. Титикака.
  • Малые Антильские острова.
  • устье реки Амазонки.
  • г. Аконкагуа.
  • пролив Дрейка.
  • Фолклендские (Мальвинские о-ва).
  • Магелланов пролив.

III вариант

К доске выходит один ученик, уверенный в своих знаниях, а можно вызвать учащегося. На доске демонстрационная карта, на столе лежат заготовленные сигнальные кружки. Проводится организационный момент. Учитель проверяет знания учащегося, стоящего у доски. Работа ведется в быстром темпе, но с учетом закрепления сигнальных значков красного цвета на демонстрационной карте.

В ходе проверки географической номенклатуры учащийся неправильно показал ряд географических объектов или не смог их показать. Тогда учащиеся, сидящие за партами, которые внимательно следили за правильностью закрепления сигнальных значков на объектах, исправляют допущенные ошибки отвечавшего одноклассника сигнальными кружками синего цвета (см. Приложение №3).

Данный вид работы проводится как при малом количестве объектов, так и при большом количестве географических объектов.

Пример.

Закрепление сигнальных кружков красного цвета на местоположении объектов.

Африка:

  • Гибралтарский пролив.
  • Гвинейский пролив.
  • Суэцкий канал.
  • мыс Игольный.
  • Красное море.
  • мыс Альмади.
  • Средиземное море.
  • Баб-эль-Мандебский пролив.
  • о. Мадагаскар.
  • мыс Бен-Секка.
  • Коморские острова.
  • Канарские острова.
  • мыс Рас-Хафун.
  • Эфиопское нагорье.
  • Драконовые горы.
  • нагорье Ахаггар.
  • оз. Виктория.
  • оз. Чад.