Урок литературного чтения "Учимся читать: читаем быстро". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: повторить и обобщить знания детей, полученные при изучении данного раздела.

Задачи:

1. Образовательные: повторить и обобщить знания детей, полученные при изучении данного раздела.

2. Развивающие: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к литературе.

Оборудование: карта путешествия; текст для диагностики скорости чтения у каждого ученика; учебник “Литературное чтение. Любимые страницы”, 2 кл.

Ход урока

1. Организация детей на занятие.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!

И я хочу вам пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

2. Речевая разминка.

Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.

3. Постановка целей урока.

- Сегодня мы совершим с вами путешествие по разделу “Читаем быстро”. Транспорт для путешествия надо выбрать быстрый. Отгадайте, на чем мы будем путешествовать?

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.
Только выпустит хвост – понесется до звезд.

- Наша задача: облететь планету скороговорок, планету словотворчества, планету добрых поступков. (Показ карты космического путешествия, с нанесенными планетами)

- Ребята, сколько планет в нашей Солнечной системе?

- Какая наша планета от солнца?

4. Повторение и обобщение.

- Путешествовать вместе с вами будут герои произведений на школьную тему.

- Назовите, с какими произведениями на школьную тему вы познакомились в этом разделе? (В. Голявкин “Как я под партой сидел?”, “Про то, для кого Вовка учится”)

- Скажите, для кого учился Вовка? Прочитайте ответ на этот вопрос.

- Для кого и для чего учишься ты?

- Мы учимся и для того, чтобы можно было управлять ракетой, выполнять научную работу на орбите, чтобы выходить в открытый космос.

- Еще, чтобы отправиться в путешествие, вы нарисовали рисунки по произведениям этого раздела. Вы хорошо подготовились к полету.

- Отправляемся в путешествие. Первая остановка. Это планета скороговорок.

- Зачем нужны скороговорки? (Скороговорки помогают научиться говорить отчетливо, разборчиво, внятно)

- Какой темп у скороговорки? (Быстрый)

- Какие бывают скороговорки? (Авторские и народные)

- Чем народные скороговорки отличаются от авторских? (Народную легче запомнить, сюжет литературной скороговорки сложнее)

- Назовите поэтов, которые пишут скороговорки. (Елена Благинина, Игорь Мазнин, Марина Бородицкая)

- Какие скороговорки вы запомнили?

- Продолжаем наше путешествие. Впереди планета словотворчества. На ваших столах на почетном месте находится “Толковый словарь русского языка”. А на планете словотворчества – “Бестолковый словарь словотворческого языка”.

- Вспомните, какое значение на этой планете приобрело слово “болельщик”?

- Откройте учебник, прочитайте стихотворение Э. Мошковской “Болельщик”

- Какое значение у слова “болельщик” на планете Земля? (Работа со словарем)

Болельщик – любитель наблюдать спортивные состязания, а так же, болеющий за кого-то. Будучи чьим-нибудь сторонником, поклонником, остро переживающим его успехи и неудачи. (Читает ученик)

- Послушайте другое стихотворение Э.Мошковской. “Прогульщик”. (Читают ученики)

Шел Прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел.
Захотел Прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик –
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно…
И обиделся Прогульщик!
И Прогульщик не смолчал!
И прогульщикам Прогульщик:
“Вы – прогульщики!” - кричал.

- На какой планете живет Прогульщик?

- Кто такой прогульщик? (Работа со словарем)

Прогульщик – человек, который прогуливает, не является на работу по неуважительной причине. (Читает ученик)

- Мы отправим Прогульщика на нашу планету, чтобы он исправился и стал честно выполнять свои обязанности.

- Чтобы продолжить наше путешествие, нужно сделать физкультминутку для космонавтов. Мы знаем, что космонавты сильные, здоровые, крепкие, выносливые. Чтобы вы выросли такими людьми, мы с вами делаем зарядку, проводим физкультминутки на уроках, тренируем ваши глазки. Многие из вас посещают спортивные секции и активно занимаются спортом. Мы стараемся вести здоровый образ жизни.

Физкультминутка

- Мы приземляемся на планету добрых дел.

- В каких произведениях герои совершают добрые поступки? (В.Осеева “просто старушка”, дагестанская сказка “Храбрый мальчик”)

- Расскажите, какой добрый поступок совершил главный герой в сказке “Храбрый мальчик”.

- Прочитаем по ролям рассказ В.Осеевой “Просто старушка”. (Распределение ролей)

- Как вы думаете, какое качество человеческой души помогает нам совершать добрые поступки?

- Что такое доброта? Попробуйте объяснить.

- По словам В.Гюго “Во внутреннем мире человека доброта – это солнце”.

И в каждом из нас есть маленькое солнце. Чтобы это маленькое солнышко всегда светило, становилось больше нужно быть доброжелательным к людям, думать не только о себе, но и о других, проявлять милосердие к окружающим. Помогайте, если можете помочь. Не будьте равнодушными! Помните: жизнь дана на добрые дела! (Рассказывает ученик)

Как бы жизнь не летела – дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело – тем живем на земле.

Наше путешествие подходит к концу. У вас всего одна минута, чтобы вернуться на Землю.

(Диагностика скорости чтения)

- У вас на партах распечатки текста. Вам надо постараться прочитать как можно больше за одну минуту. Читать нужно так быстро, как можете. При этом старайтесь все понять. (Взаимопроверка)

- Кому сколько слов понадобилось, чтобы добраться до Земли?

- О чем был текст?

5. Подведение итогов.

- Закончилось наше путешествие. Какие произведения вам особенно понравились и вы хотели бы перечитать еще раз?

- В каких жанрах написаны эти произведения?

- Посмотрите на выставку книг. Эти книги нам еще предстоит прочесть. (Краткий обзор выставки)

- На ваших партах красные и желтые магниты. Подумайте, на какой планете вам больше всего понравилось, где у вас все получилось. На эту планету и пошлите (прикрепите) свой лучик солнца.

- Если у вас что-то не получилось, возникли какие-либо проблемы, значит, на этой планете поселится маленький красный цветочек. (На перемене побеседовать с теми учениками, у которых возникли проблемы, выяснить причину, оказать ребенку помощь)