Авторская разработка нестандартного урока по математике во 2-м классе "Использование полученной информации…"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель:

  • умение обрабатывать полученную информацию и использовать данные для получения новых данных, решать задачи стандартным и нестандартным способом;
  • развитие памяти, внимания, словарного запаса, логического мышления;
  • совершенствование вычислительных навыков.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • таблицы для устного счёта,
  • листы разного цвета (белого, розового, жёлтого и зелёного цвета) с опорными текстами и схемами.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Устный счёт

а) Считай по направлению стрелки (развитие внимания и памяти, счёт в пределах 10, 20 без перехода и с переходом через десяток, счёт в пределах 100).

б) Зачеркни в таблице верный ответ (дифференцированное задание: для слабых учеников в таблице отсутствует нижняя строка чисел, внимание более концентрированное, меньше времени на поиск ответа).

  • Найди разность 10 и 6;
  • найди сумму 5 и 3;
  • 20 уменьшить на 20;
  • 4 увеличить на 4;
  • к числу прибавил столько же и получили 10, назови число;
  • на сколько 12 больше 3?
  • на сколько 19 меньше 20?
  • найди второе слагаемое, если первое 8,а сумма равна 11;
  • найди вычитаемое, если уменьшаемое 75, а разность равна 70.

(Проверка: дети меняются листочками, сверяются с таблицей на доске, оценивают работу товарища.)

3. Объявление темы и цели урока

У нас сегодня необычный урок, потому что у нас нет тетрадей, черновиков, учебников. Чем же мы займёмся? Мы будем учиться обрабатывать информацию, использовать её для решения задач новыми нестандартными способами.

4. Знакомство и обработка информации

а) Прочитайте текст. Он у каждого из вас на отдельном листке. (Приложение 1)

- О чём здесь идёт речь?

- Что вы узнали о фонариках?

- Чем является число 6? Выделите его. Какие данные ещё есть в тексте?

- Чем является выражение « на 2 фонарика больше»? указание на что? Подчеркните его, поставьте стрелку.

- Чем является выражение «на 4 фонарика меньше»? указание на что? Подчеркните его, поставьте стрелку.

- О чём ещё узнали? Как можно обозначить неизвестное число? Поставьте Х над словом «остальные».

- Какой знак можем поставить над словом «столько же»?

б) Анализ данных текста, составление задач.

- Можно ли этот текст назвать задачей?

- Что нужно сделать, чтобы текст стал задачей? Сколько вопросов можно поставить к этому тексту? К концу урока мы ответим на этот вопрос более точно. Работать начнём возле номера 1 на большом листе.

- А сейчас полученную информацию будем учиться обрабатывать по порядку. Начнём с первого указания. Какой вопрос можно поставить? Запишите решение к этому вопросу.

(Учащиеся записывают решение на листках с текстом после каждого разбора; аналогично ко второму указанию запись под номером 2.)

- Запишите полученные данные возле букв. Что поставим рядом с буквой А? Что можно составить, имея последнее указание со словом «столько же»?

 - В это равенство подставьте числовые данные. Что теперь получилось? (уравнение). Запишите его возле номера 3.

- Это составное уравнение. Решать его нужно с упрощения. Что можно сделать с правой частью? Перепишите левую часть и посчитайте в правой. Теперь решайте как простое уравнение. Запишите данные Артемона.

 - У нас есть четыре конкретных числа. Что можно с этими числами сделать? (Сложить, найти целое). Какой вопрос поставите? Запишите решение возле номера 4.

5. Физминутка (релаксация)

- Из какого произведения наши герои?

- Кто автор?

- Кто нашел полено, из которого сделали Буратино?

- Что больше всего на свете любил Буратино?

- Какое лекарство дала Мальвина Буратино?

- Кто дал Буратино золотой ключик?

6. Изучение нового материала

а) Использование полученной информации (конкретных чисел) для составления новых задач. Умение решать задачи при помощи таблиц, графиков, отношений.

 - Что, кроме сложения, можно делать с конкретными числами? (Сравнивать и вычитать.)

- Если вы вычитаете из одного конкретного числа другое конкретное число, какой вопрос при этом можно поставить? (На сколько одно число больше или меньше другого.)

 - Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего вычесть меньшее.)

- Сколько таких разностей можно составить с нашими числами и какие вопросы можно при этом задать? (Дети составляют разные варианты вопросов. После беседы учитель предлагает таблицу – схему упорядоченных вопросов).

- Чтобы обработать как можно больше информации, нужно уметь её упорядочить, например от простого к сложному. Обратите внимание: в таблице первый вопрос решается в одно действие, последний - в шесть)

б) Составление таблиц для упорядоченности разностей.

- Мы составим выражения по первым двум и пятому вопросам, используя приём составления пар по горизонтали и вертикали. Для этого возьмите карточку розового цвета. (Приложение 2)

- Выпишем для начала данные всех героев из первой карточки и ответим на вопрос из чего что можно вычесть?

- Теперь расположим столбиком и в строчку данные от большего к меньшему. Первая строчка – все герои, вторая строчка – без первого элемента, третья – без второго и т.д.

- Разности составляются от самого большого числа при помощи отношений, показанных стрелками. Запишите эти разности и проверьте:

- Этим же отношением можем воспользоваться, когда составляем пары. Просто минус замените на плюс. А можно составить пары при помощи вершин геометрических фигур. Вершин в фигуре должно быть столько, сколько конкретных чисел. (Если 4 числа, значит четыре вершины – это четырёхугольник). От каждой вершины (буквы) устанавливаем отношения в виде стрелки, не возвращаясь обратно. Это будем делать на листе жёлтого цвета (Приложение 3).

- От каждой вершины поставьте стрелки, выпишите пары. Проверьте:

- Как будете рассуждать, составляя разность пары и числа?

(Вычитаем тех героев, которых нет в парах. Например: из МП можно вычесть Б или А.)

- Такие выражения вы попробуете составить дома. Это будет ваше домашнее задание. Сколько выражений должно получиться? (12)

- Воспользуемся этими данными, чтобы составить выражения к вопросу №5. Работаем на листах зелёного цвета (Приложение 4). Начнём с построения пирамиды. На вершине – самое большое число. Вниз – по мере убывания. Обозначаем стрелками какие пары из каких можем вычитать. Сколько задач можно составить? Проверьте.

7. Итог урока

- Смогли ли мы ответить на вопрос, который я задала вам вначале урока о количестве задач к данному тексту? Почему?

- Чему нам предстоит учиться? (Быть внимательными, уметь работать с любой информацией, чтобы видеть все данные и использовать их)

- Что нового узнали и чему научились? (Решать задачи с помощью таблиц, соотношений, пирамид, классифицировать данные, использовать при решении буквы или любые символы)

8. Домашнее задание

Составить задачи по таблице «Сколько пар», дополнительно для сильных учащихся разработать приём вычитания на случай «МПА – Б» (из трёх вычесть одного).