Урок по окружающему миру "Эпоха Ивана III". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Формирование у учащихся целостного представления об эпохе Ивана III .
  • Обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению, проследить процесс объединения русских земель вокруг Москвы, роль Ивана III, его место в истории России.
  • Развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способность к анализу.

Оборудование: Карта «Образование русского централизованного государства в презентации. Раздаточный материал (свободные таблицы, тест, карточки).

Ход урока

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания (фронтальная проверка)

- Кто бросил вызов Орде?

- В чем выражался этот вызов?

- Что происходило в орде в ту пору?

- Кто победил в этой борьбе?

- Когда стало известно, что мамай идет с войском на Русь?

- С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли?

- Кто благословил князя Дмитрия на борьбу с врагом?

- На какой реке встретились войска?

- Когда произошло сражение?

- Как называлось поле?

- Как стали звать Дмитрия Ивановича после этой битвы?

III. Изучение нового материала

1. Сообщение целей и задач урока.

(На доске:)

ПЛАН

  1. Личность Ивана III.
  2. Семья.
  3. Объединение русских земель.
  4. Свержение монголо-татарского ига.
  5. Дипломатия Ивана Васильевича.
  6. Установление новых порядков в государстве.
  7. Итоги правления Ивана III.
  • Какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана III.
  • Что ставится Ивану Васильевичу в заслугу, как государственного деятеля.

Слово учителя. Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войск Мамая?

(Нет враг был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани).

Учитель: Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось, усилилось, присоединив к себе большинство Русских земель.

2. Чтение 1 абзаца статьи.

Слово ученице (на доске слайд Иван III) краткое сообщение об Иване III.

3. Объединение русских земель.

Чтение 2 абзаца статьи.

Постановка проблемы.

Учитель: В ХIV–VI веках сложились окончательные предпосылки образования единого государства на Руси, но ряд вопросов стояли наиболее остро от решения которых зависело дальнейшее развитие государства.

- Какие это вопросы?
(Нужно было завершить процесс объединения и избавить страну от монголо-татарского ига).

Учитель: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен.

(Слайд. Карта территории Руси: Ярославль, Тверь, Новгород, Ростов).

Учитель: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? (Ответ аргументируйте).

(Присоединение Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью Твери, т.к. была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.)

Учитель кратко сообщает об истории присоединения Новгорода и Твери.

Дополнительный материал

После присоединения Твери Иван III стал называть себя «Божьей милостью государь Всея и Руси и великого князя иных земель.

  • Ввел единый судебник (66 статей)
  • Усилил центральную власть
  • Ограничил права крестьян
  • Стремление государства подчинить церковь

Свержение монголо-татарского ига.

Учитель: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения.

(К свержению монголо-татарского ига.)

Учитель: Предпринимались ли раньше такие попытки, чем они завершились?

(1380 год – Куликовская битва – после чего русское княжество прекратило выплату дани Золотой Орде).

Чтение III абзаца, IV абзаца

(Отступили сыновья русские от берега, тогда татары страхом одержимые, побежали, решив, что если берег отдает им Русь, то значит хочет с ними биться записал летописец «Так ушли татары с Русской земли. Этот день 11 ноября 1480 год – принято считать дным освобождения Руси от монголо-татарского ига.)

Работа в четверках (сопостовление вопроса с ответом)

- Когда и где произошла встреча противников? (На реке Угра 1480 году.)

- Почему монголо-татары отступили? (Не было запасов, гибли лошади, и не было сил, желаний).

- Почему это событие назвали не битвой, а стоянием? (Стояли друг против друга и не решались вступить в бой).

- Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре? (Свержение монголо-татарского ига).

6. Установление новых порядков в государстве.

Сообщение подготовленное учеником.

Жена Ивана III умерла и великий князь женился на племяннице императора Византии. После этого князь объявил Москву приемницей Византии, центром православной веры. Иван III сделал гербом своего государства-византийский герб, а себе взял титул – Государь всея Руси. (слайд-герб)

7. Итоги правления Ивана III

Составление итоговой таблицы (на доске таблица, у учащегося карточки, надо сопоставить).

Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV – XV вв.

  • Экономические
  • Политические
  • Внешнеполитические
  • Религиозные

Вывод делают учащиеся

  • При Иване III практически завершился процесс собирания русских земель вокруг Москвы.
  • Произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига.
  • Укрепился международный авторитет, расширелись дипломатические и торговые связи. Появилось новое независимое государство Россия.
  • Увеличилась единоличная власть. Страна сделала независимый скачок в сваем развитии. Поэтому народ дал Ивану III прозвище великий.

Путешествие в древнюю Москву - главное завоевание Ивана III.

- Что вы знаете о Москве? Краткое сообщение учителем.

«Кто в Москве не бывал, красоты не видал»

Сообщения учащихся (5 человек) сопровождаются слайдами.

Москва сверху, Соборная площадь, Успенский собор, Царь Колокол, Царь-пушка, современная Москва.

IV. Итог урока

  • Я узнал …
  • Я понял …
  • Я увидел …

V. Д.з. Царь Иван Васильевич по прозвищу Грозный.