Тематические игры и упражнения с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Подборка адресована педагогам дошкольников, учителям начальной школы, родителям детей от 2 до 9 лет.

Фрагмент работы: Тема «Овощи».

Цель: познакомить с овощами. Уточнить их названия, внешние признаки (цвет, форма, вкус).

Задания родителям: подобрать и наклеить вместе с детьми картинки овощей: лук, морковь, свекла, картофель, редиска, помидор.

Развитие речи:

  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек»:
  • беседа по вопросам: как мы убираем овощи? (морковь – выдергиваем; картофель – выкапываем: капусту срезаем и т.д.)
  • магазин «Соки» (из моркови – морковный; из тыквы – тыквенный; из огурцов – огуречный; из лука – луковый; из овощей – овощной).
  • Дид. Игра «Что из чего приготовлено?» (из помидор – томатный сок; из картофеля – картофельный пирог; из огурцов – огуречный салат; из свеклы – свекольная икра и т.д.)

Проговаривание с движением

  • В огороде, на дорожках – сделать перед собой круг руками; руки согнуть в локтях, пальцы вверх ладони смотрят друг на друга, разгибая руки в локтях –вперед;
    Растут палочки – поднимать руки вверх, перебирая пальцами в воздухе; руки перед собой согнуты в локтях, кончики пальцев вверх, руки не напряжены
    С горошком –указательный и большой палец делают кружочки.
    А на грядках – горизонтально провести рукой движение слева направо
    Низко – руки по бокам туловища, ровные ладошки обращены к полу, движения сверху вниз
    Низко – то же движение еще ниже
    Под листом – округлую руку ладошкой вниз поднять над головой;
    Растет – поднять руки вверх, перебирая пальцами в воздухе
    Редиска – кисти рук опустить вниз, большой палец соединить с 4-мя другими на каждой руке.

  • В огороде – руки от себя, указать вниз
    За забором – руки вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением в «струнку»
    Поспевают – руки в боки, грудь и живот вперед, «напыжиться»
    Помидоры – концы пальцев обеих рук соединить, образовать «шарик».
    Держатся – сжать кулаки,
    За колышки – согнуть руки в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты;
    Греются – поднять лицо вверх, под солнце
    На солнышке – руки вверх.

Игра хороводная «Вот такие кочаны»

  1. Как на грядке 100 одежек
    появились без застежек.
    Вот такие кочаны,
    вот такой величины!

  2. Было пусто, стало – густо,
    поднялась моя капуста!
    Что ж вы, дяди, что ж вы, тети,
    за капустой не идете?

Огородная хороводная

  • Есть у нас огород,
    там своя морковь растет
    Ты, морковь, сюда спеши,
    ты немного попляши,
    А потом не зевай
    и в корзинку полезай!

  • Есть у нас огород,
    там зеленый лук растет.
    Ты, лучок, сюда спеши.
    Ты немного попляши
    А потом не зевай
    и в корзинку полезай!

  • Есть у нас огород,
    и капуста там растет.
    Ты, капуста, к нам спеши.
    Ты немного попляши.
    А потом не зевай
    и в корзинку полезай!

  • Есть у нас грузовик,
    он не мал, не велик,
    Вот такой ширины,
    вот такой вышины!
    Ты, шофер, сюда спеши.
    Ты немного попляши
    А потом не зевай,
    увози наш урожай!

Песня-хоровод: «Мы ребята – молодцы!»

  1. Мы ребята – молодцы.
    Собираем огурцы
    и фасоль, и горох,
    урожай у нас неплох!

  2. Ты пузатый кабачок
    отлежал себе бочок,
    Не ленись, не зевай,
    а в корзинку полезай!

  3. Едем, едем мы домой
    на машине грузовой
    Ворота отворяй,
    едет с поля урожай!

  4. Мы корзиночки несем,
    хором песенку поем
    Урожай собирай
    и на зиму запасай.

Небылицы

  1. Квадратный спелый помидор
    забрался на забор.
    И увидел, как на грядке
    овощи играли в прятки.

  2. Длинный круглый огурец
    под листочек свой залез,
    А зеленая морковка
    в борозду скатилась ловко!

  3. Ну а сладкая редиска
    Наклонилась низко-низко,
    Только Машенька пришла –
    Сразу их нашла.

Удивительный огород

Показал садовод нам такой огород, где на грядках, заселенных густо, огурбузы росли, помидыни росли, редисвекла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел и моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков, да мохнатых стручков испугался бы каждый садовник.

Обучение рассказыванию.

Однажды Вова получили от мамы подарок. Он был оранжевого цвета, бока гладкие, он был твердый, сладкий, вкусный, один конец широкий, а другой острый. Вова сказал, что предмет можно сорвать с грядки. Что мама подарила Вове? (морковку).

– Почему Вова так рассказал про морковку?

– он посмотрел, потрогал, попробовал.

мы сегодня расскажем про яблоко. (есть схема – таблица: руки, рот, нос;)

Рассказ «Храбрый мальчик» (для пересказа)

Три мальчика пошли в огород. Там они собирали огурцы. Вдруг на грядке что-то зашевелилось. Два мальчика испугались и убежали. Они упали, уронили корзинки. Рассыпали огурцы. А третий мальчик не испугался. Он спокойно стоял и смотрел, кто же там шевелится? Это был серый кот.

Логоритмика «СБОР УРОЖАЯ»

– Сегодня мы пойдем в огород собирать урожай: по широкой дорожке – по трое; по узкой – по двое; по тропинке – по одному.

  1. Дети под музыку идут друг за другом. По команде «два» перестраиваются в пары. По команде «три» распределяются по тройкам. По окончании музыки дети останавливаются.

  2. Игра «Будь внимателен!» На слово «горох» – дети идут врассыпную; на слово «помидор» – по 4 в круг; на слово «редиска» в круги по двое,

  3. Игра-инсценировка «Толстяки и худышки».
    Распределить детей на овощи-толстяки и овощи-худышки.
    Толстяки – помидоры, капуста, тыква.
    Худышки – лук, петрушка, укроп и т.д.
    Справа – овощи-толстяки; слева овощи-худышки (худышки втягивают щеки, а толстяки – надувают их).
    Встретились толстяки и худышки, смотрят друг на друга.
    Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые – смотрят, подняв и нахмурив брови, морщат губы и нос.
    «Не такие уж мы толстые!» – сердито отвечают толстяки.
    Еще больше удивились худышки: округляют губы, как при произношении «О»: «Да вы еще и сердитые!» – поднимают брови.
    Еще больше рассердились толстяки и – вытягивают губы трубочкой, толстушки: «У-у-у! Мы сердитые – сводят брови.»
    Сморщили нос худышки: «Ф-фу!»; морщат нос и произносят шепотом «фу» – не хотим с вами в одном огороде расти!» – изображают на лице возмущение, кривят губы.
    Скривили губы и толстяки и толстушки: уголки рта, произнося шепотом: «Пф! Ну и не надо!»

  4. Соревнование: «Уберем дыни» (собрать все мячи, разбросанные по группе)

  5. Пение песни «Урожайная».

  6. Пальчиковая игра «Пирожки».
    Пирожки мы испечем с разною начинкой – соединяют ладони рук, хлопают, потом разъединяют и соединяют;
    И с капустой – большие пальцы соединить;
    И с морковкой – соединяют указательные пальцы;
    С луком (средние) и с картошкой (безымянные).
    Из остатков теста (соединить мизинцы) кренделя мы слепим. (соединить указательные пальцы колечком).

  7. Игра «Кто быстрее соберет овощи?»
    Детям раздают корзины, они по одному берут мячи и несут их к своим корзинам.

  8. Предложить нарисовать то, что они видели на огороде.

  9. Игра «Вокруг себя повернись и в овощ превратись»
    В-ль: «Вокруг себя повернись и в овощ превратись» (дети поворачиваются вокруг себя и надевают шапочку какого-нибудь овоща).
    В-ль: «Гуляют овощи по огороду, себя показывают, на других поглядывают». (Дети фантазируют: капуста кружится, округлив руки; лук шагает, высоко поднимая ноги; редис передвигается мелкой пробежкой и т.д.)
    В-ль: «Устали овощи, присели на грядки, отдыхают: лук – эх, капуста – ах, горох – ох, помидор – ух». (Каждый ребенок произносит звукоподражание, которое, с его точки зрения, подходит его овощу.)
    В-ль: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись. ( дети снимают шапочки). Прогулка наша закончилась, возвращаемся в группу. (уходят неторопливой походкой)

  10. Под песню «Урожайная» дети дробным шагом выходят из группы.

Психогимнастика

1. Слушай хлопки!

Цель: развивать активное внимание

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети надувают щеки, изображая помидор; если два раза –морщатся как от горького лука; 3 хлопка – рисуют огурец на полу.

2. Заколдованный ребенок(на выразительность жеста)

Ребенок заколдован. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает овощ, который назовут дети.

3. Вот он какой!( на выразительность жеста)

Ребенок должен без слов дать задание детям принести овощ, рассказав о его размере и форме. С помощью жестов он характеризует предмет: маленький, большой, заостренный, круглый и т.д.

4. Три характера

Детям предлагают придумать «музыкальный характер разных овощей: лук, огурец, помидор и т.д

Изодеятельность

Рисование: «Однажды хозяйка с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла…» (дети рисуют, какие овощи она принесла)         

Аппликация: «Есть у нас огород. Что на грядке там растет?»

Лепка: «Лепим отгадку по моей загадке»

  1. «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» (морковь)
  2. «Показался желтый бок, только я не колобок» (репка)
  3. «Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец)
  4. «Красные сапожки в земле и в лукошке»
  5. «Сто одежек и все без застежек» (капуста)

Полный текст работы в Приложении.